1K подписчиков

У истоков электрона. Викторианский оккультизм и таинственные катодные лучи. Часть II

256 прочитали
часть I: "У истоков электрона.

часть I: "У истоков электрона. Таинственные катодные лучи"

ЧАСТЬ II

В начале 1871 года , фактически в тоже время, когда Иоганн Гитторф был еще в начале своих исследований, вышла в свет небольшая статья: «Некоторые эксперименты по разряду электричества через атмосферу разреженной среды». Опубликовал ее один из ведущих британских телеграфных инженеров того времени- Кромвель Флитвуд Варлей (Cromwell Fleetwood Varley, 1828—1883). Родившийся и получивший образование в Лондоне, Кромвель Варлей обучился научным навыкам у своего отца Корнелиуса Варлей, переняв навыки художника и изобретателя , и кроме всего унаследовал еще и оккультные знания.

Кромвель Флитвуд Варлей (Cromwell Fleetwood Varley, 1828—1883), прожил 55 лет. Известный британский инженер телеграфных линий и телеграфа.
Кромвель Флитвуд Варлей (Cromwell Fleetwood Varley, 1828—1883), прожил 55 лет. Известный британский инженер телеграфных линий и телеграфа.

В 1846 году Кромвель Варлей начал свою профессиональную деятельность в начинающей электрической телеграфной компании. Его умение поддерживать в исправном техническом состоянии и расширять сеть наземных, и подводных телеграфных кабелей очень способствовало повышению по службе, и в 1852 году Кромвель Варлей был назначен на должность главного инженера компании Лондонского отделения, а в 1861 году он был принят на должность главного инженера всей Электрической Международной Tелеграфной Компании (EITC). Его руководящая должность требовала больших знаний в сложном деле подводной и надземной телеграфии на больших расстояниях. Приходилось защищать телеграфные линии от повреждений молниями, коротких замыканий и от других различных природных воздействий. Находясь на этой ответственной должности Кромвель Варлей значительно усовершенствовал свои научный опыт и деловые навыки, что очень помогло ему и после 1870 года, когда британское правительство решило выкупить и распустить компанию EITC - он продолжил карьеру частного инженера-консультанта в прибыльном телеграфном бизнесе.

Вакуумный молниеотвод - изобретение Кромвеля Варлея.  Подвешенные к столбу неизолированные телеграфные линии очень уязвимы для ударов молний. Это могло повредить различное электрическое оборудование и травмировать операторов. Грозозащитные разрядники служат средством отвода ударов молнии в землю.
Вакуумный молниеотвод - изобретение Кромвеля Варлея. Подвешенные к столбу неизолированные телеграфные линии очень уязвимы для ударов молний. Это могло повредить различное электрическое оборудование и травмировать операторов. Грозозащитные разрядники служат средством отвода ударов молнии в землю.

Еще в начале 1850-х годов Кромвель Варлей присоединился к тысячам сторонников оккультизма в Великобритании, Европе и Соединенных Штатах, которые интересовались столовращением, стуком духов и другими проявлениями того, что в то время называлось "современный спиритуализм". С середины 1850-х годов он утверждал, что развил в себе гипнотические способности, которые использовал, в т.ч. чтобы очаровать свою будущую жену Эллен. Эллен, в состоянии гипноза демонстрировала способность "ясновидения" и "мысленного общения с другими". Она обладала "необычайными умственными и духовными способностями" медиума, благодаря которым стала "каналом", через который невидимые интеллектуальные силы "проявлялись" к живым людям и обычно такое "общение" происходило посредством "азбуки телеграфных стуков" по мебели. Сеансы с Эллен убедили Кромвеля Варлея в том, что эти "проявления" были "настоящими духами мертвых", а встречи с известным шотландско-американским медиумом Д. Д. Хоумом убедили его, что Хоум "обладает" способностью "перемещать объекты" на расстоянии с помощью какой-то неизвестной силы.

