217 подписчиков

Аул Ругуджа: история

Особенность аула в том, что сюда вклинились многие этнические группы, преследуемые различными племенами в период военных столкновений и вошедшие в последующем в разные родовые группы и тухумы. Рассказывает Гитиномагомед Магомедович, директор Ватан Тур:

Аул Ругуджа! Ты особенный, не похожий ни на один аул Дагестана. Те тринадцать башен, возвышавшие над тобой, - нет подобного в других аулах Дагестана. Твои женщины, одетые в особые одежды, не встречаются на Кавказе.
Азух, КъиркъиникIкIал, Хабада, Армада, Шумах, Дамутиль, Коми, Ущелье Тамары, башни Тирроли, Бездонное озеро, райские деревья, пещера «Чувал хвараб нохо», мечеть построенная Мусой из Кудутля (15 век), направление всех гор в сторону Кааба и т.д., всего не описать.
На твоих стенах древние надписи, не характерные для других аулов и неподдающиеся расшифровке. На твоих горах стоянки древних амазонок. Покровителем своим ты избрал Георгия Победоносца, чего нет в других аулах Дагестана.

Ругуджа не является одной этнической группой. Особенность аула в том, что сюда вклинились многие этнические группы, преследуемые различными племенами в период военных столкновений и вошедшие в последующем в разные родовые группы и тухумы. Можно сказать, что тут есть таджики, монголы, хазары, хетты, сарматы, савиры, русские. Есть в Ругуджа тухумы, образовавшиеся из волжских болгар.

Состав тухумов неоднороден. Всего в ауле насчитывается более 44 кланов и тухумов. Ругуджа в прошлом была объединяющим политическим центром не только тухумов, кланов, родов, но и всех аулов Андалальского общества.
Так, со множеством различных тухумов и из более 12 небольших поселений образовался объединенный аул горцев под названием Ругуджа.
Изучая историю происхождения названия аула Ругуджа, удалось установить, что название ассоциируется со словом «ругъун», что означает «рана», которую наносили друг другу ругуджинцы из-за бесконечных межтухумовских кровавых распрей. Далее это суждение подтверждается содержанием надписи на фундаментальном камне башни Шахбан. Старики утверждают, что надпись на камне гласит: «До сих пор ругуджинцы не жили мирно и от сих пор не будут жить в мире, потому что здесь объединены тухумы, еще издревле враждовавшие между собой».
В жизни ругуджинского этноса сложилась бесконечная междоусобная война за превосходство, за землю, за обогащение. Из-за этой бесконечной вражды от Ругуджа отделились многие группы людей и образовали в разных местах свои аулы, свои общества. Именно так сформировалась – Куяда. Значительная часть ругуджинцев из местности Унсоколо уходит далеко на север и образовывает свой населенный пункт – Унцукуль. Другая группа, ушедшая вместе с ними образовала населенный пункт – Хараги. Ругуджинцы из местности Анада со своим ханством ушли далеко на юг и образовали в Табасаранском районе населенный пункт – Ругуж. Население из местности Азух создали в Хунзахском районе село – Обода.
Родоплеменные союзы, которые жили на территории аула, были вынуждены прекратить междоусобные войны, этнические распри и объединиться в единый территориальный центр перед лицом опасности вражеского нашествия.
В ауле издревле сохранились строгие законы кровной мести. Молодежь и старики всегда носили оружие. Старик …. Омар (ему было более 100 лет) перечислял около 150 имен людей, павших от кинжала при его жизни.
Относительно распространения религии среди горцев нашего аула можно сказать, что еще в период образования родоплеменных союзов древние горцы, которые жили на территории Ругуджа, исповедовали язычество. В последующем ругуджинцы стали исповедовать иудаизм до определенного времени, после чего они принимают армяно-григорианскую религию, которая уступила место православной религии. Долгие годы она была господствующей религией в Ругуджа.
Где-то в начале XII века православную религию заменяет ислам. Распространение ислама связывают с именем Абу-Муслим-Шейха. Ругуджинцы обычно были непокорны проповедникам ислама и оказывали вооруженное сопротивление наставникам ислама на протяжении нескольких столетий. Известен случай в XIX веке, когда при осаде села молодой мюрид Гамзат-бека, уговорил выйти из боевой башни смельчаков и выразить повиновение исламу. При этом обещал им сохранить жизнь. Но имам и мюриды не сдержали своего слова и убили в Ругуджа более 60 человек, а вождя общества ругуджинцев Султанилава отправили в сел. Гимры, где тоже был убит.
Источник фото: https://t.me/tyrgid_dagestan
Источник фото: https://t.me/tyrgid_dagestan

Страница I Всероссийской Независимой Конференции Россия Страна Ученых на сайте проекта Россия Страна Ученых: