Айвазовский, Маковский, Коровин и даже Репин — коллекция русской живописи Музея Фаберже

412 прочитали

Отправляясь в музей, где представлена крупнейшая в мире коллекция произведений фирмы Карла Фаберже, совершенно не ожидаешь встретить там изобразительное искусство, правда? Но нет, Музей Фаберже — это не только про ювелирные шедевры!

Выставочный зал Шуваловского дворца. Музей Фаберже
Выставочный зал Шуваловского дворца. Музей Фаберже

Здесь представлены произведения Карла Брюллова, Генриха Семирадского, Василия Поленова, Ивана Айвазовского и других знаменитых живописцев XIX в. Читайте статью до конца, чтобы узнать, в каком зале дворца можно полюбоваться портретом кисти Ильи Ефимовича Репина.

Коллекция русской живописи XIX века в Выставочном зале

Основная часть художественного собрания Музея Фаберже представлена в Выставочном зале. Он расположен на месте большой парадной столовой, при первых Шуваловых (в конце 1850-х годов) переделанной в Большой кабинет. Из некогда сосредоточенных в нем вещей первоклассного Шуваловского художественного собрания остался вмонтированный в стену триптих фламандской работы XVII века с «Благовещением», «Поклонением волхвов» и «Святой Анной, проповедующей в храме», а из прежней отделки интерьера — камин с мраморным барельефом французской работы XVIII века, изображающим, как и аналогичная композиция в Аванзале, детскую вакханалию.

Выставочный зал, 1919
Выставочный зал, 1919

К наиболее ранним из представленных здесь живописных произведений относятся эскиз Карла Брюллова с изображением мессы в соборе Санта Мария Маджоре по случаю возвращения в Рим папы Пия IX и «Вид Академии наук и Дворцовой набережной в Петербурге» Владимира Аммона (оба датируются серединой XIX столетия).

Константин Маковский

Среди живописных произведений центральное место в Выставочном зале занимает монументальное полотно «Суд Париса», принадлежащее кисти Константина Маковского — исторического живописца, модного портретиста, автора картин на жанровые сюжеты и одного из самых знаменитых художников салонно-академического направления. Картина написана на сюжет известного античного мифа, изображает спор трех богинь — Геры, Афины и Афродиты — о том, кто из них самая прекрасная.

Большие размеры холста позволили раскрыть сюжет во всех подробностях. С одной стороны, выбор крупного формата обусловлен общей тенденцией отечественного искусства этого времени к работе в монументальных формах (романы, симфонии, оперы). Сыграла свою роль и популярность в творческой среде так называемых «живых картин» — натурных постановок, напоминавших известные произведения искусства. Константин Маковский увлекался подобными «картинами», позволявшими ему во всех подробностях передать многофигурную сцену. 

За эту картину (а также работы «Демон и Тамара» и «Смерть Ивана Грозного») мастер был удостоен Большой золотой медали и ордена Почетного легиона на Всемирной выставке 1889 года в Париже. Примечательно, что еще до открытия выставки «Суд Париса», выполненный в эффектной живописной манере, был куплен американским коллекционером Чарльзом Шуманом.

Генрих Семирадский

В Музее Фаберже представлены две работы Генриха Семирадского (1843-1902), известного польского и русского живописца, одного из крупнейших представителей позднего академизма, — «Трудный выбор» (1888) и «Канатоходка» (1898).

Трудный выбор, 1887. Генрих Семирадский (1843-1902). Собрание Музея Фаберже
Трудный выбор, 1887. Генрих Семирадский (1843-1902). Собрание Музея Фаберже

Картина «Трудный выбор (Женщину или вазу?)» была показана публике на персональной выставке художника в Петербурге в 1890 году. Место действия в картине происходит в богатом доме патриция, куда фригийские торговцы доставили для продажи два равно прекрасных «произведения искусства»: китайскую вазу, украшенную драгоценными камнями, и красавицу-рабыню. Трудный выбор предстоит патрицию: что же предпочесть? Рядом с отцом стоит молодой человек — возможно, его сын, с восторгом взирающий на прекрасное обнаженное тело невольницы. Для него не существует сомнений в выборе. Таким образом, в картине появляется тема молодости и старости.

