Найти тему

Первый мастер чая

Искусство японцы делают из всего. Даже не так - все искусство. Какому-нибудь Уильяму Моррису бы понравилось.

Сегодня, когда я думал написать о чайной церемонии, мне пришло в голову, что, в общем, про нее и так написано достаточно. А вот про того, кому мы ей обязаны - мало. Особенно на русском.

И сейчас все подумали: ‘ага, сейчас будет про Сэн но Рикю’. Но нет. Несмотря на то, что личность была выдающаяся - о его жизни до его 58 лет мы мало что знаем. Его жизнь обросла легендами и анекдотами, и о ней я тоже обязательно напишу - именно он сделал известной и привел к определенным стандартам направление ваби-тя, того, что мы называем ‘искусство японской чайной церемонии.

Возвел в ритуал чай человек, который жил за 100 лет до Рикю , в 15 веке. Его звали Мурата Дзюко. И личность он не менее неординарная, чем Рикю.

Мурата Дзюко
Мурата Дзюко

Он первым в истории Японии получил титул «чайного мастера», от него через Такэно Дзёо и Сэн-но Рикю непрерывная линия мастеров продолжается до ныне живущего главы основного направления чайной школы.

В раннем детстве Дзюко стал послушником в монастыре в Наре и почти сразу же принял монашество.

Монахи монастыря, где он жил, в основном занимались погребальными обрядами и Дзюко, как предполагают, занимал в храме должности самого низшего ранга - во время похорон занимался самой ‘чёрной’ работой. Но в юности Дзюко пристрастился к азартным играм То-ча, игре, в которой, в которой большая шумная компания угадывала сорта и происхождения чая на вкус. Победителям, разумеется, доставались всяческие земные блага в виде шелка, риса и прочего не монашеского. За это будущего мастера из монастыря выгнали. Интересно, правда, что Фуруити Харима, младший брат Фуруити Танэхидэ, устроителя этих чаепитий, станет впоследствии первым учеником Дзюко.

Дзюко покинул монастырь, не достигнув двадцатилетнего возраста. О последующих годах жизни Мурата Дзюко практически ничего неизвестно. Согласно некоторым источникам, он долго путешествовал по провинциям Японии и наконец остановился в Киото, столице страны. В сочинении «Беседы о чайном деле» написано, что в тридцатилетнем возрасте Дзюко стал опять дзен монахом и начал интенсивно заниматься медитацией. Но человек он был, как уже все догадались, увлекающийся - и вместо просветления довел себя до нервного истощения. Доктор, к которому он пошел, прописал ему опять пить чай - просто пить чай ему уже было неинтересно, и он решил изучить эту тему подробнее, освоив «Книгу о чае» Лу Юя и «Записки о чае» Цань Сяна. Изучив книги о чае и известные в то время виды чаепитий, Дзюко в конечном счете создал свой собственный чайный ритуал.

Позже он все-таки вернулся в родную Нару и усыновил Содзю, который служил в должности синобэ (что-то вроде мальчика на побегушках). Причины этого поступка (усыновления Содзю) остаются неизвестны, хотя многие исследователю пишут, что мастер был несколько эксцентричен.

В последние годы жизни, уже после смерти своего собственного учителя, Мурата Дзюко снова перебрался в Киото. Там, согласно словам Содзи, сёгун Ёсимаса, который проникся чайной церемонией, сделал Дзюко главным лицом в устройстве чаепитий в своей резиденции, и первая чайная комната в Гинкакудзи была обустроена при участии Мурата Дзюко.

В Киото он и прожил остаток жизни с Содзи при дворе сёгуна, умерев в глубокой старости.

Статьей про Дзюко я хотел бы начать серию постов о художниках и мастерах, которые имеют отношение к искусству чайной церемонии. Посмотрим, что получится.

Почитать о чайной церемонии:

‘Книга Чая’ Окакура Какудзо

🍵 Больше статей об искусстве вообще и Японии в частности здесь.