279,8K подписчиков

Немецкие айнзацгруппы: что из себя представляли, чем занимались?

2,4K прочитали

В тылу немецких армий действовали так называемые «айнзацгруппы». На мой взгляд, у тех, кто служил в таких оперативных командах, не было ни совести, ни чести. Впрочем, как известно, многие немцы целиком и полностью разделяли позицию военного преступника Адольфа Гитлера, сами были военными преступниками. Это факт.

В статье расскажу, как появились айнзацгруппы, чем они занимались, какова была структура, состав и так далее.

В тылу немецких армий действовали так называемые «айнзацгруппы». На мой взгляд, у тех, кто служил в таких оперативных командах, не было ни совести, ни чести.

История создания

Как известно, военный преступник Адольф Гитлер считал, что есть высшая раса – немцы, а есть все остальные. А ещё есть те, кто недостоин жить на этом свете. В частности:

· евреи;

· коммунисты;

· люди, родившиеся в результате любви представителей разных рас;

· цыгане;

· инвалиды.

Поэтому и создавались оперативные команды, которым было поручено вести работу в тылу, выявлять среди населения лиц «недостойных» и тех, кто может заниматься подпольной деятельностью.

Первый отряд появился ещё в 1938 году. Инициатором формирования подразделения был В. Шелленберг. Пару лет отряд проявлял незначительную активность. А потом – перед нападением на Чехословакию, немцы решили, что айнзацгрупп должно быть много. Дело в свои руки взял Рейнхард Гейдрих. Он сформировал несколько команд, которые на территории Чехословакии должны были выявлять евреев, цыган и всех остальных, отправлять этих людей в мир иной – расстреливать.

А потом пришел черёд Советского Союза. Немцы и туда собирались направить айнзацгруппы. Однако решение принималось непросто.

Дело в том, что Гейдрих отдал приказ главе гестапо Мюллеру договориться с военными по вопросу использования айнзацгрупп, согласовать нюансы. Нужно было общаться с армейским генералом Вагнером, который, во-первых, не очень поддерживал идею использования оперативных команд в тылу. Во-вторых, Вагнер был человеком прямолинейным. Мюллер с ним не смог договориться.

Пришлось самому Шелленбергу вступать в процесс. Используя своих дипломатов, он смог решить вопрос, договориться о том, что айнзацгруппы будут следовать за солдатами вермахта.

Чем занимались

Описывать это тяжело. Да всё много раз описывали. Изначально те, кто служил в айнзацгруппах выявляли лиц, подлежащих уничтожению. В первую очередь – евреев и коммунистов. Их переписывали, сгоняли в одно место – в какое-нибудь административное здание. А дальше – расстреливали. Просто и печально.

Кого-то, конечно, отправляли работать в Германию, но это уже позже. Да и там далеко не все выживали, как известно. В концентрационных лагерях каждый день люди уходили в мир иной.

В какой-то момент немцы отказались от расстрелов. Но не потому, что прозрели, или что-то в этом роде. Немецкое армейское командование посчитало, что солдаты вермахта испытывают сильные эмоциональные перегрузки. Было решено использовать печально-известные «газенвагены». То есть, газовые камеры на колёсах, которые перемещались туда, куда нужно. Процесс описывать не буду. Очень жаль, что огромное количество людей через эти газенвагены прошло.

В тылу немецких армий действовали так называемые «айнзацгруппы». На мой взгляд, у тех, кто служил в таких оперативных командах, не было ни совести, ни чести.-2

Структура и численность

Думаю, если вы уже проанализировали задачи оперативных групп, то можете понять, что большой штатной численности не требовалось. Структура была следующая:

1. 350 членов СС. Это были идейные нацисты, которые верили, что уничтожать евреев и всех остальных – очень важно и очень хорошо. Конечно же, они заблуждались. Естественно, они были преступниками.

2. 150 человек – это некая «обслуга»: разнорабочие, водители, механики и так далее. Они никого не уничтожали, но способствовали качественному функционированию нацистского режима.

3. Около 130 человек – это те, кто следил за общественным порядком. Они не уничтожали несчастных, но контролировали ситуацию на оккупированных территориях – чтобы всё было спокойно.

4. Около 100 человек из гестапо, сотрудников полиции. Как правило, это были те, кто известен под названием «полицаи» - представители местного населения, сочувствующие немцам. Не все там были идейные, многие просто спасали свои жизни. Однако это роли не играет. Наши люди гитлеровцам не прислуживали.

5. 50 членов уголовной полиции. Несколько «особистов».

6. Переводчики, телеграфисты, радисты. Как правило, эти должности занимали женщины. Везли их не из Германии обычно. Искали среди местного населения. Но это было чревато. Ведь местные, зачастую, работали на советскую разведку или устраивали диверсии. Вспомним Зину Портнову, которая не была телеграфисткой, но накормила гитлеровцев отравленным супом.

Можно посчитать, сколько всего было человек в одной команде. Набирается около 1000 человек. Не так уж и мало. Но и не очень много. К примеру, в ходе Орловской стратегической наступательной операции бойцам Красной армии противостояли 600 тыс. немцев.

В тылу немецких армий действовали так называемые «айнзацгруппы». На мой взгляд, у тех, кто служил в таких оперативных командах, не было ни совести, ни чести.-3