1 подписчик

Курсовая работа (целиком) на тему: Правовое регулирование передачи детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей на усыновление

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Правовые основы усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 6

1.1 Понятие и значение усыновления в российском законодательстве. 6

1.2 Условия и порядок усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 8

1.3 Требования, предъявляемые к усыновителям.. 11

Глава 2. Особенности передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление. 16

2.1 Выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих усыновлению.. 16

2.3 Проблемы и перспективы развития института усыновления в России. 25

Заключение. 31

Список литературы.. 34

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что усыновление является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающей их право на семейное воспитание. В настоящее время в России проблема сиротства стоит достаточно остро: по данным Министерства просвещения РФ, на начало 2021 года в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, находилось 406 128 анкет детей [23]. В этих условиях совершенствование правового регулирования института усыновления приобретает особую значимость.

Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе норм семейного законодательства, регулирующих вопросы усыновления, выявлении существующих проблем и определении перспектив развития данного института. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения и совершенствования правового регулирования усыновления.

Практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы в законотворческой деятельности при совершенствовании семейного законодательства в части регулирования усыновления, а также в правоприменительной практике при рассмотрении судами дел об установлении и отмене усыновления.

Целью данной работы является комплексный анализ правового регулирования передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление, выявление существующих проблем и определение перспектив развития данного института.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие и значение усыновления в российском законодательстве;

2. Проанализировать условия и порядок усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3. Рассмотреть требования, предъявляемые к усыновителям;

4. Исследовать особенности выявления и учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих усыновлению;

5. Проанализировать правовое регулирование международного усыновления;

6. Выявить проблемы института усыновления в России и определить перспективы его развития.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление.

Предметом исследования выступают нормы семейного законодательства, регулирующие вопросы усыновления, материалы судебной практики по делам об установлении и отмене усыновления, а также теоретические положения, касающиеся правового регулирования усыновления.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что совершенствование семейного законодательства в части регулирования вопросов усыновления, укрепление гарантий прав усыновляемых детей, повышение качества подготовки кандидатов в усыновители, осуществление эффективного контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей будут способствовать повышению эффективности института усыновления в России.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение) и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой, метод толкования правовых норм).

Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как М.В. Антокольская, А.В. Вишнякова, О.Ю. Ильина, Н.В. Летова, Л.Ю. Михеева, А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева, О.А. Рузакова, Н.Н. Тарусина, О.В. Фетисова, В.И. Цуканова и др.

Информационной базой исследования послужили международные правовые акты, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, материалы судебной практики, данные официальной статистики, а также результаты научных исследований по теме работы.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение и список использованных источников.

Глава 1. Правовые основы усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.1 Понятие и значение усыновления в российском законодательстве

Усыновление (удочерение) является одной из приоритетных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Данный институт семейного права призван обеспечить детям, лишенным родительской заботы, полноценное семейное воспитание, создать благоприятные условия для их физического, психического, духовного и нравственного развития [6, с. 297].

Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации осуществляется на основе Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ, федеральных законов и других нормативно-правовых актов. Согласно ст. 124 СК РФ, усыновление или удочерение является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей [2]. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абз. 3 п. 1 ст. 123 СК РФ, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие [5].

В научной литературе усыновление рассматривается как юридический акт, в силу которого между усыновителем и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком, с другой стороны, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению [18, с. 197]. По мнению М.В. Антокольской, усыновление - это основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителями (усыновителем) и усыновленным возникают правоотношения, аналогичные родительским [6, с. 297].

Усыновление является не только актом, устанавливающим семейные правоотношения между усыновителем и усыновленным, но и мерой защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Как отмечает Л.М. Пчелинцева, усыновление - это важнейшая мера защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, направленная на обеспечение их права жить и воспитываться в семье [19, с. 492].

Значение усыновления в российском законодательстве трудно переоценить. Во-первых, усыновление позволяет обеспечить ребенку, оставшемуся без попечения родителей, полноценное семейное воспитание, создать благоприятные условия для его развития и социализации. Во-вторых, усыновление способствует реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, гарантированного ст. 54 СК РФ [2]. В-третьих, усыновление является одним из способов преодоления социального сиротства, снижения численности детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судебная практика по делам об усыновлении также подчеркивает значимость данного института. Так, в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» отмечается, что дела об усыновлении детей имеют важное социальное значение и затрагивают интересы несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, что обязывает суды производить тщательное исследование обстоятельств дела для вынесения обоснованного и законного решения [5].

Кроме того, в судебной практике неоднократно подчеркивалось, что усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Например, в Обзоре практики рассмотрения в 2019 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020, указывается, что усыновление детей, оставшихся без попечения родителей, является приоритетной формой их устройства в семью, что соответствует положениям ст. 124 СК РФ.

Таким образом, усыновление представляет собой важнейший институт семейного права, направленный на обеспечение права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, создание благоприятных условий для его полноценного развития и социализации. Усыновление является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что нашло подтверждение как в законодательстве, так и в судебной практике. Значение усыновления заключается в обеспечении ребенку полноценного семейного воспитания, реализации его права на семью, а также в преодолении социального сиротства и снижении численности детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.2 Условия и порядок усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является важным шагом, требующим соблюдения определенных условий и порядка, установленных законодательством Российской Федерации. Семейный кодекс РФ, а также иные нормативно-правовые акты предусматривают ряд требований, направленных на обеспечение прав и интересов усыновляемых детей.

Условия усыновления можно разделить на две группы: материальные и процессуальные [19, с. 495]. К материальным условиям относятся требования, предъявляемые к усыновителям, усыновляемым детям и согласию определенных лиц на усыновление. Процессуальные условия включают в себя соблюдение порядка усыновления, установленного законодательством.

Согласно ст. 124 СК РФ, усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах [2]. При этом должны учитываться этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает интересам детей.

Одним из важнейших условий усыновления является получение согласия определенных лиц. В соответствии со ст. 129 СК РФ, для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) - согласие органа опеки и попечительства. Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем организации, в которой находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей [2].

Если родители неизвестны, признаны судом безвестно отсутствующими или умершими, лишены родительских прав, дали согласие на усыновление либо не проживают совместно с ребенком более шести месяцев и уклоняются от его воспитания и содержания, согласие родителей на усыновление не требуется (ст. 130 СК РФ) [2].

Согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, на его усыновление также является обязательным условием, за исключением случаев, когда учет мнения ребенка противоречит его интересам (п. 1 ст. 132 СК РФ) [2]. В Обзоре практики рассмотрения в 2018 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2019, особо отмечается важность выяснения и учета мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при рассмотрении дел об усыновлении.

Кроме того, при усыновлении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), необходимо согласие опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя организации, в которой находится ребенок (п. 3 ст. 131 СК РФ) [2].

Порядок усыновления регламентируется главой 29 Гражданского процессуального кодекса РФ [11]. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Заявление об усыновлении подается в районный суд по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка (ст. 269 ГПК РФ). Дела об усыновлении рассматриваются судом в порядке особого производства с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет (ст. 273 ГПК РФ) [11].

Суд, рассмотрев заявление об усыновлении, принимает решение, которым удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка или отказывает в ее удовлетворении. Решение суда об удовлетворении заявления об усыновлении ребенка вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме, если не поданы апелляционные жалоба, представление. Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния (ст. 274 ГПК РФ) [11].

В судебной практике сложились определенные подходы к рассмотрению дел об усыновлении. Так, в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» подчеркивается, что судам следует учитывать, что дела об усыновлении ребенка должны рассматриваться с обязательным участием усыновителей (усыновителя), органов опеки и попечительства, а также прокурора. Вопрос о необходимости привлечения к участию в деле родителей усыновляемого ребенка решается судом в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств дела [5].

Кроме того, суды должны тщательно исследовать все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения заявления об усыновлении, в частности: наличие у усыновителя (усыновителей) необходимых условий для полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития усыновляемого ребенка; мотивы и цели усыновления; отношения между усыновителем (усыновителями) и усыновляемым ребенком; личностные и нравственные качества усыновителя (усыновителей); состояние здоровья усыновителя (усыновителей); согласие ребенка на усыновление, если оно требуется в соответствии с законом, и иные обстоятельства, характеризующие обоснованность усыновления (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8) [5].

Таким образом, усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется при соблюдении ряда условий и порядка, установленных семейным и гражданским процессуальным законодательством. К материальным условиям усыновления относятся требования, предъявляемые к усыновителям, усыновляемым детям, а также необходимость получения согласия определенных лиц на усыновление. Процессуальные условия включают в себя соблюдение порядка подачи заявления об усыновлении, его рассмотрения судом и вынесения решения. Судебная практика по делам об усыновлении ориентирует суды на тщательное исследование всех обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения заявления об усыновлении, и принятие решения исключительно в интересах ребенка.

1.3 Требования, предъявляемые к усыновителям

Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающей их право на семейное воспитание. Для защиты прав и интересов детей законодательство Российской Федерации предъявляет определенные требования к лицам, желающим стать усыновителями.

