2. Блеск и слава Города у Моря. Троя и Афины

Это текстовая версия подкаста "Главные города мира.

Это текстовая версия подкаста "Главные города мира. Три Рима, Два Иерусалима и один Вавилон на всех", прослушать который вы можете на любом из удобных для вас сервисов, ссылки на которые размещены внизу, по текстом.

Это текстовая версия подкаста "Главные города мира.-2

Где слушать подкаст:

Яндекс Музыка

Вконтакте

Youtube

Звук

Google

Spotify

Город у моря

Но прежде чем мы перейдем к Риму надо разобраться еще с одним противостоянием. Иерусалим, как и Вавилон это — город на горе. Поэтому, структурно это, в общем-то - одинаковые города, просто с разными символическими знаками.

Они — оба центр мира и пуп земли. Просто в доставшейся нам от библейской традиции Иерусалим — центр всего божественного, а Вавилон того, что ему противостоит.

Но есть и другое ключевое и уже структурное противостояние: города на горе, который позже станет “городом на холме” (об этом мы подробнее поговорим, когда доберемся до Рима) и города у моря.

Вообще, все великие города можно разделить на эти два типа: “город на холме” и “город у моря”.

Город на холме — центр, его миссия быть средоточием. Город у моря — портал в мир, открытый влияниям и сам транслирующий свое влияние вовне. Это разница между источником, из которого все исходит (или где, наоборот, все собирается и обретает окончательный дом) и узлом, где все переплетается.

Города у моря тоже могут создавать огромные и могущественные империи, но это будут колониальные, сетевые структуры, в которых сам этот город подобен пауку в центре паутины.

Они возникают на перекрестке путей и это всегда торговые города, расцвет и упадок, могущество и слабость которых полностью зависят от этих путей. Поэтому и сами эти города и их могущество с самого начала оцениваются как что-то временное и ненадежное.

И поэтому самые драматичные сюжеты с полной гибелью города связаны с городами у моря.

Первыми великими городами у моря становятся финикийские приморские центры Тир и Сидон и сразу же библейские пророки, относящиеся к этим цетрем пересечения разных культур и народов ненамного лучше, чем к Вавилону начинают предсказывать им гибель и запустение.

“Рыдайте, корабли Фарсиса (Тира), ибо он разрушен; нет домов, и некому входить в домы.

Умолкните, обитатели острова, который наполняли купцы Сидонские, плавающие по морю.

По великим водам привозились в него семена Сихора, жатва большой реки, и был он торжищем народов”.

В принципе, в этих словах, предсказывающих падение Тира и Сидона под натиском ассирийцев пророк Исайя уже описал весь концепт города у моря. Однако мы продолжим далее наш разговор…и сделаем это на примере главного приморского города античности великих Афин.

Троя и Афины

Афины - первый великий мировой город возникший за пределами Ближнего Востока. При этом, это не первый главный город в истории Греции.

До возвышения Афин были Микены и Фивы, а одновременно с ними набирала силу Спарта. Но все остальные столицы архаической Греции, за исключением Спарты, которая на деле была скорее племенным центром, чем полноценным городом, были царскими городами, подобными городам египтян или шумеров.

И древние Фивы в Беотии и Микены на Пелопонесе были поселениями образовавшимися вокруг царских резиденций, их значение определялось мощью и влиянием их царя и не могло, таким образом иметь глобального значения.

Настоящим прообразом Афин оказывается полумифологическая Троя. Именно она понималась архаическими эллинами как могущественный и богатый город у моря, далеко превосходящий в своем величии и красоте любой из греческих полисов.

Поэтому она и должна была быть уничтожена и сделать это должны были все греки, чтобы это было их общим делом. Существовала ли такая великая Троя на самом деле и был ли великий поход на неё на самом деле достоверно никто не знает, включая и самого Гомера.

Но созданный или транслированный им для будущих поколений эпос о падении под натиском общего нашествия Великого Города у моря стал архетипом. Вслед за Троей также падут под напором варваров и её великие наследники - Рим и Константинополь.

Но подобно тому как греки унесли из Трои вместе с её сокровищами семена своего будущего расцвета, так и затем германцы из Рима вынесут основы всей европейской цивилизации, а крестоносцы из Константинополя начала Ренессанса.

Да и Афины, хоть и избегнут краха и разорения, но вместе со все Грецией передадут созданную ими культуру свои захватчикам-римлянам.

И в этом одновременно величие и проклятие всех великих городов. Они аккумулируют в себе (за своей оградой) духовные материальные активы своей эпохи для того, чтобы в итоге отдать их тому, кто за ними придет.