Канатоходка, 1898. Генрих Семирадский (1843-1902). Собрание Музея Фаберже
Канатоходка, 1898. Генрих Семирадский (1843-1902). Собрание Музея Фаберже

Для позднего периода творчества художника, к которому относится полотно «Канатоходка», характерны плэнерные сцены, далёкие от исторического контекста, идиллические картины, в которых Семирадский особенно ярко демонстрирует свой талант колориста и мастера светотени. «Итальянский жанр» с его гедонистическими настроениями был интересен художникам второй половины XIX века и весьма востребован взыскательной публикой. Семирадскому как никому другому удавалось передать атмосферу безмятежного солнечного юга, оставаясь возвышенно-утонченными, не опускаясь до грубой чувственности и повседневности даже в банальных сюжетах.

Иван Айвазовский

Также важны полотна популярного как в свое время, так и в наши дни, непревзойденного мариниста Ивана Айвазовского. Листайте галерею.

Иван Константинович Айвазовский, непревзойденный русский художник-маринист, за свою долгую жизнь создал более 6000 произведений. Он совершил пять больших морских плаваний, сопровождал в качестве художника великого князя Константина Николаевича, участвовал в обороне Севастополя, в морских походах и сражениях. В виртуозно написанной Айвазовским картине «Вид на озеро Севан» ощущается морская мощь. Недаром это самое большое озеро Кавказа в древности по-армянски называли Геламским морем.

Коллекция произведений импрессионистов в Верхней Буфетной

Верхняя Буфетная Шуваловского дворца. Музей Фаберже
Верхняя Буфетная Шуваловского дворца. Музей Фаберже

Увидеть работы знаменитых французских и русских художников рубежа XIX-XX вв. можно в Верхней Буфетной музея. Сегодня здесь представлены работы французских и русских художников, творчество которых традиционно ассоциируется с импрессионизмом и последующими «измами»: П. Ренуар, А. Мартен, К. Коровин, К. Горбатов и другие. Это самый теплый и романтичный по атмосфере зал Шуваловского дворца!

Константин Коровин

В Верхней Буфетной представлена замечательная работа «Лето в Гурзуфе», представляющая собой автопортрет Константина Коровина — самого известного представителя русского импрессионизма.

Константин Коровин (1861–1939). «Лето в Гурзуфе», 1917.
Константин Коровин (1861–1939). «Лето в Гурзуфе», 1917.

В Гурзуфе, поселке на южном берегу Крыма, у художника была дача, где были написаны одни из лучших его произведений. Работы Коровина отличаются, в первую очередь, крупными размашистыми мазками и сочным, чистым колоритом: мастер говорил, что цвет — это праздник глаза, несущий радость и наслаждение.

Коллекция изобразительного искусства в Рыцарском зале

Помимо Выставочного зала и Верхней Буфетной, художественные произведения широко представлены в помещении, с которого традиционно начинают свой маршрут посетители Музея Фаберже — в Рыцарском зале.

Рыцарский зал Шуваловского дворца. Музей Фаберже
Рыцарский зал Шуваловского дворца. Музей Фаберже

О жизни русской армии середины XIX века повествуют акварели Карла Пиратского и его последователя Петра Балашова. Работы этих мастеров батального жанра редко встречаются в музейных собраниях, и о них сохранилось очень мало сведений. Но в свое время оба художника пользовались заслуженным признанием.

Также именно в Рыцарском зале Шуваловского дворца представлен карандашный портрет профессора Л.В. Свенторжецкого кисти Ильи Ефимовича Репина.

Илья Репин (1844-1930), Портрет Л.В. Свенторжецкого, 1908. Картон, карандаш, уголь, сангина, тушь, мел.
Илья Репин (1844-1930), Портрет Л.В. Свенторжецкого, 1908. Картон, карандаш, уголь, сангина, тушь, мел.
Ждём вас в Музее Фаберже! Экспозиция открыта ежедневно с 10.00 до 20.30.
Билеты в Музей Фаберже доступны по ссылке.