                                    "летающие столы" на спиритическом сеансе
"летающие столы" на спиритическом сеансе

В 1869 году Кромвель Варлей объявил себя спиритуалистом, т.к. он отчетливо видел «духов» и «духи» передавали информацию, известную только ему и умершим людям, якобы общавшимся из загробного мира, и потому, что «духи» правильно предсказывали время и природу будущих событий. По его мнению, знания и навыки профессионального инженера-телеграфиста, могут помочь в определении сущности тех "далеких существ". Кромвель Варлей считал, что их можно обнаружить и осуществить "общение" посредством своего рода телеграфа, а также он обладал знанием, с помощью которого можно понять, насколько по-другому может выглядеть мир с точки зрения "невесомых духов", "посылающих сигналы" и образующих "канал связи". Он объяснил, как его знание электричества и огромный опыт инженера-телеграфиста может помочь в понимании того, что нематериальные или духовные сущности могут иметь материальные атрибуты, например чрезвычайно загадочное наблюдение о том, что духи мертвых были одеты:

"Железный провод для электрика — это просто отверстие, просверленное в материальной воздушной массе, чтобы электричество могло свободно проходить. Но, стекло непроницаемо для электричества, но прозрачно для магнетизма. Поэтому мы заключаем, что все твердое относительно. Для чего-то оно твердое и непроницаемо, а для чего-то оно твердо и проницаемо. И так по отношению ко всем вещам, и поэтому определенная мысль, которая и есть проявление силы, может быть в некотором роде твердой, так что, если вы возьмете, например, старого английского фермера, ему было бы стыдно, если бы его увидели без верхних сапог, пальто без пуговицы и без шляпы. Эти элементы одежды являются частью его личности, он не может мыслить себя без них; они составляют часть его природы, и в тот момент, когда он покидает свое тело и становится человеком мысли, мысленные ботинки, мысленный плащ и мысленная -шляпа составляет часть его индивидуальности".

Обычный сеанс связи медиума с духами
Обычный сеанс связи медиума с духами

Однако далеко не все соглашались с позицией Кромвеля Варлея. Не соглашался с ним и Майкл Фарадей, считая, что большинство явлений спиритизма можно объяснить известными силами и что "поэтому этот предмет недостоин дальнейшего исследования".

Кромвель Варлей не согласился с Майклом Фарадеем, что исследование так называемых «сеансов духов» бесполезно с научной точки зрения. Кромвель Варлей рассматривал спиритуализм как эмпирическую теорию и способ объяснения новых законов природы, дающий ответ и на духовные вопросы, на которые не отвечали традиционные религии. Он верил, что есть "новая сила", которая не электрическая, но которая имеет связь с электричеством. Существование подобной "новой силы" было еще "доказано" в конце 1840х годов в работах известного немецкого химика-промышленника Карла фон Райхенбаха, где он опубликовал "экспериментальные доказательства" "существования "новой универсальной силы", получившей название сила «од». Эта "сила" была "заметна" только для "чувствительных" людей, чья реакция на силу включала видение разноцветной светящейся ауры или "свечения" вокруг магнитов, кристаллов и других объектов.

Столичная «Геликон-опера» в самом модном музыкальном театре Москвы. Поставка оперы «Медиум» Джанкарло Менотти, на "спиритическом сеансе медиума"
Столичная «Геликон-опера» в самом модном музыкальном театре Москвы. Поставка оперы «Медиум» Джанкарло Менотти, на "спиритическом сеансе медиума"

Для исследования этой новой силы Кромвель Варлей решил использовать инструменты "инженера-электрика". На сеансах проведенных в Нью-Йорке со знаменитой американской медиумом Кейт Фокс, Кромвель Варлей получил разрешение использовать электрические приборы в попытке установить "аналогии, существующие между силами, с которыми он имел дело, и с теми, которые используют медиумы". Его впечатляла способность "духов" точно и неоднократно определять, когда он прикасался к электрической цепи, в каком направлении течет ток через его тело и когда он помещал намагниченную катушку провода над своей головой. Поскольку сеанс проводился во "тьме", Кромвель Варлей был удовлетворен тем, что ни один смертный в комнате (включая его самого) не знал точно, что он делает, и поэтому не мог имитировать воздействие разумных духов. Кромвель Варлей также пришел к выводу, что духи не могли видеть, что он делает, ощущая "электрические и магнитные потоки", поскольку из диалога с ними он установил, что они вероятно "использовали другие силы", сопровождающие электричество и магнетизм.

Известный французский медиум-материализатор Марта Беро, больше известная под псевдонимом «Ева К.» с свечением "эктоплазмы"
Известный французский медиум-материализатор Марта Беро, больше известная под псевдонимом «Ева К.» с свечением "эктоплазмы"

Общественное мнение о спиритуализме глубоко беспокоило Кромвеля Варлея, он считал своим научным долгом убедить общественность в том, что спиритуализм имеет "естественную основу". В октябре 1870 года он изложил одну свою идею ведущему британскому спиритуалисту Бенджамину Коулману:

"В течение ближайшего времени я намереваюсь объединить в лекциях те части научных исследований с материальными или физическими вопросами, которые указывают на существование духовных тел или, скорее показывают, что есть пределы в исследованиях определяемые глазом и осязанием, это не единственные ограничения. Я полностью симпатизирую вашему нынешнему движению, и я был бы очень рад посвятить один или несколько вечеров тому, чтобы с помощью реального эксперимента продемонстрировать, что не существует жесткой и прочной границы между материальным и духовным существованием."