Разница правда в том, что “вечные” великие города на холме при этом перерождаются и сохраняют свое величие, а города у моря гибнут или, отдав все свое богатство другим теряют былое величие.

Но продолжим, об Афинах...

Как уже было выше сказанного Город у моря это - перекресток, управляющий проходящими через него потоками. В него приходят, из него уплывают в дальние страны и наоборот. И поскольку такой город питается от этих потоков - людей, товаров, идей - он всегда стремиться эти потоки контролировать.

Но город у моря это ещё и сумма интересов населяющих его людей, которые в отличие от жителей города на холме редко объединены единой целью - служению тому, кто на вершине горы, будь то бог, царь или Бог.

Жизнь города у моря слишком подвержена внешним влияниям, которым он постоянно открыт и от которых он не может закрыться не потеряв собственно значения. И в городе у моря два центра — собственно центр, чаще всего сакральный и административный и порт.

В Афинах это видно особенно хорошо, там был Акрополь на горе с его Парфеноном и другими храмами и с его Агорой, где собиралось народное собрание и портом Пирей, где происходила основная хозяйственная жизнь.

Соответственно и население делилось на тех, кто живет морем, прежде всего, конечно, морской торговлей и тех, кто живет землей. Интересы этих двух групп совпадали далеко не всегда и между ними тлел незатихающий конфликт на протяжении всей истории древних Афин.

При этом, сама суть приморского города, с его разнообразным населением, постоянно меняющимися внешними обстоятельствами и возникающими от этого новыми вызовами, делает невозможными периоды существования прочной единоличной власти.

Поэтому все приморские города тяготеют к той или иной форме коллективного управления и поэтому именно в приморских Афинах появилась первая полноценная демократия в истории, хотя многие её элементы можно встретить уже в финикийских приморских городах.

И любой город у моря стремиться создать свою сетевую империю. В отличие, от сухопутных персов или, после римлян, и даже своих соседей-спартанцев афинян не интересовали территориальные приобретения, их интересовал контроль над путями.

Поэтому их квази-империя - Афинский союз — был сетевой структурой, состоявшей из союзных городов, которую жестко модерировали сами Афины, следившие за тем, чтобы весь профит от торговли этих городов между собой и с другими оседал на Акрополе.

Предварительный итог на дороге в Рим

Пожалуй в этом месте, стоит подвести промежуточный итог всего того, о чем было сказано в этом цикле ранее, чтобы не запутаться перед походом на самый главный город мира — Рим.

Собственно говоря, сначала о том, что по идее должно быть в начале. А именно ответ на законный вопрос: а почему в разговоре о городе и городах мы все время используем оценки Библии, Ветхого и Нового Заветов?

Дело в том, что символическая система нашей культуры, в которой мы оцениваем все главные города мира, как современные так и исторические и, в которой эти города, подчас сами того не осознавая оценивают себя сами, сформировалась еще в древности и была полноценно сформулирована именно в Библии, вобрав в себя представления о реальности всех первых цивилизаций в истории, как минимум, в истории западной половины мира.

Когда в первые века нашей эры главной религией всего античного мира становится выросшее из ветхозаветной религии христианство, то библейская оптика становится общей для всего древнего мира, объединенного к тому времени в единую Римскую империю, включая, соответственно и западную его часть. И именно христианство формирует (транслируя внутри себя изначальные ветхозаветные представления) всю символическую структуру уже наших представлений о главных городах мира, которые и достались нам по наследству, через средневековье именно от античности.

И первая оппозиция в этой структуре это — противопоставление Вавилона и Иерусалима, нашедшая свое итоговое воплощение в последней книге Библии, “Откровении” Иоанна Богослова, называющего царство Антихриста “Вавилонской блудницей”, а грядущее царство Христа “небесным Иерусалимом”.

Ветхий завет представляет собой, конечно, взгляд на город прежде всего ближневосточных народов древности, а в особенности одного из них, чье предание до нас и дошло в записанном своде библейских текстов, а именно древних евреев.

Но поскольку они первые века своего существования постоянно варились в одном котле со всеми другими родственными или просто соседними им народами и цивилизациями” шумерами, египтянами, ассирийцами, хананеями (они же финикийцы) и многими другими, то их предание включило в себя и взгляды этих народов и цивилизаций тоже.

И вообще на заре своего существования, во всяком случае на момент исхода из Египта (где-то в середине 2-го тысячелетия до н.э.) евреи представляли собой, скорее всего, довольно разноплеменную группу разного рода униженных и оскорбленных некоренных жителей Египта объединившихся вокруг большого разросшегося за 400 лет после эмиграции в эту страну Иакова со своим семейством рода еврейских патриархов: Авраама, Исаака и собственно Иакова.

