После чудовищной трагедии в Красногорске, Минтруд Таджикистана тут же поспешил заявить о том, что таджики начали массово покидать Россию. В свою очередь в сети появилось множество сообщений о том, что работодатели начали увольнять мигрантов по национальному признаку. Однако так ли это на самом деле, или это очередная попытка властей Таджикистана прикинуться потерпевшей стороной, что бы не лишиться возможности и дальше поставлять в Россию трудолюбивых специалистов, на чьих деньгах держится вся экономика республики? Ответ на этот вопрос можно найти на знаменитом столичном рынке "Садовод", куда и отправились журналисты NEWS.ru
"Таджики не могли это сделать"
В продуктовом магазине на "Садоводе", в котором торгуют товарами из Таджикистана, малолюдно: несколько покупателей выбирают фрукты лежащие на полках и в коробках на возле прилавка. Слева от входа — витрина с колбасами и сырами, на кассе стоит молодой таджик. На заданный вопрос, что изменилось после теракта, отвечать он отказался, сославшись на плохое знание русского языка (это к вопросу о сертификате). В этот момент из подвала в том же магазине вылез его соплеменник, который тоже отказался разговаривать, и всеми расспросами посоветовал обратиться к "старшим".
"Я ничего не стану говорить. Идите к старшим. Они, в торговом центре"
— сказал он и быстро нырнул обратно в подвал.
По пути к крытым ТЦ, где, со слов таджика можно разыскать "старших", — ряды со всякой всячиной от одежды до косметики. Прямо перед входом в торговый центр трудится "незаменимый специалист" Мустафа, тоже выходец из таджикистана. Он оказался более словоохотлив, и рассказал, что для него и его родных после теракта в Крокусе не изменилось ровным счетом ничего. Поэтому никуда из России он уезжать не собирается. Однако следующая фраза Мустафы, ввергла буквально в ступор - он заявил, что его земляки не виновны в совершении теракта.
"У нас все хорошо. И вообще, причем здесь все таджики? Плохих наций не бывает, бывают плохие люди. Кто знает, что там в том "Крокусе" —произошло. Я не верю, что это сделали таджики. Это политика, а я в ней не разбираюсь",
—хитро улыбаясь говорит Мустафа.
Рядом на пластиковом стульчике сидел молодой парень в тюбетейке лет 25-ти, которому был задан вопрос, что он думает о притеснении мигрантов. Тот заерзал на стуле и бегающими глазками с испуганным выражением лица, оглядываясь по сторонам выдал:
"Ко мне нет предвзятого отношения, никто ничего не говорит. Таджики не могли этого сделать. Таджик никогда на такое не пойдет",
— бормотал он под нос, потихоньку отступая к своему прилавку, добравшись до которого стал с умным видом перекладывать с места на место коробки, давая тем самым понять что разговор закончен.
"Все в постоянном страхе"
Следующим собеседникам стала продавщица павильона с одеждой по имени Алла. Женщина приехала в Москву из Азербайджана. Она рассказала, у нее много друзей таджиков, и после трагедии в КСХ они и в самом деле стали боятся за себя и свои семьи.
"Как им теперь жить? Все в постоянном страхе, детей даже в школу боятся отпускать. Люди плачут. Все мои знакомые таджики, все просто в шоке. Они в растерянности и не знают что им делать. Многие в России живут годами. Как им сейчас выбирать дорогу? Многие вынуждены уехать, но это лишь те, у кого проблемы с документами"
— рассказывает продавщица
По словам Аллы, он туже боится, но не за себя, а за своего внука, которому 14 лет. Раньше парень сам возвращался вечерам домой после тренировки, а сегодня она просит мужа чтобы тот забирал внука.
"У меня внуку 14 лет, он такой темненький. Я очень боюсь за него. Когда он возвращается домой, у меня сердце не на месте. Вдруг его с таджиком перепутают? В последнее время дедушка его забирает"
— делится переживаниями Алла.
"Мы вас обязательно вычислим"
Больше на "Садоводе" никто на вопросы журналистов отвечать не стал. А вот дальше началось самое интересное. Когда журналисты отправились в кафе расположенное по соседству, к ним не спрашивая разрешения подсела незнакомая женщина. Оказалось что это представитель пресс-службы рынка по имени Светлана.
Первым делом назойливая дама потребовала документы. Журналисты показали ей пресс-карту, которую она тут же сфотографировала. Уточнив цель визита, Светлана тут же засыпала обозревателей вопросами:
"Вы на "Садоводе" раньше работали? Что вам рассказали продавцы? Название нашего рынка вы укажете в публикации? Мы к ничему такому никакого отношения не имеем. У нас на рынке много людей разных национальностей. Все живут мирно".
Также представитель пресс-службы подчеркнула, что после теракта в Красногорске на рынке ничего плохого не происходит. Забыв правда упомянуть о том, что буквально несколько дней назад в "Садоводе" по сведениям ряда Telegram-каналов на рынке таджики избили двух участников специальной операции. Сообщалось, что причиной стали "оскорбительные высказывания". А 1-го апреля в СК РФ сообщили, не уточняя название, что на одном из столичных рынков произошел конфликт между двумя мужчинами и выходцами из Средней Азии. По данному факту ведомство возбудило уголовное дело по ст. 213 УК РФ (хулиганство). Видимо, это не то...
Весьма показательным оказался момент связанный с тем, как Светлана сумела так быстро найти журналистов. Оказалось она их вычислила по камерам которыми утыкан весь огромный рынок.
"Мы вас нашли по камерам. На рынке усилены меры безопасности. В в этом лично убедились"
— гордо заявила она.
