2K подписчиков

Слабая искра на мотоцикле Восход-2М

1K прочитали

Мой товарищ Алексей Базин (канал "Базисный вектор") занимается восстановлением советских мопедов и мотоциклов. Сейчас у него в работе мотоцикл Восход-2М

Мотоцикл Восхол-2М. Фото из интернета.
Мотоцикл Восхол-2М. Фото из интернета.

Алексей собрал двигатель с новой цилиндропоршневой группой, попробовал запустить - не получилось. При проворачивании коленчатого вала система зажигания даёт очень короткую искру - не более 3 мм. Запустить двигатель с такой искрой очень трудно. Алексей обратился ко мне, я всегда помогаю ему в решении электрических вопросов.

Я предполагаю неисправность коммутатора системы зажигания. На этих мотоциклах установлен коммутатор типа КЭТ-1А

Внешний вид коммутатора КЭТ-1А. Фото автора.
Внешний вид коммутатора КЭТ-1А. Фото автора.

Принципиальная схема коммутатора довольно проста

Принципиальная схема коммутатора КЭТ-1А. Картинка из интернета.
Принципиальная схема коммутатора КЭТ-1А. Картинка из интернета.

В схеме коммутатора есть три конденсатора, все типа МБМ. Как я недавно убедился на собственном опыте, конденсаторы этого типа не очень надёжны (смотри мою статью "Ремонт осциллографа ОМЛ-3М"). Изучение в интернете опыта ремонта коммутаторов навело на мысль, что виноваты именно конденсаторы. Разбираю коммутатор, вынимаю плату с деталями

Плата коммутатора с конденсаторами МБМ, вид 1. Фото автора.
Плата коммутатора с конденсаторами МБМ, вид 1. Фото автора.
Плата коммутатора с конденсаторами МБМ, вид 2. Фото автора.
Плата коммутатора с конденсаторами МБМ, вид 2. Фото автора.

Выпаиваю все три конденсатора. Проверяю ёмкость прибором Mastech MS-6013:

С1 - 1,11 мкФ

С2 - 1,21 мкФ

С3 - 3,26 мкФ

Ну не бывает такого, чтобы ёмкость конденсатора с завода была в три с лишним раза больше номинала. Вывод - конденсатор деградировал. Буду заменять всё три конденсатора, поскольку на остальные тоже надежды нет. В магазин я не поеду. Я выпаяю плёночные конденсаторы 1 мкФ, 250 вольт из старых плат блоков питания компьютеров с полумостовым силовым преобразователем. В каждом блоке питания есть один такой конденсатор, значит - надо разорить три платы

Выпаянные из блоков питания конденсаторы. Фото автора.
Выпаянные из блоков питания конденсаторы. Фото автора.

Меня иногда упрекают в жадности. Я не жадный, я - экономный. Если конденсаторы есть в наличии - надо ставить их. Нечего тратить деньги!

Перед установкой я проверяю ёмкость выпаянных из блоков питания конденсаторов: 0,982 мкФ, 0,971 мкФ, 0,965 мкФ. Пойдут. Устанавливаю конденсатор СВВ21 в позицию С1, а оставшиеся два - в позиции С2, С3. Собираю коммутатор обратно в корпус, сообщаю Алексею о готовности изделия.

По рекомендациям комментаторов я проверил ток утечки коммутатора. Подключил источник постоянного напряжения с миллиамперметром: "+" к выводу "Г" коммутатора, "-" к корпусу коммутатора. Увеличивал напряжение от 0 и смотрел величину тока, протекающего через коммутатор. До 140 вольт ток был порядка 0,2 - 0,5 мА, при напряжении 142,5 вольта ток вырос до 5 мА, это явно начали работать стабилитроны.

Коммутатор был установлен на мотоцикл, искра пробивает при атмосферном давлении промежуток 7 мм, двигатель заводится, но нестабильно. Алексей предполагает, что где-то есть подсос воздуха, очень сильно обедняющий горючую смесь. На свече вообще отсутствует нагар, свеча всегда сухая, несмотря на многократные попытки запустить двигатель. Работы продолжаются! По результатам я дополню эту или напишу отдельную статью, ибо мототематика интересна многим, в том числе и увлекающимся электроникой. Сам я, к стыду своему, из двухколёсной техники умею ездить только на велосипеде.

Так что иногда я ремонтирую и вот такие простые электронные схемы, как коммутатор системы зажигания. Почему бы и нет, если все детали есть в наличии?

Существуют современные коммутаторы с названием КЭТ-1А. Где они произведены - можно догадываться. Схема очень похожа на советский КЭТ-1А, но вместо стабилитронов установлены диоды 1N5408, один конденсатор плёночный импортный 1 мкФ, 400 вольт, а два параллельно, которые накапливают энергию для подачи в первичную обмотку катушки зажигания - 2 штуки по 1,5 мкФ, 400 вольт. Тринистор установлен типа BT153 без радиатора, хотя на плате есть место для установки небольшого радиатора и просверлено отверстие для крепления. Я проверил такой коммутатор на мотоцикле - искру даёт, пробивает при атмосферном давлении искровой промежуток 7-8 мм.