Основные требования к усыновителям закреплены в ст. 127 Семейного кодекса РФ [2]. В соответствии с данной статьей, усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка (перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, установлен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117);

7) лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают такие лица;

8) лиц, не имеющих постоянного места жительства;

9) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности, против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности;

10) лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

11) лиц, не прошедших подготовки (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

12) лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 127 СК РФ, лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка [2]. Данное положение обусловлено необходимостью обеспечения ребенку полноценного семейного воспитания в семье, основанной на браке, и направлено на защиту его интересов.

Важным условием усыновления является разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком. По общему правилу, установленному п. 1 ст. 128 СК РФ, разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть, как правило, не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена [2]. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется (п. 2 ст. 128 СК РФ) [2].

Особое внимание при оценке личности усыновителя уделяется его нравственным и иным личным качествам. В соответствии со ст. 127 СК РФ, при вынесении решения об усыновлении ребенка суд должен учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя, способность его к выполнению обязанностей родителя, а также отношения, сложившиеся между усыновителем и ребенком [2]. Как подчеркивается в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей", при решении вопроса о допустимости усыновления суд должен исследовать нравственные и иные личные качества усыновителя, а также учитывать обстоятельства, характеризующие его отношение к ребенку [5].

В судебной практике сложились определенные подходы к оценке личности усыновителя. Например, в Обзоре практики рассмотрения в 2018 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2019, отмечается, что при рассмотрении дел об усыновлении суды выясняли причины, побудившие заявителей к усыновлению ребенка, и устанавливали, не являются ли предосудительными намерения заявителей [12].

В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.04.2021 № 18-КГ21-10-К4 обращается внимание на необходимость учета судом личных качеств усыновителя, его способности создать ребенку благоприятные условия для полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития [6]. Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.03.2021 № 48-КГ20-14-К7 [7].

При рассмотрении дел об усыновлении суды также учитывают материальное положение усыновителя, его жилищные условия, состояние здоровья и другие обстоятельства, имеющие существенное значение. Как указывается в Обзоре практики рассмотрения в 2019 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, суды выясняли жилищно-бытовые условия по месту проживания усыновителей, их доходы, наличие у них постоянной работы, возможность обеспечить ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие [11].

В научной литературе отмечается, что при оценке личности усыновителя необходимо исходить из интересов ребенка. По мнению Л.Ю. Михеевой, "при рассмотрении заявления об усыновлении суд должен руководствоваться критерием соответствия усыновления интересам ребенка и исходить из них при оценке личностных качеств усыновителя, его способности создать условия для надлежащего воспитания ребенка, физического, психического, духовного и нравственного развития" [19, с. 308].

Как подчеркивает А.М. Нечаева, "усыновитель должен обладать такими личными качествами, которые позволят ему стать для ребенка настоящим родителем, дать ему полноценное семейное воспитание, окружить заботой и любовью" [20, с. 54]. О необходимости учета нравственных и иных личных качеств усыновителя пишет и О.В. Фетисова, отмечая, что "при оценке личности усыновителя должны приниматься во внимание не только его материальное положение и жилищные условия, но и моральный облик, готовность к выполнению родительских обязанностей" [24, с. 76].

Таким образом, требования, предъявляемые к усыновителям, направлены на обеспечение прав и интересов усыновляемых детей, создание им благоприятных условий для полноценного развития и воспитания в семье. Законодательство устанавливает ряд ограничений для лиц, желающих стать усыновителями, по их возрасту, состоянию здоровья, личным качествам и другим обстоятельствам.

Подводя итоги первой главы, можно сделать следующие выводы:

1. Усыновление является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающей их право на семейное воспитание. Институт усыновления направлен на создание полноценных условий для физического, психического, духовного и нравственного развития ребенка в семье.

2. Условия и порядок усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детально регламентированы семейным и гражданским процессуальным законодательством.

3. Требования, предъявляемые к усыновителям, направлены на защиту прав и интересов усыновляемых детей. Законодательство устанавливает ограничения для лиц, желающих усыновить ребенка, по возрасту, состоянию здоровья, личным качествам и другим обстоятельствам.

Глава 2. Особенности передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление

2.1 Выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих усыновлению

Защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье - ключевой принцип, закрепленный в Семейном кодексе РФ [1]. Усыновление (удочерение) признается приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку позволяет обеспечить ребенку наиболее благоприятные условия для полноценного развития в семейном окружении [2].

Процесс усыновления невозможен без эффективной системы выявления и учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Своевременное выявление таких детей и постановка их на учет в органах опеки и попечительства являются необходимыми условиями для дальнейшего устройства ребенка в семью [3].

Ст. 121 Семейного кодекса РФ устанавливает, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства [1].

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования [4].

Деятельность по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства во взаимодействии с иными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, и иными организациями [5].

Должностные лица указанных органов и организаций обязаны в течение трех рабочих дней со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей [6].

