Бортовой дневник №2 — до Полярного круга и обратно

Проект VK Места отправился на освоение Ненецкого автономного округа. О том, как прошло наше новое путешествие и какие локации стоит посетить в этом регионе, читайте в новом материале.

Проект VK Места вновь отправился в экспедицию, чтобы рассказать вам о впечатляющих маршрутах страны. На очереди Ненецкий автономный округ — регион бескрайней тундры, могучих оленей и северного сияния! Место, где вы получите сертификат о пересечении Полярного круга и узнаете, что такое настоящие арктические выходные.

Сегодня расскажем, как прошло путешествие и какие впечатления нам удалось захватить с собой. Исследовать Ненецкий автономный округ с нами отправились певица Kristina Si, певица и блогер Аля Еникеева и блогер Эмиль.

День 1 — Чумовая встреча

Путешествие по региону началось со знакомства с местными обычаями и традициями. Обуздав снегоходы, мы отправились на Чумовой ужин — настоящий званый пир, созданный по всем канонам и традициям народов Севера. Необычная встреча прошла в чуме — утепленном переносном жилище в виде шатра. Здесь нам удалось приготовить традиционные блюда и попробовать местные деликатесы.

Знаете, чем отличительна чумовая кухня? Плотные, сытные блюда, жизненно необходимые в суровых арктических условиях, здесь готовят из оленины. Популярна у ненцев и строганина из сига — рыбы, водящейся в северных реках. А какие десерты! На «сладкое» в чуме подают варенья из северных ягод — морошки, брусники и голубики.

Чумовой ужин. Источник: VK Места. Кирилл Бобкин

Вдоволь проникнувшись местными традициями, мы вновь обуздали снегоходы и вернулись в Нарьян-Мар — исследование необычных локаций региона только начиналось.

День 2 — Знакомство с бескрайним Севером

Если день прошел без рыбалки, значит, он прожит зря!

Проснувшись с этой мыслью, мы без труда надели все самые теплые вещи и отправились к реке Печора, чтобы освоить главные принципы подледной рыбалки. До места добрались на волокушах — специальных санях, крепящихся к снегоходам. Пейзажи Печоры показались нам настоящей заснеженной пустыней. Такого умиротворения и спокойствия мы не встречали давно!

Подледная рыбалка. Источник: VK Места. Кирилл Бобкин

Знакомство с Полярным кругом продолжилось в Центре Арктического туризма, где мы погрузились в культуру ненцев, прошли обряд очищения и даже встретились с местным оленем — бегуном, отправившимся на законную спортивную пенсию. Теперь вместе с сотрудниками Центра Арктического туризма он встречает гостей и выпрашивает у них можжевельник — его любимое лакомство.

Знакомство с оленем в Центре Арктического туризма. Источник: VK Места. Кирилл Бобкин

Завершили полярный день в доме ремесел «Тэмбойко», посвященном традиционным занятиям ненцев. Здесь мы узнали, как делают шапки и рукавицы из оленьих шкур, а после заговорили на удачу куклы уко — традиционные игрушки, созданные из клюва водоплавающих птиц. Говорят, желания некоторых членов нашей команды уже начали сбываться…

Дом ремесел «Тэмбойко». Источник: VK Места. Кирилл Бобкин

Погружение в культуру ненцев прошло на отлично! Теперь самое время проникнуться активным отдыхом.

День 3 — Каждому по бубну и ватрушке

Ни одно исследование региона не должно пройти без изучения местных развлечений. Вот и мы отправились в Центр активного отдыха «Большуха», где прочувствовали дух полярного веселья. Прокатились на ватрушках и уселись в собачью упряжку. Местные хаски оказали нам радушный прием и даже согласились провести нас по зимним ненецким просторам — конечно, не без угощений. В центре нашли и веревочный парк, но оставили это развлечение самым маленьким посетителям «Большухи» — нас же ждали чумовые бубны.

До места знакомства мы добрались уже на знакомых снегоходах с волокушками. Традиционные чумовые бубны изготавливаются из хвойных овалов, обтянутых кожей дикого оленя или лося. Неповторимое и мистическое звучание им придают колокольчики и металлические трубочки, навешанные на инструмент. На мастер-классе мы изготовили по бубну, а после осветили их — чтобы не только хорошо играли, но и приносили удачу своим владельцам.

Чумовые бубны. Источник: VK Места. Кирилл Бобкин

День 4 — В гости к оленям

В путешествии по Полярному кругу обязательно нужно познакомиться с местными животными!

В нашем случае не обошлось без поездки в настоящее оленеводческое стойбище. Здесь команда проекта не только увидела северных животных, но и встретилась с кочевой семьей. Оказалось, что принимающие хозяева — не простые оленеводы. Они — участники и неоднократные победители гонок на оленьих упряжках!

Мы настолько вдохновились их рассказами, что тоже решили попробовать себя в этом непростом деле. Вместе с членами семьи оленеводов мы приняли участие в спортивных гонках на северных животных. О результатах говорить не будем, но отметим одно — поездка, безусловно, стоила времени и сил!

Поголовье оленеводов. Источник: VK Места. Кирилл Бобкин

День 5 — Путешествие в исчезнувший город

Экспедицию по Ненецкому автономному округу мы завершили в Пустозёрске — первом арктическом городе России. Ныне это место — исчезнувший город, окутанный множеством тайн и загадок.

Пустозерск настоящего — это историко-культурный ландшафтный музей-заповедник. В теплое время года добираются сюда на лодке, а зимой — на снегоходе.

Первым делом мы посетили местную церковь — деревянную постройку, пережившую сам город! Следующей точкой небольшого путешествия оказался Виселичный мыс. Когда-то здесь совершались казни. Теперь на мысу появились идолы-сядеи — защитники города. Виселичный мыс называют «древним святилищем» — здесь местные оставляют дары богам Севера. Отсюда да же видна Лживая сопка, на которой, согласно поверию, язычники до сих пор совершают жертвоприношения, оставляя духам кровь и головы диких животных.

Часовня во имя протопопа Аввакума. Источник: VK Места. Кирилл Бобкин

Последней точкой нашей зимней экспедиции стала мастерская косторезов. Здесь мы познакомились с ремесленником, вырезающим фигуры из лосиных и оленьих рогов и увидели доисторические находки: палеонтологические останки китов, мамонтов и моржей.

Мастер-класс по ремеслу косторезов. Источник: VK Места. Кирилл Бобкин

Ненецкий автономный округ не оставил нас без главного впечатления. Собираясь в Москву, мы увидели настоящее северное сияние! Поймали его в последний день, чему были очень рады. Теперь в копилке незабываемых событий проекта VK Места появилось еще одно фантастическое воспоминание!

Хочешь узнать об интересных локациях России еще больше? Подписывайся на наш Дзен и отправляйся в виртуальные путешествия вместе с нами. Нам еще есть, чем тебя удивить!