Друзья, доброе утро! Сегодня я снова приглашаю вас на виртуальную прогулку по Петербургу и предлагаю посмотреть на один из интереснейших образцов архитектуры северного модерна - жилой комплекс Бассейного товарищества (улица Некрасова, 58–60, Греческий проспект, 10–12, Фонтанная улица, 3).
"Я иду домой на Бассейную, 60. Я чувствую, что в моей жизни произошёл перелом, что я уже не та, что вчера вечером и даже сегодня утром». Это строчка из воспоминаний Ирины Одоевцевой, знаменитой поэтессы, писательницы, любимой ученицы Николая Гумилева, которая с 1914 по 1922 гг проживала в этом комплексе.
P.S. В 1918 году Бассейная улица была переименована в ул. Некрасова
Он помнит и других выдающихся жильцов - например, художника Билибина, министра иностранных дел Временного правительства, историка и публициста П. Милюкова, кинорежиссера С. Герасимова, актера О. Басилашвили и многих других.
Этот ансамбль - результат совместной работы четырех талантливых архитекторов, значимый пример кооперативного строительства предреволюционной России и один из последних памятников модерна в Петербурге.
Жилой комплекс Бассейного товарищества занимает большую территорию - целый квартал - выходя фасадами сразу на три улицы. Его строительство началось в 1912 году. Авторами проекта выступили Алексей Зазерский и Эрнест Виррих. Впоследствии к ним присоединились Николай Васильев и Алексей Бубырь. Последние как раз ответственны за выразительную пластику фасадов.
Жилой комплекс строился не как доходный, а представлял собой жилищный кооператив, то есть строился на средства будущих жильцов. Член кооперативного товарищества за избранную им квартиру вносил единовременно 40% ее стоимости. Остальные 60 % составляли долг перед Кредитным обществом, в котором дом будет заложен после окончания строительства.
Кроме платежей по кредиту, члены кооператива были обязаны оплачивать расходы по содержанию дома, страховку, работу дворников, швейцаров и других служащих. На жильцов ложились расходы по отоплению дома, водоснабжению, освещению лестниц и дворов, содержанию в чистоте дворов и прилегающих к дому мостовых и улиц и прочие, связанные с обслуживанием дома
Комплекс строился для представителей обеспеченных слоев населения, соответственно, были предусмотрены все возможные блага и внедрены все технические новшества, которые были доступны на то временя.
В журнале "Зодчий" в 1912 году А. Зазерский писал:
Дом товарищества предполагается соорудить в 6 этажей... с бетонированными подвалами и мансардным этажом, с подъёмными машинами не только на парадных, но и на чёрных лестницах, с центральным водяным отоплением, с устройством вентиляции и с постановкой для той же цели каминов в некоторых комнатах, с центральным горячим водопроводом для ванн, умывальников и кухонных моек, с центральной пылевсасывательной станцией, соединённой трубами со всеми квартирами, с холодными и светлыми кладовыми при кухнях для хранения съестных припасов.
В доме предположено иметь прачечную с механическими приборами для стирки, полоскания и отжимки, а также сушильные шкафы для быстрой сушки белья.
Устраиваемые под всем домом подвалы предназначаются для помещения в них котлов и приборов центрального отопления, для склада топлива и для устройства кладовых .Парадные лестницы проектируются с просторными и светлыми вестибюлями и с особыми уборными для приходящих. При каждой парадной лестнице отводятся в первом этаже просторные и светлые помещения для швейцаров, состоящие из двух комнат. На чёрных лестницах в каждом этаже будут устроены металлические балконы для чистки и проветривания платья. Помещения для служащих в доме: квартиры старшего дворника, младших дворников и истопников, домовая контора и проч. будут размещены в первом этаже.
Даже спустя 100 лет описание "начинки" здания впечатляет. Неудивительно, что дом стал одним из самых престижных в Петербурге.
Все квартиры в доме были с двумя ходами - парадным и черным. Каждая имела от 3 до 7 комнат, "не считая людских, ванн, кухонь и проч."
Кроме того, предусматривалось, что "по желанию, отдельные квартиры могут быть соединены вместе, равно как присоединением отдельных комнат от соседних квартир одни квартиры могут быть увеличены, другие уменьшены".
Отличительная особенность фасадов - скульптуры и барельефы. Они многообразны и практически не повторяются. По мнению ряда исследователей, все эти изображения выполнены по рисункам архитектора В. Пясецкого, который тоже жил в этом комплексе, на Бассейной, 58.
Изначально строительство планировалось завершить к 1914 году, но оно затянулось до 1917. Таким образом, можно сказать, что это "последний из могикан" - после революции дома в стиле северного модерна в Петербурге больше не появлялись.