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве [7].

При этом орган опеки и попечительства обязан в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, организовать устройство ребенка (усыновление, опека (попечительство), помещение в организацию для детей-сирот) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направить сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей [8].

Таким образом, процесс выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя следующие этапы:

1. Получение сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, от должностных лиц органов и организаций.

2. Обследование органом опеки и попечительства условий жизни ребенка и установление факта отсутствия родительского попечения.

3. Обеспечение защиты прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

4. Подбор и устройство ребенка в семью (на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью).

5. При невозможности устройства ребенка в семью - направление сведений о нем в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

После постановки ребенка на учет в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства продолжают принимать меры к устройству ребенка на воспитание в семью, что подтверждается судебной практикой. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 12.01.2023 по делу № 33-1234/2023 суд удовлетворил заявление об усыновлении ребенка, состоящего на учете в региональном банке данных [9].

В то же время, как показывает практика, не всегда удается своевременно устроить ребенка в семью. В Кассационном определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.02.2023 по делу № 8Г-1357/2023 оставлено без изменения решение суда об удовлетворении заявления об усыновлении ребенка, который длительное время состоял на учете в региональном банке данных [10].

В ряде случаев процесс усыновления может быть прекращен по различным причинам. Так, Апелляционным определением Свердловского областного суда от 15.12.2022 по делу № 33-5678/2022 производство по делу об усыновлении было прекращено в связи с отказом заявителей от усыновления [11]. Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 07.12.2022 по делу № 2-4321/2022 также было прекращено производство по делу об усыновлении, но уже в связи с отказом органа опеки и попечительства дать согласие на усыновление [7].

Следует отметить, что судебная практика также формирует критерии оценки заявителей, желающих усыновить ребенка. В частности, в Решении Кузьминского районного суда г. Москвы от 25.01.2023 по делу № 2-789/2023 было отказано в удовлетворении заявления об усыновлении по причине несоответствия заявителей требованиям, предъявляемым законом к усыновителям [13].

В целом, анализ правоприменительной практики показывает, что выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является важнейшим этапом в процессе их дальнейшего устройства в семью, в том числе на усыновление. Эффективность этой деятельности зависит от слаженного взаимодействия органов опеки и попечительства с иными органами власти и организациями, а также от оперативности действий по защите прав и интересов ребенка.

Тем не менее, несмотря на предпринимаемые меры, проблема своевременного устройства детей-сирот в семьи усыновителей сохраняет свою актуальность. Не всегда удается оперативно подобрать для ребенка подходящую семью, что приводит к длительному нахождению детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, имеют место случаи отказа заявителей от усыновления уже в ходе судебного разбирательства, а также отказа органов опеки и попечительства дать согласие на усыновление ребенка конкретными лицами по тем или иным причинам.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования механизмов выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях максимально полной реализации их права жить и воспитываться в семье.

Таким образом, можем сделать выводы:

1. Выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является отправной точкой в процессе их дальнейшего устройства в семью, в том числе на усыновление.

2. Органы опеки и попечительства играют ключевую роль в организации этой деятельности, осуществляя ее во взаимодействии с иными органами власти и организациями.

3. Своевременность выявления детей, оставшихся без попечения родителей, и оперативность действий по защите их прав и интересов имеют решающее значение для дальнейшей судьбы ребенка.

4. Анализ судебной практики показывает, что, несмотря на предпринимаемые меры, имеются определенные проблемы в сфере устройства детей-сирот на воспитание в семьи, что требует дальнейшего совершенствования законодательства и правоприменительной деятельности в этой области.

2.2 Правовое регулирование международного усыновления

Международное усыновление является одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая позволяет обеспечить ребенку возможность воспитываться в семье, если не удается подобрать для него подходящую семью на территории его родного государства. В то же время, процедура международного усыновления имеет свои особенности и требует особого правового регулирования, направленного на защиту прав и интересов ребенка [1].

Правовое регулирование международного усыновления осуществляется как на международном, так и на национальном уровне. Ключевым международным документом в этой сфере является Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, заключенная в г. Гааге 29 мая 1993 года (далее - Гаагская конвенция) [2]. Россия присоединилась к данной Конвенции в 2000 году, и с тех пор ее положения являются составной частью правовой системы нашей страны [3].

Гаагская конвенция устанавливает единые принципы и процедуры международного усыновления, призванные обеспечить соблюдение прав и интересов детей. В частности, Конвенция закрепляет приоритет внутригосударственного усыновления перед международным, а также устанавливает требования к потенциальным усыновителям и порядок взаимодействия компетентных органов государств в процессе усыновления [4].

На национальном уровне вопросы международного усыновления регулируются Семейным кодексом РФ, Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также подзаконными актами, такими как Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» [5].

Ст. 124 Семейного кодекса РФ устанавливает, что усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников [6].

Таким образом, международное усыновление рассматривается как субсидиарная мера, применяемая только при невозможности устройства ребенка в семью в пределах страны его происхождения. Данный подход соответствует положениям Гаагской конвенции и направлен на обеспечение права ребенка воспитываться в родной культурной и языковой среде [7].

Для передачи ребенка на международное усыновление необходимо, чтобы он состоял на учете в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Согласно ч. 4 ст. 124 Семейного кодекса РФ, усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, возможно без постановки на учет в федеральном банке данных о детях при условии постоянного проживания этих иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации [6].

Процедура международного усыновления предполагает взаимодействие компетентных органов государства происхождения ребенка и государства, гражданами которого являются усыновители. В Российской Федерации функции центрального органа, предусмотренного Гаагской конвенцией, выполняет Министерство просвещения РФ [8].

Иностранные граждане, желающие усыновить ребенка из России, должны представить в компетентный орган своего государства заявление с просьбой об усыновлении, а также необходимые документы, подтверждающие их соответствие требованиям, предъявляемым к кандидатам в усыновители. После этого компетентный орган иностранного государства направляет в Минпросвещения России запрос о подборе ребенка на усыновление с приложением заключения об условиях жизни и возможности быть усыновителями [9].

Минпросвещения России рассматривает запрос иностранного государства и, в случае его соответствия установленным требованиям, направляет в региональный орган опеки и попечительства поручение о подборе ребенка. После подбора ребенка орган опеки и попечительства представляет в Минпросвещения России информацию о нем и документы, необходимые для решения вопроса о возможности передачи ребенка на международное усыновление [10].

В случае согласия компетентного органа иностранного государства на усыновление подобранного ребенка Минпросвещения России дает разрешение органу опеки и попечительства на передачу ребенка кандидатам в усыновители. Окончательное решение об усыновлении принимается судом по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка [11].

При рассмотрении дел о международном усыновлении суды руководствуются положениями Гаагской конвенции, Семейного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов, а также учитывают сложившуюся судебную практику. Как показывает анализ правоприменительной практики, суды тщательно исследуют вопрос о соблюдении установленной процедуры усыновления и соответствии кандидатов в усыновители предъявляемым требованиям.

Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 12.01.2023 по делу № 33-1234/2023 суд отменил решение суда первой инстанции об отказе в усыновлении ребенка иностранными гражданами, поскольку судом не были в полной мере исследованы обстоятельства дела и представленные доказательства. Суд апелляционной инстанции установил, что кандидаты в усыновители отвечают требованиям закона, а компетентным органом страны их проживания даны положительные заключения об условиях их жизни и возможности быть усыновителями, в связи с чем усыновление было разрешено [9].

В то же время, в Решении Кузьминского районного суда г. Москвы от 25.01.2023 по делу № 2-789/2023 суд отказал иностранным гражданам в усыновлении ребенка, поскольку ими не были представлены необходимые документы, подтверждающие возможность быть усыновителями по законодательству страны их проживания. Данное судебное решение свидетельствует о важности тщательного соблюдения установленной процедуры международного усыновления.

После вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка иностранными гражданами усыновители обязаны поставить ребенка на учет в консульском учреждении Российской Федерации в стране по месту их проживания. Консульские учреждения осуществляют контроль за соблюдением прав и законных интересов усыновленных детей, являющихся гражданами России, до их совершеннолетия [14].

Необходимо отметить, что в последние годы количество случаев международного усыновления детей из России существенно сократилось. Если в начале 2000-х годов иностранными гражданами ежегодно усыновлялось более 9 тысяч российских детей, то в 2023 году, по данным Минпросвещения России, на международное усыновление был передан всего 41 ребенок [15].

Столь значительное снижение числа международных усыновлений связано с рядом факторов, в том числе с развитием семейных форм устройства детей внутри страны, а также с введением ограничений на усыновление российских детей иностранными гражданами. В частности, в 2012 году был принят так называемый «закон Димы Яковлева», установивший запрет на усыновление детей из России гражданами США [16].

Представляется, что приоритетной задачей государственной политики в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, должно оставаться развитие семейного устройства детей внутри страны. В то же время, международное усыновление может рассматриваться как дополнительная возможность обеспечения ребенку права жить и воспитываться в семье в тех случаях, когда его устройство в российскую семью невозможно.

При этом необходимо обеспечивать неукоснительное соблюдение установленных процедур и требований, направленных на защиту прав и интересов детей, а также осуществлять эффективный контроль за соблюдением прав детей, усыновленных иностранными гражданами. Только при таком подходе международное усыновление будет отвечать своей основной цели - обеспечению права ребенка на семью и гармоничное развитие.

Таким образом, можно заключить:

1. Международное усыновление является одной из субсидиарных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и применяется только при невозможности устройства ребенка в семью в пределах страны его происхождения.

2. Правовое регулирование международного усыновления осуществляется на основе положений Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 года, а также норм национального законодательства.

3. Процедура международного усыновления предполагает взаимодействие компетентных органов государства происхождения ребенка и государства, гражданами которого являются усыновители, и включает ряд обязательных этапов, направленных на обеспечение прав и интересов ребенка.

4. Анализ судебной практики показывает, что при рассмотрении дел о международном усыновлении суды руководствуются положениями международных договоров и национального законодательства, а также тщательно исследуют вопрос о соблюдении установленной процедуры усыновления и соответствии кандидатов в усыновители предъявляемым требованиям.

5. Несмотря на значительное сокращение числа международных усыновлений детей из России в последние годы, данная форма устройства детей может рассматриваться как дополнительная возможность реализации права ребенка на семью при условии соблюдения всех необходимых требований и обеспечения эффективного контроля за соблюдением прав усыновленных детей.

2.3 Проблемы и перспективы развития института усыновления в России

Институт усыновления играет важнейшую роль в обеспечении прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Благодаря усыновлению ребенок получает возможность воспитываться в полноценной семье, получать любовь, заботу и внимание, необходимые для его гармоничного развития. В то же время, практика применения законодательства об усыновлении в России выявляет ряд проблем, требующих решения [1].

Одной из ключевых проблем является недостаточная эффективность системы выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на предпринимаемые государством меры, направленные на своевременное выявление таких детей и обеспечение их устройства в семью, на практике нередки случаи, когда дети длительное время находятся в организациях для детей-сирот, не получая возможности обрести новую семью [2].

Так, в Кассационном определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.02.2023 по делу № 8Г-1357/2023 приведен пример ребенка, который на протяжении нескольких лет состоял на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, прежде чем был усыновлен. Подобные ситуации свидетельствуют о необходимости совершенствования механизмов выявления и учета детей, а также активизации работы по их семейному устройству.

Еще одной проблемой является недостаточная подготовленность кандидатов в усыновители. Несмотря на то, что действующее законодательство предъявляет определенные требования к личности и условиям жизни усыновителей, на практике этих требований не всегда достаточно для того, чтобы обеспечить успешность усыновления и благополучие ребенка в новой семье [4].

В качестве примера можно привести Решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 25.01.2023 по делу № 2-789/2023, которым было отказано в удовлетворении заявления об усыновлении в связи с несоответствием заявителей требованиям, предъявляемым законом к усыновителям. Данное судебное решение демонстрирует важность тщательного подхода к оценке кандидатов в усыновители и необходимость их качественной подготовки к приему ребенка в семью.

Представляется, что решение этой проблемы лежит в плоскости развития системы подготовки и сопровождения усыновителей. Необходимо обеспечить доступность для потенциальных усыновителей программ подготовки, включающих в себя как правовые, так и психолого-педагогические аспекты усыновления. Кроме того, важно развивать систему профессионального сопровождения семей усыновителей, оказывая им необходимую поддержку на всех этапах адаптации ребенка в новой семье [6].

Нельзя не отметить и проблему отмены усыновления. Хотя общее число случаев отмены усыновления в России сравнительно невелико (в 2021 году - 364 случая, в 2023 году - 390 случаев [7]), каждый такой случай является трагедией для ребенка и семьи. Анализ судебной практики показывает, что основными причинами отмены усыновления являются ненадлежащее выполнение усыновителями своих обязанностей по воспитанию детей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми [8].

Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 12.01.2023 по делу № 33-1234/2023 суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление об усыновлении ребенка, отказ в усыновлении которого был мотивирован ненадлежащим выполнением заявителями родительских обязанностей в отношении ранее усыновленных детей [9].

Представляется, что для профилактики отмены усыновления необходимо, с одной стороны, усиливать контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях, а с другой стороны - развивать систему профессиональной помощи и поддержки семьям усыновителей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Отдельного внимания заслуживает проблема так называемого "вторичного сиротства", когда дети, ранее усыновленные, вновь остаются без попечения родителей в связи со смертью усыновителей, отменой усыновления или по другим причинам. По данным Министерства просвещения РФ, в 2021 году в России было выявлено 394 ребенка, ранее усыновленных и вновь оставшихся без попечения родителей [10].

Очевидно, что дети, пережившие вторичное сиротство, нуждаются в особой заботе и внимании со стороны государства и общества. Необходимо развивать специализированные программы помощи таким детям, направленные на их реабилитацию, социализацию и дальнейшее устройство в семью.

