После развала СССР цены на ЖКХ выросли во много раз. Цены повышают регулярно, но нельзя сказать, что качество услуг улучшилось, тем более что есть и такая проблема, как износ основных фондов (в некоторых регионах до 80%).
ЖКХ
Николай Платошкин отметил, что ЖКХ в современном виде, конечно, появилось в Советском Союзе. Изначально это был социалистический подход — создать единую централизованную систему.
Это необходимо для того, чтоб во всех домах было тепло, электроэнергия, вода и другие коммунальные услуги. Конкуренция в этой сфере не нужна, поскольку речь идёт о естественной монополии.
А раз это относится к жизни людей, то как-то странно изначально считать, что на этом бизнес должен зарабатывать деньги. Так как бизнес уж точно не заинтересован в улучшении качества услуг, а он заинтересован в первую очередь в максимальной прибыли. И к этому нужно добавить, что бизнес просто не способен создать подобную единую централизованную систему.
Цены
Николай Платошкин подчеркнул, что в СССР могли десятилетиями не повышать цены на ЖКХ. В чем причина? Главная причина в том, что в рамках социализма нет цели извлечь максимальную прибыль.
Задача социализма — обеспечить материальные и культурные потребности общества в широком смысле. По этой же причине образование, медицина были бесплатными, что нужно четко понимать.
Благодаря чему удавалось не повышать цены на ЖКХ? Причина в том, что большую часть за ЖКХ оплачивало государство, ведь деньги оставались в стране, у государства были огромные ресурсы, средства распределялись в интересах большинства. Было важно, чтоб люди не платили большие деньги за ЖХК, чтоб у них оставались деньги, например, на культурное развитие.
И ведь на самом деле сложно представить ситуацию в СССР, чтоб та или иная семья считала оплату ЖКХ огромной статьей расходов. В современности же это, к сожалению, актуально.
ЖКХ после развала СССР
Николай Платошкин сказал, что после развала СССР сразу же «реформаторы» заинтересовались ЖКХ. Они посчитали, что даже в этой сфере нужен частный бизнес, который все сделает так, что сфера не просто будет приносить деньги, но еще и будет намного эффективнее, чем было в СССР.
Они уверены, что гарантия эффективности — это конкуренция, ставка на максимальную прибыль. Но доказала ли это практика? На самом деле, конечно, нет. Потому что бизнес в сфере ЖКХ привел к тому, что просто ежегодно хотят повышать цены.
При этом здесь важно добавить, что бизнес постоянно просит государство повышать цены на ЖКХ до «рыночных, общемировых цен». Цены по факту повышают, но не выше определенного уровня.
Таким образом, цены на ЖКХ высокие, они постоянно повышаются, но в то же время это не предел, и бизнес заинтересован в том, чтоб сферой ЖКХ в России было заниматься так же выгодно, как, например, в Европе.
При этом, естественно, мало кого волнует тот факт, что в Европе зарплаты выше, чем в России. Потому что главное — максимальная прибыль. И таким образом можно отметить, что цены и дальше будут повышаться (только в этом году планируют повысить цены сразу же на 10%).
Решение этой проблемы возможно только в том случае, если в сфере ЖКХ не будет бизнеса, не будет ненужных посредников вроде управляющих компаний и прочих подобных структур.
Единая централизованная система — это правильное решение в условиях России. Особенно если учесть тот факт, что вся система была создана в Советском Союзе. Неразумно «реформировать» то, что отлично работало.
А еще нужно помнить о проблемах. Ведь, например, в Подольске не было отопления в начале года из-за того, что частный бизнес не доказал свою эффективность, котельная была частной, там было слишком много нарушений. При этом важно напомнить, что в итоге она была национализирована. И разве этот факт не доказывает, что как раз национализация ЖКХ — это разумное решение, чтоб избежать подобных проблем в будущем? Частники не хотят заниматься модернизацией ЖКХ, они хотят использовать то, что было создано в советские годы. Поэтому и износ основных фондов высокий.