Найти тему

Бизнес без роботов: эксперты о борьбе со спам-звонками

Оглавление

Эксперты уверены, что обзвоны потеряли актуальность, как инструмент для бизнеса, а использование роботов к тому же раздражает клиентов. Совет Федерации поддержал закон о введение штрафов до 1 млн рублей за спам-звонки и одобрил меры, которые ужесточают наказания за рекламу кредитов с нарушением законодательства РФ.

Применение роботов для обзвонов стало раздражающим фактором для потребителей. // Иллюстрация: UniversusGPT
Применение роботов для обзвонов стало раздражающим фактором для потребителей. // Иллюстрация: UniversusGPT

Около 3,8 млрд спам-звонков поступило россиянам за первое полугодие 2023 года. Это в 2,5 раза больше, чем за тот же период в 2022 году. Такие данные приводят «Известия».

Преимущественно жертвами спам-звонков становятся жители городов-миллионников. Тем не менее, малые города и небольшие населенные пункты этот «тренд» также не обошел стороной. Собеседники «ПЛАНА ТАКОГО» считают, что обзвоны — это раздражающий фактор, негативный эффект которого усиливает применение роботов. 

Внимание на проблему обратили законодатели. На прошлой неделе Совет Федерации одобрил закон о введении штрафов за спам-звонки, а также об ужесточении штрафов за рекламу кредитов с нарушением законодательства.

Рядовые граждане за распространение рекламы через спам-звонки обязаны выплатить штраф в размере от 10 до 20 тыс. рублей, должностные лица — от 20 до 100 тыс. рублей, юрлица — от 300 тыс. до 1 млн рублей.

Кроме того, ужесточается ответственность для кредитных организаций и МФО. Если они в рекламе не будут озвучивать полную стоимость потребительского кредита, то для их сотрудников предусмотрен штраф в размере от 40 до 100 тыс. рублей, а для самих юридических лиц — от 600 тыс. до 1,6 млн рублей.

Эксперты поделились мнениями, почему спам-звонки, особенно с помощью роботов, перестали быть эффективным инструментом на службе бизнеса, и почему в законопроект в скором времени будут вносить новые поправки.

Александр Ильяшенко отмечает, что роботы вызывают негативные реакции со стороны потребителя
Александр Ильяшенко отмечает, что роботы вызывают негативные реакции со стороны потребителя

«Полноценный бизнес отказался от обзвонов с помощью роботов»

Александр Ильяшенко — генеральный директор маркетинговой компании Фэйском

Обзвоны с использованием роботов существенно потеряли эффективность как маркетинговый инструмент. Сегодня это очень дешевый канал коммуникации с потребителями, поэтому его по-прежнему используют компании, которые хотят сильно сэкономить. При этом мы все, как потребители, ненавидим, когда нам поступают такие звонки.

Я, как руководитель маркетинговой компании, могу с уверенностью сказать, что современному бизнесу эти роботы не особо нужны. Все прекрасно понимают, что они вызывают негативные реакции со стороны потребителя, и избавиться от полученного эффекта для имиджа компании потом будет сложно. Поэтому полноценный бизнес давно от этого канала отказался. И потеря этого рекламного инструмента для современного бизнеса незначительна.

Лично меня смущает, что в этом законе существуют некие обходные пути, текущая формулировка довольно абстрактна. Из-за этого пока могут возникнуть сложности. Со временем, думаю, мы все привыкнем и разберемся. Кто-то, безусловно, понесет определенные наказания, а кто-то, возможно, оптимизирует свои рабочие процессы, но объем спам-звонков должен точно уменьшится.

Александр Дяченко уверен, что базой для обзвона можно пользоваться гораздо экологичнее. // Фото предоставлено экспертом
Александр Дяченко уверен, что базой для обзвона можно пользоваться гораздо экологичнее. // Фото предоставлено экспертом

«Эта ниша сейчас монетизирована со всех сторон»

Александр Дяченко — бренд-стратег, автор подкаста «Маркетинг и реальность»

Я полностью поддерживаю это решение, поскольку в последние годы телефон без контроля надзорных органов постоянно подвергается атакам в виде непрерывных спам-звонков. Особенно с этим сталкиваются предприниматели и те, кто по какой-то причине размещает свои номера в открытых источниках. В связи с этим возникает желание, чтобы меры были не просто введены, а максимально ужесточены.

Как известно, есть call-центры, которые по заказу различных компаний занимаются обзвонами. Хочется, чтобы к ответственности привлекали и эти центры, и их заказчиков.

Единственное, возникают опасения, что такие меры могут быть в дальнейшем использованы и для подставы, когда звонки якобы будут поступать от компаний, а на самом деле, например, от их конкурентов. Интересно, как это будет отслеживаться в дальнейшем.

Обзвоны, конечно, приносят результат, если этот канал используют эффективно в сервисе, когда клиент дал согласие на такое взаимодействие. Если ты уже находишься в рамках обслуживания какого-либо бизнеса, тебя могут уведомить о новых поступлениях или позвонить для уточнения деталей в рамках предоставления услуг.

Если человек не оставлял свои контакты, а ему поступают навязчивые звонки, эффективность крайне мала. Сегодня существуют сервисы, которые ставят на сайт специальный код, который позволяет отлавливать контакты посетителей сайта. С этим я бы тоже рекомендовал серьезно бороться, поскольку посещение сайта не означает согласие на звонки в дальнейшем.

В целом эта ниша сейчас монетизирована со всех сторон. Чаще всего такие инструменты используют в банковском сегменте, в недвижимости, а также в медицинских центрах, в юридической сфере, в индустрии красоты и т.д. Бизнесы в этих направлениях зачастую приобретают базу для обзвона. Еще хуже, когда для этого задействуют роботов с их важными предложениями.

Такой базой можно пользоваться «гораздо экологичнее» — получив к ней доступ, использовать эту аудиторию для таргетированной рекламы. Так ты попадаешь на глаза человеку в социальных сетях, но не нарушаешь его личные границы.

Роман Гребенников уверен, что за спам-звонки и навязывание микрокредитов стоит привлекать к уголовной ответственности. // Фото предоставлено экспертом
Роман Гребенников уверен, что за спам-звонки и навязывание микрокредитов стоит привлекать к уголовной ответственности. // Фото предоставлено экспертом

«Одни лишь штрафы не остановят недобросовестных представителей бизнеса»

Роман Гребенников — гендиректор юридической фирмы «Спартак»

На мой взгляд, ужесточение наказания за подобные деяния должно подразумевать не только административную, но и уголовную ответственность. При систематическом нарушении федерального законодательства, особенно когда речь идет о навязывании микрокредитов, меры должны быть соответствующими — чем строже, тем лучше.

Более того, как мы знаем, базы данных просто сливаются в руки недобросовестных рекламодателей и их заказчиков — так называемых псевдокоммерсантов.

Я думаю, что Федеральное Собрание своевременно приняло это решение. Но я уверен, что спустя полгода в законопроект будут внесены поправки, поскольку одни штрафы не остановят недобросовестных представителей бизнеса.

К ответственности стоит привлекать не только различные рекламные конторы и их заказчиков, но и сотовых операторов, которые не принимают должные меры по блокировке подозрительных номеров.