С любовью к Луне.

Как вы думаете, когда была составлена первая подробная карта Луны? Наверное, в 20-м веке? Ну, в крайнем случае в 19-м, когда наука становилась такой, какой мы её знаем сейчас? А вот и нет. Вплоть до появления современных технологий эталоном лунной карты был многостраничный атлас, созданный в 17-м веке! Давайте разберёмся, как такое оказалось возможным.

С одной стороны, в то столетие было множество великих научных открытий, а с другой, мистикой и символизмом в те дни было пропитано буквально всё: от повседневных бытовых предметов до небесных тел. Открытия в физике шли рука об руку с алхимией, астрономия была неотделима от астрологии, а переплетение математики с поэзией было явлением вполне нормальным.

Сыном своего времени был польский учёный Ян Гевелий, яркий пример того, к каким поразительным результатам может привести увлечение наукой и неординарный ум. Таким был и его учитель Петер Крюгер.

Математика и литературоведа по профессии - Крюгера однажды заинтересовала астрономия. В связи с этим ученый перечитал все труды, которые ему попадались. Среди которых были и признанные мэтры – Тихо Браге и Иоганн Кеплер, Галилей и Коперник, которые тогда «посмели» заявить, что в центре вселенной находится вовсе не Земля, а Солнце.

К Крюгеру Ян пришёл ещё подростком, но в скором времени догнал по знаниям своего наставника. А затем завершил и некоторые его изобретения. Например, азимутальный квадрант Крюгера – инструмент для вычисления точных координат небесных тел.

Азимутальный квадрант Крюгера, завершённый Яном Гевелием.
Азимутальный квадрант Крюгера, завершённый Яном Гевелием.

Гевелий тоже был человеком разносторонним. Астрономию он совмещал... с предпринимательской деятельностью. Так как наблюдения за звездами требовали немалых затрат. Ведь как можно было достать телескоп? Только собрать его самому. И Гевелий собирал, доходя до машин длиной даже в несколько десятков метров! Составные части – линзы, например – тоже не были товарами, которые запросто можно купить в магазине. Поэтому и их приходилось проектировать своим умом.

Телескоп
Телескоп

Обсерваторию учёный оборудовал на крыше своего дома. Там-то он и влюбился в Луну. Причём проникся ей так сильно, что рассмотрел со всех сторон и во всех проявлениях. Настолько, что мог бы, наверное, уже и экскурсии по планете водить. Но на Луну человек попадёт только три века спустя, а интернет для виртуальных прогулок появится и того позже. А рассказать людям о находках уже очень хотелось. Поэтому учёный решил создать путеводитель.

В 1647 году Гевелий опубликовал труд «Selenographia», в котором разместил 111 рисунков и гравюр поверхности Луны, которые лично воспроизвел с натуры. Планета здесь была показана во всех возможных фазах, были воспроизведены все рельефы поверхности, которые оказались доступны для наблюдения. Эта карта считалась самым точным ориентиром на Луне, причём вплоть до 20 века, когда активно стали запускать искусственные спутники.

Одно из изображений Луны
Одно из изображений Луны

Но спутники в 20 веке – это уже начало освоения космоса, использования космических ресурсов на пользу человеку. Могло ли быть что-то подобное в 17 веке? Едва ли. Зато была любовь – к науке, к далеким мирам. И к людям, которым все эти научные находки могут пригодиться, пусть это и будет через столетия.

Ян Гевелий.
Ян Гевелий.