За несколько дней до того, как Кромвель Варлей обратился к Бенджамину Коулману, он представил в Королевское общество свою работу "об электрическом разряде в разреженных газах". Непосредственная близость этих двух событий позволяет предположить, что вероятно, его исследования "материальных или физических явлений» были " светящимся свидетельством" проявления силы "од", о которых в своих работах утверждал Карл фон Райхенбах, которые были невидимы для большинства людей, а эти "загадочные огни" видели только "чувствительные" люди. Кромвель Варлей стремился сделать спиритуализм более научным. Поэтому его "научное исследование" в статье 1871 года было посвящено именно этим явлениям. Это были явления, которые, как светящиеся формы силы «од» и мебель, движущиеся под действием "силы воли невидимых разумов", часто были невидимыми и трудными для реального воспроизведения. Это бросало вызов между концепциями материального и нематериального. Он считал, что основная проблема заключается не в существовании самой силы "од", которая существует, а проблема в ее обнаружении, т.к. большинство людей не обладали нужным качеством восприятия органов чувств, проще говоря у большинства невосприимчивых к проявлению силы "од" людей была недостаточная чувствительность их органов зрения и осязания.

Для исследования этого невидимого для многих свечения силы "од", Кромвель Варлей решил использовать газоразрядные трубки Генриха Гейсслера, с которыми был хорошо знаком еще в 1867 году, используя их для определения силы тока в аппарате, моделирующем электрические характеристики длинных телеграфных кабелей. Начав исследования электрического разряда в разреженных газах, Кромвель Варлей вошел в область, в которой на тот момент работали ученые, значительно более известные, чем он. В своей статье, он сразу признал большой вклад в исследованиях и высказал свое уважение к трудам Джона Гассиота, Уильяма Гроува, которые еще в 1850-х годах опубликовали свои работы о загадочных темных полосах, светящихся полосах и расслоениях в газовом электрическом разряде. Благодаря работам Джона Гассиота и Уильяма Гроува, Кромвель Варлей также был знаком с идеями и работами Майкла Фарадея, включая его "темное пространство" между отрицательным электродом и светящимся положительным столбом. Несмотря на свое почтение к этим известным исследователям, инженер-телеграфист решительно настаивал на том, что вопрос о «природе действия» внутри газоразрядных трубок остается «значительной загадкой».

Для решения этой "значительной загадки" Кромвель Варлей решил начать исследования с «действия внутри трубки». Первое, что его интересовало - само слабое свечение, простирающегося между электродами газоразрядной трубки. Второе, он хотел улучшить чувствительность наблюдений, недоступную обычному человеческому глазу. И еще один момент- его интересовало магнитное поле и его проявление в спиритуализме.

Для увеличения чувствительности наблюдений свечений в трубке, он решил использовать фотографию, т.е. сфотографировать газоразрядную трубку "в совершенно темной комнате". Для более полного исследования самого разряда он видоизменил электроды в газоразрядной трубке - в качестве электродов использовались не простые плоские электроды, а кольцеобразные, в виде двух колец разных диаметров.

Схематичное изображение и электрическая схема трубки Кромвеля Варлея.
Схематичное изображение и электрическая схема трубки Кромвеля Варлея.

Экспериментальная установка состояла из трубки Генриха Гейсслера, но собственной конструкции - трубка имела диаметр 31мм, длину 82мм с достаточно хорошим вакуумом. Внутри трубки располагались два кольца разных диаметров из алюминиевого провода. Одно кольцо имело диаметр 10мм, а другое 22 мм. Кольца располагались друг от друга на расстоянии 20мм. Трубка запитывалась постоянным током от двух батарей Даниэля, в цепь включались гальванометр и два переменных сопротивления(резистора). Такая электрическая цепь позволяла при увеличении и уменьшении величины переменного сопротивления, регулировать цвет, форму светимости и интенсивность электрического разряда . Схема включения газоразрядной трубки в электрическую цепь представлена на рисунке. Используя фотографию Кромвель Варлей смог зафиксировать различные фазы электрического разряда.

Изображения электрического разряда зафиксированные на фотопластинках в опытах К. Варлея.
Изображения электрического разряда зафиксированные на фотопластинках в опытах К. Варлея.