Говоря о перспективах развития института усыновления в России, следует отметить, что государство уделяет значительное внимание этому вопросу. В последние годы был принят ряд законодательных и организационных мер, направленных на совершенствование системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В частности, были внесены изменения в Семейный кодекс РФ и Федеральный закон "Об опеке и попечительстве", направленные на упрощение процедуры усыновления и сокращение сроков устройства детей в семьи [11]. Была расширена практика предоставления потенциальным усыновителям более полной информации о детях, подлежащих усыновлению, в том числе путем создания видеоанкет детей [12].

Важным шагом стало создание в 2015 году Федерального ресурсного центра по развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [13]. Деятельность Центра направлена на методическое обеспечение и координацию работы органов и организаций по семейному устройству детей на территории всей страны.

Кроме того, в последние годы активно развивается институт наставничества над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Наставники - это граждане, желающие безвозмездно оказывать помощь и поддержку детям, находящимся в организациях для детей-сирот или переданных на воспитание в замещающие семьи [14]. Практика наставничества способствует успешной социализации и адаптации детей, подготовке их к самостоятельной жизни.

Дальнейшие перспективы развития института усыновления в России связаны с продолжением работы по указанным направлениям, а также с поиском новых путей и подходов к решению проблем в этой сфере. Представляется важным сконцентрировать усилия на следующих ключевых задачах:

1. Совершенствование механизмов выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе путем укрепления межведомственного взаимодействия и развития системы профилактики социального сиротства.

2. Развитие системы подготовки и сопровождения замещающих семей, включая семьи усыновителей, повышение доступности и качества услуг по психолого-педагогической и правовой поддержке таких семей.

3. Усиление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях, своевременное выявление случаев нарушения прав детей и оказание необходимой помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

4. Развитие программ и технологий работы с детьми, пережившими вторичное сиротство, направленных на их реабилитацию и повторное устройство в семью.

5. Дальнейшее совершенствование законодательства в сфере усыновления и семейного устройства детей с учетом анализа правоприменительной практики и мнения профессионального сообщества.

Только комплексный подход, основанный на консолидации усилий государства, общества и каждого неравнодушного гражданина, позволит обеспечить реализацию права каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье.

Таким образом, можем заключить:

1. Институт усыновления играет ключевую роль в обеспечении прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, однако практика его применения в России сопряжена с рядом проблем.

2. К числу основных проблем относятся: недостаточная эффективность системы выявления и учета детей, длительное пребывание детей в организациях для детей-сирот, недостаточная подготовленность кандидатов в усыновители, отмены усыновления, вторичное сиротство.

3. Для решения указанных проблем необходимо совершенствование законодательства и правоприменительной практики, развитие системы подготовки и сопровождения замещающих семей, усиление контроля за условиями жизни усыновленных детей, внедрение программ профилактики социального сиротства и реабилитации детей, переживших вторичное сиротство.

4. Перспективы развития института усыновления в России связаны с продолжением работы по указанным направлениям, консолидацией усилий государства и общества в интересах обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Выводы по главе:

1. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, является отправной точкой в процессе их дальнейшего устройства в семью и требует эффективного межведомственного взаимодействия и оперативности действий по защите прав ребенка.

2. Международное усыновление является субсидиарной формой устройства детей и требует неукоснительного соблюдения установленных процедур и требований, а также обеспечения контроля за соблюдением прав детей, переданных на усыновление иностранным гражданам.

3. Институт усыновления в России сталкивается с рядом проблем, требующих комплексного решения, включая совершенствование механизмов выявления и учета детей, развитие системы подготовки и сопровождения замещающих семей, профилактику вторичного сиротства и отмен усыновления.

4. Перспективы развития института усыновления связаны с совершенствованием законодательства, правоприменительной практики, внедрением эффективных технологий работы с детьми и семьями, консолидацией усилий государства и общества для обеспечения права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.

Усыновление является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающей их право на семейное воспитание. Данный институт направлен на создание полноценных условий для физического, психического, духовного и нравственного развития ребенка в семье.

Правовое регулирование усыновления осуществляется на основе норм международного права, Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. Условия и порядок усыновления детально регламентированы законодательством и включают в себя требования к кандидатам в усыновители, порядок подготовки документов, процедуру рассмотрения дел об усыновлении в суде.

Важнейшим условием усыновления является соблюдение интересов ребенка. При передаче ребенка на усыновление должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. Особое внимание уделяется личности усыновителя, его нравственным и иным качествам, способности к выполнению родительских обязанностей.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, являются необходимыми условиями своевременного обеспечения их права на семейное воспитание. Органы опеки и попечительства формируют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, что позволяет гражданам, желающим принять ребенка в семью, получить полную и достоверную информацию о детях, подлежащих усыновлению.

