Сегодня будет пост не про химию - а скорее про учителей и учеников.
Я работаю учителем химии: помимо своих учеников, у меня ещё есть занятость в онлайн-школе. И там я также работаю методистом - составляю материалы для контроля и обучения, и помимо этого, провожу собеседования для новых преподавателей.
Как оценить компетентность рекрута на столь сложную профессию - учитель? Ведь помимо отличного знания предмета и структуры экзаменов, кандидат ещё должен обладать и соответствующими человеческими качествами.
Я придумал два вопроса для этого - и задаю их будущим учителям:
1) Что вас вдохновляет в преподавательской деятельности?
С этим вопросом справляются все – передача знаний, достижение понимания учеником, формирование заинтересованности и увлеченности.
А вот второй вопрос – с ним посложнее:
2) Что для вас самое трудное в профессии учителя?
Что бы вы, будучи учителем, ответили на этот вопрос? В большинстве случаев я получаю ответ: учить ребенка тогда, когда он этого не хочет и формально подходит к обучению. Ответ, на мой взгляд, ужасный. В нем скрыто две трагедии: одна - ученика, вторая - учителя.
Что не так в случае ученика? Он живёт не своей жизнью и находится под гнетом родительской опеки - они лишили его инициативы настолько, что выбирают за него будущую профессию, решая за счёт ребенка свои амбиции. Да и сам ученик хорошо устроился – по жизни не нужно ничего решать, родители все уже решили. Как показал мой собственный опыт, такой подход делает человека беспомощным перед реальным миром.
Какие здесь варианты развития событий?
В лучшем случае, ребенок отучится для галочки, разорвет отношения с «заботливыми» родителями и пойдет своей дорогой, достигнув совершеннолетия и юридической независимости.
В худшем - так и не поднимет головы и вырастет в плохого специалиста, отбывая трудовые будни. А в 30 лет - кризис - и привет - доживание.
А что не так с учителем?
Все дело в том, что этот случай - не его проблема. Я сейчас про частных преподавателей, не про школьных учителей: там вопрос сложнее. Существует мнение, что научить никого нельзя – можно только научиться. Соответственно, раз ученик не настроен брать знания – то, как бы не изощрялся учитель, процесс не пойдет. Поэтому то, что я делаю в таких случаях – бережно расстаюсь с клиентом, без уговоров и насилия, ссылаясь на то, что у меня не получается заинтересовать ученика.
Но так было не всегда – раньше я впрягался в родительскую узду принуждения и тянул ребенка вместе с ними. Но это проигрышный вариант – у учителя нет никаких инструментов воздействия, кроме как дать обратную связь родителям. Давление и уговоры в отношении ученика со стороны учителя приведут к тому, что в конечном счете, ученик сам от вас уйдет – а вы потеряете силы и время, которое могли бы провести с более заинтересованными учениками.
Поэтому ответ про «сложно, когда ученик не хочет» - это про непрофессионализм. Кандидат не понимает зону своей ответственности.
Все вышеизложенное не претендует на истину в последней инстанции – это лишь информация к размышлению. Те, кто прочитал, и хочет обсудить вопрос – милости прошу в комментарии. Вместе мы приблизимся к истинной картине мира🙌