Изображения на фотопластинках (1-4) и визуальное наблюдение этих фаз электрического разряда в трубке не дали каких-либо различий. На изображении фотопластинки 1 зафиксирован электрический разряд между двумя электродами. На изображении фотопластинки 2 зафиксирован разряд при большом сопротивлении переменных резисторов, т.е. при малой силе тока в цепи, свечение образуется только вокруг правого положительного электрода меньшего диаметра. На изображениях фотопластинок 3 и 4 видно, что при более низком сопротивлении переменных резисторов, т.е. при увеличении силы тока, светимость распространяется от положительного электрода к отрицательному - в сторону кольца большего диаметра, который сам начинал излучать свет. Но, изображение фотопластинки 5 показало, что при еще более низком сопротивлении переменных резисторов, т.е. при еще большей силе тока, свечение вокруг положительного электрода малого диаметра гаснет (изображения 7а,7в) и образуются два невидимых глазу "белых облака в виде песочных часов" концентрируясь в области большого кольца с отрицательным полюсом. Изображение на фотопластинке 6 выполнено при нулевом сопротивлении переменных резисторов, т.е. при максимальной силе тока - отрицательный электрод -кольцо большего диаметра было окружено светящейся белой формой "сильно сплющенных песочных часов" оторванных от него, но глаз видел этот электрод только «окруженным ярким синим светом».

Вторая часть опыта касалась влияния магнитного поля на свечение электрического разряда. Скорее всего, Кромвель Варлей знал о проведенных опытах Юлиуса Плюккера - когда рядом с трубкой находится мощный магнит, светящийся газовый разряд следует по магнитным силовым линиям, образуя при этом светящуюся арку. Юлиус Плюккер сам лично сообщил об уведенном Майклу Фарадею. Эта арка и стала предметом исследования Кромвеля Варлея.

При воздействии на электрических разряд магнитного поля полюсов мощного магнита, электрический разряд изгибается по силовым линиям магнитного поля- образуется арка.
При воздействии на электрических разряд магнитного поля полюсов мощного магнита, электрический разряд изгибается по силовым линиям магнитного поля- образуется арка.

Во время эксперимента в трубку помещался электромагнит таким образом, чтобы между его полюсами проходили катодные лучи. При включении электромагнита происходило искривление лучей и появлялась светящаяся арка. На фотопластинках 8-9 показаны такие арки образованные от воздействия магнитного поля на электрический разряд внутри трубки. Изображение на фотопластинке 8, зафиксировало форму разряда, когда малое кольцо являлось отрицательным электродом, а на изображении 9- когда отрицательным электродом являлось большое кольцо. При этом видно, что отрицательный полюс электрода в зависимости от диаметра кольца может управлять толщиной арки, этот процесс Кромвель Варлей навал "игрой арки".

Третья часть исследования в опыте была еще более интересная. Для исследования материи самой арки, Кромвель Варлей разместил в газоразрядной трубке своего рода мишень. Для этого он использовал небольшую полоску покрытую тальком, прикрепленную к шелковой нити. Когда светящаяся арка «играла» полоска отклонялась, тем больше, чем больше становилась светимость у отрицательного электрода, которая увеличивалась с увеличением силы тока. Анализируя результаты своих опытов Кромвель Варлей пришел к выводу:

  • "арка состоит из очень маленьких частиц материи, отбрасываемых электричеством из отрицательного полюса во всех направлениях, но магнит управляет их движением. Эти частицы, получая импульс, разлетаются во все стороны от отрицательного полюса, даже за пределы электрического разряда"

Оригинальная конструкция газоразрядной трубки с мишенью и применение фотографии позволили Варлею выявить особенности электрического разряда, скрытые от человеческого зрения и доказало, что светящаяся нематериальная форма, могла оказывать материальное воздействие на мишень, тем самым он смог доказать ограниченность человеческого восприятия.

На тот момент времени, так сложилось, статья Кромвеля Варлея 1871 года не вызвала нужную реакцию исследователей и была ненадолго забыта, пока лорд Кельвин не воскресил эту статью в начале 1890-х годов. Однако влияние викторианского спиритуализма на открытие электрона на этом не закончилось, совсем скоро, другой известный британский оккультист внесет свой немалый вклад в этом направлении ...Продолжение - в следующей части.

часть III: "У истоков электрона. Спиритуалист Уильям Крукс и радиометр"

Спасибо за прочтение моей статьи. За лайками не гонюсь, если статья понравилась, ваш лайк лишним не будет.