Реж. Илья Фрэз.
Не секрет, что многие любители отечественного кинематографа чаще всего сравнивают новинки, появляющиеся на афишах кинотеатров и советские картины, которые так сильно полюбились не одному поколению. В свою очередь хочу рецензировать картину режиссёра Ильи Фрэза «А вам и не снилось» и попробовать посмотреть на неё глазами нынешнего поколения, потому как она очень трепетно изображает подростковый период, рассказывает о наивных и нежных чувствах двух влюбленных подростков и к тому же достаточно четко даёт представление о времени, в котором снят фильм.
Перед тем, как подойти к личным впечатлениям, разберемся от начала и до конца, что представляет кинокартина в подготовительном варианте. Режиссёр, который в действительности не очень известен поколению2000-х годов, Илья Абрамович Фрэз (1909-1994) - советский и российский режиссёр, сценарист, который получил свою известность благодаря таким картинам как: „ Вам и не снилось“, „Это мы не проходили“, „Приключения желтого чемоданчика“ и т.д. Важно отметить, что для многих зрителей той эпохи было особым удивлением, что режиссёр так ловко меняет жанры. От легких, детских историй до поднятия серьезных вопросов даже в самых банальных сюжетах. Толчком к созданию данного кинофильма послужила непосредственно повесть Галины Щербаковой. Её историю долго не хотели оглашать и печатать в журналах, но когда наконец повесть получила должное внимание у советского читателя, ею заинтересовался и создатель фильма.
История гласит нам о подростковой влюблённости. Время, когда все невзгоды не заметны, если рядом любимый человек. Главная героиня Катя переезжает в новостройку с матерью, а накануне уже первое сентября. В новом классе девушка встречает Рому. Робкий, заботливый и весёлый парень, встреча с которым кардинально меняет ее жизнь. Оба героя стоят на этапе самоопределения, и дальнейшая судьба их отношений еще не предопределена, однако же всё, что происходит сейчас, для юного сердце важнее, чем вдумчивость и анализ своих оплошностей. Важно отметить, что Галина Щербакова не раз переписывала концовку именитого фильма из-за бурной реакции читателей статей газеты, которые требовали особой концовки у этой истории.
Естественно, в картине раскрываются не только темы, которые были актуальны в прошлом, но и видна в них особая трепетность по отношению к волнующим вопросам нынешнего поколения. Главная тема этой драмы действительно любовь, но режиссёр не будет режиссёром, если не привнесёт в сюжет свои собственные представления о тех или иных событиях. Так, например, сцена, где Ромка прощается с Катей на время отъезда в лагерь явно проявляет нам привязанность друг к другу двух юных сердец. Молодость позволяет сердцу руководить разумом и острее ощущать эту мучительную боль во время разлуки. Однако же верность чувствам, преданность партнеру и подростковая, искренняя любовь — это совершенно не единственные темы, которые так часто прослеживаются в сюжетах всего кинематографа в целом. Илья Фрэз в своей работе так же тонко показал взаимоотношения родителей и детей. В 80ые года дети и родители чаще были разлучены в силу совершенно не гибкого графика. Заработать для того, чтобы прокормить-важный лозунг того времени. Забота проявлялась у старшего поколения именно в таком ключе. Более того, не принято было рассказывать родителю о своих проблемах, гормональных изменениях и внутренних конфликтах. Однако же, отношения Кати с её матерью являются примером для многих родителей. Она отстаивает интересы своей дочери, не противостоит ее отношениям с Ромой и даже отпускает ее одну в другой город, дабы хоть мельком увидеть свою любовь.
В большинстве случаев работа выполнена успешна в силу качественного актерского каста. Катю сыграла актриса театра и кино Татьяна Владимировна Аксюта, которой на тот момент было 23, но ее юное обаяние подарило ей роль, которая стала самой запоминающейся в ее карьере. Герой Ромы достался 16-летнему Никите Михайловскому. Так как советский кинематограф тогда старался догонять по качеству зарубежные продукты, аппаратура была соответствующей. Конечно, сейчас мы можем отследить значительные и в некотором смысле глобальные скачки в изменении графики, линз для объективов и цветокоррекции готового продукта. Все же важно отметить, что ранее фильмы запоминались своим сюжетом, актерами и локациями. Зрители искали схожие с реальностью сюжеты и на основе этого судили о качестве проделанной работы.
Пора постепенно подходить к выводам и оценке работы. Могу сказать, что сама познакомилась с этой картиной совершенно недавно и моментально влюбилась в нее. Еще тогда не предполагала, что могу написать о ней свою собственную первую рецензию. Я могу уверенно рекомендовать ее для широкой молодой аудитории, которые во многом не так хорошо знают советскую сцену и режиссуру начала 80ых. Более того, во многом благодаря этому фильму песня «Последняя поэма» обрела свою популярность, и кто бы мог подумать, что через 40 лет она обретет свою популярность и среди поколения зуммеров, которые скролят ленту в соц. сетях и натыкаются на приятную и трогательную песню, которая потом лишь приукрасит их плейлист. Музыкальное сопровождение в фильме — это моя отдельная благодарность музыкальным продюсерам и постпродакшну. Лица актеров и их профессионализм незаменим, однако же сама сила восприятия лежит в руках тех мастеров, кто в дальнейшем редактируют и приукрашивают кинокартину. В заключение, как это модно говорить, поставлю данной работе 10/10 и лишь в очередной раз порекомендую к просмотру.