Найти тему

Правила работы на маркетплейсах в 2024 году.

■ Из статьи вы узнаете, из-за чего у маркетплейсов возникают претензии к продавцам и какие злоупотребления со стороны торговых площадок можно оспорить.

У маркетплейсов нередко возникают сомнения в оригинальности продаваемого товара на своих площадках. Обычно такие сомнения подкреплены обращением правообладателя, который считает незаконным продажу товаров сторонними продавцами под своим брендом. Если факт подтверждается, маркетплейс оштрафует продавца и заблокирует карточку товара и/или аккаунт продавца.

Следует учитывать, что маркетплейсы вправе применять к продавцам только санкции, предусмотренные пользовательским соглашением. Иное возможно квалифицировать как нарушение Федерального закона о защите конкуренции от 26.07.2006 №135-ФЗ. Если продавец посчитал, что его права нарушены, он может обратиться в антимонопольный орган с жалобой о том, что маркетплейс препятствует доступу на рынок, навязывая невыгодные условия. В случае успешного исхода разбирательства, продавец может добиться изменения пользовательского соглашения маркетплейса (Решение ФАС от 23.01.2020 по делу №11/01/10-9/2019).

Пользовательские соглашения нередко позволяют в одностороннем порядке обновлять правила продажи, в том числе вводить ограничения на реализацию каких-либо товаров. При этом санкции за нарушение новых правил могут применяться задним числом (например, штрафуют за продажу товара, размещенного до начала действия ограничений). Для оспаривания такого штрафа, покажите, что у продавца не было возможности добровольно снять с продажи товар.

Что касается борьбы с контрафактом, при поддержке антимонопольной службы разработаны добросовестные практики для взаимодействия маркетплейсов с правообладателями и продавцами (https://www.rcca.com.ru/files/news/17072023/document.pdf?-3). В них раскрываются рекомендации по определению контрафакта. В частности, к индикаторам которые могут указывать на то, что товар неоригинальный, относятся следующие:

▷ цена существенно ниже рыночной;

▷ наличие жалоб или негативных отзывов на товар;

▷ судебные решения в отношении продукции продавца.

Когда в целом у маркетплейса возникают вопросы или претензии к вам как к продавцу, рекомендуем письменно отвечать на все запросы. Это позволит доказать, что не допускали нарушений.

■ Если маркетплейс необоснованно заблокировал карточку товара, профиль продавца либо оштрафовал его, необходимо прежде всего разобраться в точной причине. Как правило, ее указывают в уведомлении. При несогласии с действиями маркетплейса, советуем направить в адрес маркетплейса официальную претензию заказным письмом, с уведомлением о вручении и описью вложения, а также продублировать претензию в службу поддержки электронно.

В случае игнорирования претензии обратитесь в суд с просьбой признать штраф или блокировку аккаунта незаконной на основании того, что именно маркетплейс как комиссионер обязан доказать правомерность удержаний из выплат (Решение АС Московской области от 15.08.2023 по делу №А41-48476/2023).

■ В случае взлома аккаунта продавца на маркетплейсе, если это привело к подделке карточек товара и продаже несуществующих товаров, штрафы за неотправленные покупателям товары направляются продавцам. То есть последствия мошеннических действий маркетплейсы перекладывают на самих продавцов. Данные штрафные санкции возможно оспорить: сохраните переписку с маркетплейсом и докажите что аккаунт был взломан и спорные карточки товаров выставлены не вами (Постановление АС Московского округа от 11.08.2023 по делу №А41-96968/2022).

Ваша компания работает с маркетплейсами?

**************
Пожалуйста, не забудьте поставить 👍, а также подписаться на канал, чтобы не пропускать свежие новости

Полезный юридический канал АКГ "Созидание и Развитие"

Присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграм ✈️ https://t.me/soralegal