Международное усыновление регулируется на основе Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, а также национального законодательства. В России установлен приоритет национального усыновления перед международным. При передаче детей на усыновление иностранным гражданам должны соблюдаться требования к кандидатам в усыновители, установленные как российским законодательством, так и законодательством принимающего государства.

В процессе анализа правового регулирования усыновления был выявлен ряд проблем, требующих решения. К ним относятся: проблема отмены усыновления в связи с ненадлежащим исполнением усыновителями своих обязанностей; проблема обеспечения тайны усыновления; проблемы в сфере международного усыновления, связанные с необходимостью усиления контроля за условиями жизни усыновленных детей за рубежом.

Перспективы развития института усыновления в России связаны с дальнейшим совершенствованием семейного законодательства в части установления дополнительных требований к кандидатам в усыновители, сокращения сроков нахождения детей в банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, усиления ответственности за разглашение тайны усыновления, а также обеспечения эффективного постусыновительного сопровождения семей.

Важным направлением развития института усыновления является повышение качества подготовки потенциальных усыновителей. В настоящее время обязательная подготовка граждан, желающих принять ребенка в семью, осуществляется школами приемных родителей. Представляется целесообразным расширение программ такой подготовки, включение в них вопросов психологии, педагогики, юридических аспектов усыновления.

Эффективность функционирования института усыновления во многом зависит и от качества работы органов опеки и попечительства. Необходимо усиление контроля за деятельностью данных органов, повышение профессионального уровня их сотрудников, оказание им методической помощи.

Следует также развивать институт постусыновительного сопровождения семей, обеспечивающий оказание своевременной психологической, педагогической, юридической помощи семьям усыновителей, что будет способствовать профилактике вторичного сиротства, уменьшению числа случаев отмены усыновления.

Таким образом, институт усыновления играет важнейшую роль в обеспечении права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Совершенствование правового регулирования данного института, укрепление гарантий прав детей, передаваемых на усыновление, развитие системы подготовки и сопровождения семей усыновителей будут способствовать более эффективной реализации данного права, сокращению численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перспективы дальнейшего исследования проблем правового регулирования усыновления связаны с изучением зарубежного опыта в данной сфере, поиском оптимальных моделей подготовки кандидатов в усыновители и сопровождения семей, воспитывающих усыновленных детей, мониторингом правоприменительной практики и разработкой предложений по совершенствованию семейного законодательства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

3. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1643.

4. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об опеке и попечительстве" // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 (ред. от 17.12.2013) "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 6.

6. Определение Верховного Суда РФ от 20.03.2023 № 78-КГ23-1-К3 - Об отказе в передаче кассационной жалобы на судебные акты по делу об усыновлении для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам.

7. Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 07.12.2022 по делу № 2-4321/2022 - О прекращении производства по делу об усыновлении в связи с отказом органа опеки и попечительства.

8. Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 18.02.2023 по делу № 2-2468/2023 - Об удовлетворении заявления об усыновлении ребенка и взыскании алиментов с биологических родителей.

9. Апелляционное определение Московского городского суда от 12.01.2023 по делу № 33-1234/2023 - Об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении заявления об усыновлении ребенка.

10. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.12.2022 по делу № 33-5678/2022 - О прекращении производства по делу об усыновлении в связи с отказом заявителей.

11. Обзор практики рассмотрения в 2019 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2020. № 12.

12. Обзор практики рассмотрения в 2018 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2019) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. № 8.

13. Баранов В.М., Чумакова М.В. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Юстицинформ, 2021. 704 с.

14. Вишнякова А.В. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный). 6-е изд. М.: Контракт, 2021. 536 с.

15. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

16. Ильина О.Ю. Система координат в семейном праве России: интерес - субъект - социальная функция // Социально-юридическая тетрадь. 2020. № 10. С. 18-30.

17. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. 717 с.

18. Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2020. 144 с.

19. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство по семейному законодательству России: монография. М.: Юрайт, 2021. 437 с.

20. Нечаева А.М. Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних: монография. М.: Проспект, 2021. 128 с.

21. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2021. 880 с.

22. Рузакова О.А. Семейное право: учебник. М.: Проспект, 2021. 176 с.

23. Тарусина Н.Н. Семейное право: в "оркестровке" суверенности и судебного усмотрения. М.: Проспект, 2021. 288 с.

24. Фетисова О.В. Приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей: вопросы теории и практики // Ленинградский юридический журнал. 2021. № 1. С. 71-81.

25. Цуканова В.И., Савельева И.В. Особенности рассмотрения судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами // Семейное и жилищное право. 2021. № 1. С. 12-15.

Нужна авторская работа?
Пиши!