Как совмещать работу и учёбу

Наш рекрутер Ксения Жилякова выступала с докладом на тему «Как совмещать работу и учёбу» на конференции HappyDev Lite в Омске и на форуме для IT и digital-специалистов «Пчела» в Тюмени.

Наш рекрутер Ксения Жилякова выступала с докладом на тему «Как совмещать работу и учёбу» на конференции HappyDev Lite в Омске и на форуме для IT и digital-специалистов «Пчела» в Тюмени. В своём выступлении она рассказывала о личном опыте поиска баланса между работой, учебой и личной жизнью. Команда Gems специально для вас создала статью по материалам доклада, чтобы помочь найти тот самый work-life balance, о котором столько говорят.

Зачем школьнику или студенту работать?

Необходимость в заработке может возникнуть в любом возрасте. Старшеклассник берёт подработку, чтобы иметь карманные деньги. Студенты и молодые специалисты – ради одновременного карьерного роста и получения образования. Делать это приходится из-за конкуренции на рынке труда, ведь без работы нет опыта, а без опыта сложно найти работу, и вас буквально засасывает в этот водоворот.

Итак, у нас есть задача номер один: устроиться на такое место работы, чтобы и карманных денег заработать, и карьерный фундамент заложить, и с учебой совмещать. И многое вы можете сделать уже сейчас (спойлер: придется приложить усилия).

Какие секреты помогут всё успевать?

Главный секрет в том, что всё успевать не получится, но есть пять советов, которые помогут выйти победителем, то есть достигнуть желаемого.

Наш рекрутер Ксения Жилякова выступала с докладом на тему «Как совмещать работу и учёбу» на конференции HappyDev Lite в Омске и на форуме для IT и digital-специалистов «Пчела» в Тюмени.-2

Совет 1. Устанавливайте реалистичные цели.

Все слышали про постановку задач по методу SMART, но редко кто этим пользуется на самом деле. Классно везде быть отличником и пытаться всё успеть, но это верный путь к выгоранию. Как этого избежать? Правильно, понять и честно признать, что для вас наиболее важно, какого результата вам будет достаточно и в работе, и в учёбе.

Я для себя на первом курсе составила чек-лист, который и стал ориентиром при выборе первой компании.

Что вошло в чек-лист?

  • Моя главная цель – получить образование.

Это значит, что мне нужно найти такую работу, которая в принципе позволяет совмещать трудовую деятельность с учёбой.

Мне повезло, и на втором курсе меня взяли в небольшую компанию юристом в единственном лице. Мне приходилось отвечать буквально за всё. Опыт колоссальный. На практике быть всем и сразу оказалось не так легко, но были и преимущества. Я напрямую подчинялась непосредственно директору, который во-первых, позволял работать мне когда и откуда угодно, во-вторых, не следил за моим графиком. Было здорово самой решать, сколько работать: например, во время сессии я отдавала больше сил учёбе, а во время семестра – своим обязанностям в компании. Да, это было здорово. Знаете, что меня поддерживало на протяжении сдачи всех экзаменов? Слова директора: «Тяжело в учении, легко в отчислении». До сих пор мотивирует.

  • А есть ли перспективы?

Мне было важно понимать не только то, как реальный опыт поможет в учёбе, но и есть ли мне куда расти по должности и зарплате. Не зря же есть шутка: «Не знаю, как у вас, но у нас, чтобы стать нотариусом, нужно дождаться, чтобы кто-то таки из коллег скончался».

В той компании, о которой я писала выше, я просчиталась по этому пункту, ведь это была тупиковая должность, в которой не то чтобы роста зарплаты ждать не приходилось, там даже новые задачи взять было неоткуда.

Но были и плюсы, куда без них. Полученные знания помогали лучше понять теорию, да и давали определённые бонусы во время зачётов. Преподаватели более снисходительны и положительно настроены, когда вы приводите примеры из практики. Все люди, и все прекрасно понимают, как тяжело совмещать работу и учёбу.

Знаете, чему ещё научил меня этот опыт?

Если одна дверь закрывается, то обязательно открывается другая.

После окончания бакалавриата я поступила в магистратуру. Однажды мой преподаватель предложил мне читать лекции. Так на три года я сама стала на юридическом факультете преподавателем по двум предметам – «Криминология» и «Уголовно-исполнительное право». Преподавание очень вдохновляло – я до сих пор скучаю по студентам и по атмосфере занятий. Я бы сказала, что это стало переломным моментом. Именно тогда я поняла, что хочу работать именно с людьми, а со временем кардинально сменила сферу деятельности и ушла в HR. В общем, не отказывайтесь от шансов, которые вам предложат в стенах родного университета.

Наш рекрутер Ксения Жилякова выступала с докладом на тему «Как совмещать работу и учёбу» на конференции HappyDev Lite в Омске и на форуме для IT и digital-специалистов «Пчела» в Тюмени.-3

Совет 2. Планируйте своё время.

Расписание помогает упорядочить задачи в соответствии с дедлайнами и приоритетами, но нужно быть готовым к тому, что жизнь внесёт свои коррективы. Обязательно что-то пойдёт не по плану: в университете сдвинули время лекций, на работе появилась «горящая» задача, заболевшего кота пришлось везти к ветеринару и т.д. Привет таким soft-скиллам, как гибкость и адаптивность. Расписание – это не закон, это наш помощник для тайм-менеджмента и повышения самодисциплины.

Как планировать время?

а) Выбирайте удобный способ фиксации: ежедневник, трекер, планировщик или онлайн-календарь.

б) Фиксируйте все задачи по работе и учёбе, но не забывайте и про время на отдых.

в) Приоритизируйте и берите в работу.

Как приоритизировать задачи?

Наш рекрутер Ксения Жилякова выступала с докладом на тему «Как совмещать работу и учёбу» на конференции HappyDev Lite в Омске и на форуме для IT и digital-специалистов «Пчела» в Тюмени.-4
  1. Принцип Парето.

В бизнесе и маркетинге этот закон позволяет определить, какие 20% продуктов или услуг приносят 80% выручки, какие 20% рекламных каналов приводят 80% новых клиентов и какие 20% самых продаваемых продуктов являются наиболее прибыльными.

Но как он может помочь вам?

Приведу простой и понятный пример. Все же писали шпаргалки? Мы не пытаемся в них засунуть 100% лекции, мы берём только самое главное, пытаясь докопаться до сути. В итоге на маленьком листе бумаги у нас как раз выходит вместить около 20% информации, которая позволит воспроизвести оставшиеся 80%.

Ещё один пример: в своё время Стив Джобс сократил линейку нерентабельных устройств Apple до десятка флагманов.

Наш рекрутер Ксения Жилякова выступала с докладом на тему «Как совмещать работу и учёбу» на конференции HappyDev Lite в Омске и на форуме для IT и digital-специалистов «Пчела» в Тюмени.-5
  1. Матрица Эйзенхауэра.

Скорее всего вы, как и я, нормально не смогли произнести фамилию автора методики, но понять суть у вас однозначно получится. Мы приоритизируем список задач, отвечая на два вопроса:

  • Это важно?
  • Это срочно?

В итоге у нас получается четыре квадранта:

Квадрант A: Важные и срочные задачи – это дела, требующие мгновенного внимания, такие как кризисные ситуации или неотложные обязанности.

Например, сюда попадут вопросы личного здоровья или задачи по подготовке незапланированного совещания.

Квадрант B: Важные, но несрочные задачи – это задачи, которые важны для достижения целей, но не требуют немедленного выполнения.

Например, сюда попадут ежедневные и запланированные задачи вроде подготовки домашнего задания или написания курсовой.

Квадрант C: Срочные, но не важные задачи – это отвлекающие факторы, которые могут отвлечь от важных дел.

Например, сюда попали бы задачи вроде посмотреть последнюю серию сериала, который сейчас в тренде.

Квадрант D: Несрочные и неважные задачи - это дела, которые не приносят значительной пользы и могут быть отложены или исключены.

Например, это наш любимый скроллинг ленты новостей в социальных сетях.

В итоге мы можем быстрее достичь цели и минимизировать время прокрастинации оттого, что мы не знаем, чем занять себя дальше.

Наш рекрутер Ксения Жилякова выступала с докладом на тему «Как совмещать работу и учёбу» на конференции HappyDev Lite в Омске и на форуме для IT и digital-специалистов «Пчела» в Тюмени.-6
  1. Метод Pomodoro

Ещё один метод личной эффективности с интересной историей возникновения.

Однажды итальянский студент решил проверить, сможет ли концентрироваться на учёбе хотя бы десять минут. Нужно было засечь время, а под рукой как раз оказался кухонный таймер в виде помидора. Так появился Pomodoro ― метод планирования времени для увеличения продуктивности.

Основная идея ― работать короткими итерациями или блоками по 25 минут, после чего на пять минут полностью менять деятельность или отдыхать. Такой алгоритм нужно повторить четыре раза, то есть «съесть четыре помидора». А потом устроить себе длинный перерыв на 15-30 минут. Из инструментов понадобится только таймер (форма, цвет и принадлежность к овощам не имеют значения).

Лично мне этот метод очень помогал при подготовке к сессии. За отведённые 25 минут я успевала выучить от 5 до 10 билетов. Прогресс был явный и давался значительно легче.

Эти методы планирования выручали меня и в студенческое время, и сейчас позволяют совмещать высокую производительность с заботой о себе. Многие считают, что планирование – это бесполезная трата времени. А теперь представьте, что вы пошли в поход. Вы же будете останавливаться и сверяться с картой и компасом? Конечно, будете, ведь вы точно хотите прийти к вон той горе. Так вот и план – это наш ориентир на пути к желаемому. Потратив пять-десять минут в день на планирование, вы сэкономите себе дни, а то и целые недели. А в качестве приятного бонуса сможете легче выделить время в расписании для чего-то действительно приятного и интересного.

Помните: молодость прощает всё, но только не даром упущенное время.

Наш рекрутер Ксения Жилякова выступала с докладом на тему «Как совмещать работу и учёбу» на конференции HappyDev Lite в Омске и на форуме для IT и digital-специалистов «Пчела» в Тюмени.-7

Совет 3. Настройтесь на максимальную производительность

Все люди разные. Кто-то лучше усваивает информацию по утрам, а у кого-то прилив вдохновения приходит только после полуночи (привет совам и жаворонкам).

Определите свои самые продуктивные часы и используйте их наиболее эффективно.

От себя хочу заметить, что важно не только время, но и условия, в которых вы учитесь или трудитесь. Создайте комфортное и спокойное рабочее место, где вы сможете сосредоточиться на задачах.

Наш рекрутер Ксения Жилякова выступала с докладом на тему «Как совмещать работу и учёбу» на конференции HappyDev Lite в Омске и на форуме для IT и digital-специалистов «Пчела» в Тюмени.-8

Совет 4. Запросите поддержку

Это моё любимое, если честно. Я всегда обращаюсь за поддержкой и пониманием.

Расскажите близким, друзьям, коллегам, преподавателям или руководителю о своих целях и планах, не бойтесь просить помощь в случае необходимости.

Например, на своём первом месте работы я договорилась с директором о возможности работать part time, то есть не в фиксированное время, а гибко. Это же договорённость позволила мне работать удалённо из дома, а не в офисе. Многие работодатели понимают, что сотруднику требуется время на учёбу, и готовы пойти навстречу.

Удалёнка для студента просто находка.

Во-первых, вы работаете откуда угодно, во-вторых, не тратите время на дорогу.

Но тут есть “но”: важно быть ответственным и пунктуальным. То, что вас нет в офисе, не снимает с вас обязательства, вам нужно быть на связи в оговоренное время и в определённые сроки сдавать результаты задач.

А как просить поддержку у преподавателей?

Главное помнить, что они нам не враги, а настоящие союзники. Педагоги могут помочь найти оптимальные варианты, чтобы справиться с учебной и рабочей нагрузкой, а иногда соглашаются на перенос сроков сдачи контрольных заданий. . На своём опыте проверила, что современные преподаватели понимают, принимают и поддерживают тот факт, что студенты не только учатся, но и работают.

Наш рекрутер Ксения Жилякова выступала с докладом на тему «Как совмещать работу и учёбу» на конференции HappyDev Lite в Омске и на форуме для IT и digital-специалистов «Пчела» в Тюмени.-9

Совет 5. Поддерживайте своё физическое и психологическое здоровье.

В гонке за результатами не забывайте о себе.

Я понимаю, что осознание дефицита времени заставляет идти на отчаянные меры, вроде, сокращения времени на сон, отказа от еды и воды, снижения физической активности, отказа от встреч с друзьями и любимого хобби.

В итоге ни к чему хорошему это не приводит, начинаются проблемы с физическим и психологическим здоровьем. Такой стресс организм выдержит на короткой дистанции, но если он станет постоянным, то рано или поздно вам станет всё сложнее справляться с задачами, вы потеряете интерес и мотивацию даже к самой любимой работе. Не доводите себя до выгорания, начните искать баланс между жизнью и работой прямо сейчас.

Во-первых, удовлетворяйте все физиологические потребности организма. Запланируйте в своём расписании время для полноценных приёмов пищи. Старайтесь спать не меньше 6-8 часов в день, и помните, что выспаться в выходные за всю неделю не получится.

Во-вторых, используйте любые возможности для физической активности. Недолгие тренировки, утренняя зарядка и даже использование лестницы вместо лифта наполнят вас энергией для более эффективной работы и учёбы. Лично меня очень дисциплинирует собака, которая обеспечивает мне прогулки на свежем воздухе минимум два раза в день.

В-третьих, обращайте внимание на ваше ментальное здоровье. Общение с друзьями и близкими положительно влияет на эмоциональный фон. Если вы чувствуете, что не справляетесь с нагрузкой, возможно, вам стоит взять паузу и отдохнуть денёк-другой, а потом снова ринуться в бой. И не стесняйтесь обратиться за помощью квалифицированным специалистам.

В соцсетях успешный успех: все такие продуктивные и всё успевают. Но на самом деле успеть все невозможно. В мире происходит слишком много событий, это нормально, если у вас не хватает сил и времени на что-то. Также нормально, как поменять приоритеты. Также нормально, как пропустить что-то. Если вы избавитесь от установки, что вы должны успеть всё, вам станет легче справляться с напряжением. Мы не зря говорили о важности приоритетов.

Вы должны успеть то, что хотите сами, остальное — второстепенно. Совмещение учёбы и работы, да и чего угодно ещё требует дисциплины, организованности и гибкости. Надеюсь, мой опыт и мои советы помогут найти вам свой баланс и достичь ваших целей.

Удачи вам!

Наш рекрутер Ксения Жилякова выступала с докладом на тему «Как совмещать работу и учёбу» на конференции HappyDev Lite в Омске и на форуме для IT и digital-специалистов «Пчела» в Тюмени.-10