Эти разнородные элементы были объединены к моменту Исхода из Египта общей верой в одного Бога, которого Библия (видимо вслед за ними) так и называет “Богом Авраама, Исаака и Израиля” и общим недовольством своим угнетенным положением в царстве фараонов.

Отношение к городу в этой новой, сельской и подчиненной жестокой власти, которая сидела в городах не могло быть положительным и это очень хорошо видно по текстам первых книг Библия: Книги Бытия и Исходу.

Да к тому же эта общность в своем изначальном древнееврейском ядре была кочевой (все патриархи были пастухами-кочевниками) и в ней давно уже выработалось понимание города с его стенами и городским комфортом как к чему-то абсолютно враждебному.

Тут достаточно вспомнить два самых древних городских сюжета в Библии рассказ о Вавилонском столпотворении, бывшим фактически прямым восстанием людей против Бога (который, конечно, как Бог Авраама, Исаака и Иакова Бог пастухов, а не горожан сих чуждыми и, соответственно, чуждыми богами) и о гибели не менее Богоборческого города Содома из которого необходимо бежать, чтобы спасти свою жизнь.

Но вот уже продолжают Ветхий Завет, а затем полностью пишут Новый, в более поздние эпохи, уже, как я говорил выше, жители городов и в их оценке города могут быть уже очень разными и даже диаметрально противоположными по своей роли.

И теперь все становится значительно сложнее.

Город это — отгороженное ото всех стенами место, где, собравшиеся там люди живут по своим, отдельным от всех окружающих правилам. Это место, которого боятся и, в которое одновременно хотят попасть, поскольку именно там аккумулируются все блага, как материальные, так и духовные.

Со временем, главные города становятся ещё и сакральными центрами, поскольку в их величественные храмы переселяются из скромных жилищ кочевников сами боги

Кстати, вот важный момент — города делают богов величественней, но, одновременно и дальше от людей. Главные боги теперь живут в больших храмах, а домашние божества сводятся до духов “второго ряда, с которыми зато возможно личное интимное общение, правда и возможности их тоже ограничены.

Первым великим городом становится Вавилон. И становится он им, прежде всего, за счет смешения (подробнее см. в посте о Вавилоне). Представление о могуществе и самодостаточности Вавилона находит свое предельное выражение в том самом предании о строительстве вавилонской башни, с целью достать до Бога.

Так Вавилон навсегда становится символом могущества, гордыни и противостояния Богу, вбирая в себя все отрицательные смыслы города, как места, где всё смешивается и где процветает зло.

Но с переселением древних евреев (авторов Библии) в города Вавилону противопоставляется “священный город” Иерусалим, как место, куда приходит сам Бог, чтобы там (тоже “за оградой”), фактически это тот же Вавилон, но наоборот Об этом мы уже говорили и подробнее в первом эпизоде нашего цикла.

Но, кроме противостояния города Зла и Города Бога, есть и еще одна оппозиция, которая, хоть и не определяется напрямую именно библейским взглядом на мир, а является скорее общей для всей древности, но тоже получает одну из своих первых первую и базовую для всей будущей европейской, а за ней и мировой культуры оценку именно в Библии.

Это — противостояние города на горе и города у моря. И Иерусалим и Вавилон это - города на горе, возвышающиеся над окружающим и ставящие себя в центр мира. То, что один из них оценивается как центр мирового зла, а другой как центр священный, “Дом Бога”, отличает их друг друга оценочно, но не структурно.

А вот города у моря — это не центры, это перекрестки, они не возвышаются над миром, они связывают его, замыкая на себе мировые потоки людей, богатств и идей. Они живут, питаются и растут от этих потоков, но от них же и зависят.

Поэтому когда потоки уходят, уходит и величие этих городов. И это подмечают в Библии ещё ветхозаветные пророки, неизменно возвещающие погибель главных приморских городов своего времени — финикийских Тира и Сидона.

А еще город у моря постоянно подвержен внешним влияниям и нашествиям врагов, завидующим его богатствам, поэтому — падение и разорение врагом, с последующим упадком или даже полным запустением — неотъемлемая часть судьбы любого великого города у моря — от Тира и Трои до Константинополя и Венеции.

Первым мировым городом у моря стали Афины, на примере которых мы и разобрали эти города. Но во всей этой конструкции не хватает самого главного элемента, объединившего в себе всё — Рима,”вечного города” к которому мы теперь, наконец, и перейдем в следующей серии.

Продолжение следует...Слушайте подкаст, ставьте лайки, если понравилось и делитесь ссылками на него. Мне это очень поможет :)) Заранее спасибо!