Почему Светлана выслеживала именно журналистов, она не удосужилась объяснить. Видимо в этом и заключаются меры безопасности, сводящиеся к тому, что бы вычислить любого постороннего на объекте, которого очевидно сдал один из собеседников. Может быть это был Мустафа с бегающими глазками. А что бы журналисты сильно не задерживались, Светлана настойчивым тоном, не терпящим возражений, предложила проводить их до автобусной остановки, где и стояла до тех пор, пока они не сели в автобус.
Ничего не изменилось
Следующей местом куда направились журналисты, стал небезызвестный миграционный центр "Сахарово", Целью визита стало желание побеседовать с выходцами из Таджикистана, которые приходят в ММЦ что бы продлить срок своего нахождения России. Стоит отметить, что территория учреждения хорошо охраняется и обнесена по периметру высокими заборами из стальных прутьев. Мышь не проскочит. На КПП собралась внушительная очередь — у всех досконально проверяют документы. Попасть на территорию ММЦ не реально — охрана пускает туда только по иностранному паспорту или сопровождающих мигрантов лиц. Этакое государство в государстве.
На парковке перед входом в ММЦ очень много такси. Таксисты слоняются поблизости и зазывают мигрантов, предлагая довезти их до метро. Один из водителей таджик, зовут Гулом, в Москве работает уже давно. Мужчина рассказал, что после 22 марта никакого снижения пассажиропотока он не заметил, заработок остался прежним.
"Да ничего не изменилось Всё нормально, отношение тоже нормальное. На днях был в Самаре, там тоже все хорошо. Дети у меня учатся в Москве. Они мне и документы сделали, всегда помогают. Не скажу что стало больше проверок, по крайней мере я не заметил"
— рассказал таксист.
Однако как только речь зашла о теракте в "Крокусе", Гулом тут же ретировался, сделав вид что его кто-то позвал. Впрочем, большинство собеседников-таджиков, при страшном слове "Крокус" обрывали беседу под разными предлогами.
«Наркоманы, может? »
Рядом, подпирая забор ММЦ стоит группа приезжих в документами в руках. Одного из них зовут Зайниддин, тоже таджик. Мужчина работает на стройке и тоже уверяет, что ничего после теракта не изменилось и он живет как прежде.
"Я по образованию доктор, но в Таджикистане очень маленькие зарплаты, а на пенсию мешок муки не купишь. Я бросил медицину, теперь работаю на стройке. Платят по нашим меркам очень хорошо — 260 рублей в час, деньги дают без задержек. Директор всем нам дал свой номер и сказал звонить, если кто-то попытается обмануть",
— рассказал Зайниддин.
По словам мужчины, рабочие на стройке питаются три раза в день за счет работодателя. Тем кто приехал из Таджикистана, но пока не в состоянии снять жилье, его оплачивают.
"Мне в свое время тоже вот так вот оплачивали. А потом, когда получишь зарплату снимаешь уже сам. Еще нашу бригаду всю вместе привозят в Сахарово, когда надо документы делать. Правда патенты мы оплачиваем сами"
— добавил Зайниддин.
Как только разговор зашел о том, что теракт совершили его земляки, Зайниддин погрустнел, опустил глаза и несколько минут собирался с мыслями, а затем сказал:
"В Коране сказано: "Тот кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, а просто так, тот вроде как убил всех людей“. Видимо есть такие, которые этого не понимает. Может наркоманы? "
Правда после этого Зайниддин понизив голос добавил, что на самом деле он не верит что тех кого обвиняют в теракте, на самом деле виновны. По его мнению, "эти люди под пытк*ми могли признаться в чем угодно"
"Видно же, что их сильно били, даже ухо отрезали. Так, конечно кто угодно скажет то, что ему скажут"
— дал понять что разговор окончен Зайниддин.
Что в итоге
После беседы с жителями Таджикистана можно сделать неутешительный вывод. Во-первых, ничего не изменилось. Рынок "Садовод" как продолжал существовать сам по себе, как рассадник преступности, так и продолжает это делать. Слежка за журналистами по камерам, наглядно свидетельствует о том, что менять сложившийся там уклад никто не собирается. Во-вторых, по словам тех же мигрантов, никакого видимого ужесточения миграционного контроля нет. То есть все живут как и прежде, зарабатывая те же деньги, которые так же благополучно продолжают утекать из России, насыщая бюджет Таджикистана. Единственно что вызывает сожаление у таджиков, что их сородичи у которых отсутствуют необходимые документы, вынуждены покидать Россию. Однако как оказалось и здесь есть лазейка.
Как сообщает Telegram-канал ZERGULIO, на днях ему пришло письмо, в котором раскрыта схема, как обратно возвращаются в Россию депортированные мигранты.
"Добрый день! Есть рабочая схема нелегального въезда "незаменимых специалистов" через Белоруссию. После решения суда на депортацию из РФ, сведения об этом в Белоруссии появляются только через 40 дней, что дает мигрантам возможность воспользоваться этим окном и въехать в Россию нелегально на машине гражданина Белоруссии (поставлено на поток, берут с них по 20 тысяч руб). Сажают в машину по 4 человека. Как часто их ввозят остается лишь догадываться"
Отмечается, что не первое такое письмо. Из комментариев:
"Часто езжу на машине из Беларуси по М1. При выезде из РБ белорусы контроль не осуществляют. На Российской стороне паспортный контроль. Пропускают только граждан РФ и Беларуси. Больше проехать через этот пункт пропуска никто не может. А даже если и проехал, то вопрос к российской стороне. Сами белорусы не контролируют паспортный режим на белорусской границе"
Так что если кто-то наивно полагает, что после событий в "Крокус Сити Холле" что изменится в лучшую сторону, не тешьте себя напрасными иллюзиями.
Мы в Telegram
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и оставляйте свои комментарии.
Также читайте на нашем канале: