295,7K подписчиков

Феномен летчика Квочура: чем поразил англичан и не угодил американцам

12K прочитали

Тысячи часов в небе, множество уникальных полетов, 11 мировых рекордов и большая мечта стать летчиком. Настоящая легенда в истории отечественной авиации - герой России Анатолий Квочур, который первым показал фигуру высшего пилотажа «Колокол», а также освоил взлет и посадку на авианосец в ночное время суток. Вплоть до 65 лет он не оставлял любимое дело и проводил испытания на сверхзвуковых самолетах.

ТРК «Звезда»
ТРК «Звезда»

Сегодня в последний путь летчика проводили его коллеги, друзья и родные - церемония прощания прошла в церкви Преображения Господня в Жуковском. О вкладе Квочура в отечественное авиастроение, его стремительно взлетающей вверх карьере, жестком характере и об особом летном почерке, с которым никто не сравнится - в нашем материале.

Рождение будущей легенды

Анатолий Квочур родился 16 апреля 1952 года в селе Мазуровка Могилев-Подольского района Винницкой области на Украине в семье сельского агронома и начальника узла связи. Закончив школу, поступил в Ейское высшее авиационное училище летчиков.

«Со второго курса начал мечтать, что стать бы испытателем. И на третьем курсе это уже четко оформилось, когда я полетал на Су-7, а это серьезный аппарат», - рассказывал сам Квочур.

Взлет карьеры и головокружительные виражи

Карьера Анатолия Квочура развивалась так же стремительно, как и его невероятные полеты: Ейское авиационное училище, Школа летчиков-испытателей, МАИ. С 1978 года он начинает испытывать Су-17 в различных модификациях, а с 1981-го в ОКБ имени Микояна - новейшие МиГи - 31, 29 и 29К.

«Здесь открываются лучшие черты его характера: целеустремленность, уверенность в достижении цели. Умение поставить себе правильно задачу и, невзирая ни на какие сложности и трудности времени, найти способ их решения», - рассказывал Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Пугачев.

В 1988 году мир узнал, что наши отечественные самолеты и летчики способны на опасные виражи. На авиасалоне Фарнборо в Великобритании «прозвучал» «Колокол Квочура» и буквально раскачал этим английскую публику, застывшую от восторга.

«Когда англичане увидели этот "колокол", они ахнули. Долго восхищались, поскольку ни один истребитель в мире в то время ничего подобного не делал», - добавил Пугачев.

«Колокол» представляет собой фигуру высшего пилотажа, при которой самолет находится носом вверх на нулевой скорости, после чего опрокидывается вниз, имитируя раскачку языка колокола.

2,5 секунды до падения

Восьмое июня 1989 года. Авиасалон Ле-Бурже, Франция. Анатолий Квочур совершал показательный полет на МиГ-29 и демонстрировал фигуры высшего пилотажа. После попадания птицы в воздухозаборник на малой высоте у МиГ-29 отказал один двигатель. Самолет завалился на бок и начал стремительно падать. Но летчик до последнего оставался за штурвалом и катапультировался на высоте примерно 90 метров в месте, где нет людей. До удара, по словам экспертов, оставалось всего 2,5 секунды.

«Самое главное - я находился не над людьми, не над населенным пунктом, а между полос. И благодаря этому я смог уйти. Правда, на пределе», - вспоминал Квочур.
РИА Новости
Момент катапультирования пилота Анатолия Квочура во время падения истребителя МиГ-29 на 38-ом международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже
РИА Новости Момент катапультирования пилота Анатолия Квочура во время падения истребителя МиГ-29 на 38-ом международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже

При этом сам летчик практически не получил повреждений, но рисковал жизнью, так как до последнего пытался увести машину от зрителей авиасалона и убедиться в том, что никто не пострадает. По его словам, в тот момент «он думал не умом, а душой». Парашют полностью раскрыться не успел, но сохранил жизнь летчику. Уже спустя неделю пилот вернулся к испытаниям.

«Выполнил воинский долг и долг летчика-испытателя. Не "ушел" из самолета, когда он находился над зрителями, честь ему и хвала за это. Думаю, люди, которые были там, должны быть благодарны ему на всю оставшуюся жизнь. Они остались живы благодаря русскому пилоту», - подчеркнул первый зампред Комитета СФ РФ по обороне и безопасности Виктор Бондарев.

Ночь. Шторм. Сложные метеоусловия. Приготовиться к посадке на авианосец

Анатолий Квочур стал первым летчиком, кто на МиГ-29К выполнил первую посадку и взлет на авианосец «Адмирал Кузнецов» в ночное время. Квочур рассказывал, что сесть на корабль и взлететь с него - это очень непростая задача как для летчика, так и для техники. Здесь пилот демонстрирует свою «ювелирность» - на «островок» длиной 40 метров, под определенным углом и с постоянной корректировкой в моменте - в таких условиях надо посадить машину.

ТРК «Звезда»
ТРК «Звезда»

Северный полюс и одиночный полет от Москвы до Австралии

За время своей практики он освоил около сотни типов разных летательных аппаратов, провел в небе почти пять тысяч часов, установил 11 мировых рекордов на тяжелом Су-27. Именно на этом истребителе в марте 1995 года Анатолий Квочур совершил уникальный одиночный полет от Москвы до Австралии дальностью около 16 тысяч километров с дозаправкой в воздухе и всего с двумя промежуточными посадками в Ташкенте и Сингапуре по пути на материк.

В июле и сентябре 1999 года совершил два сверхдальних перелета через Северный полюс - длина каждого примерно 15 тысяч километров. Его рекорды до сих пор еще никому не удалось побить.

«У него было очень много длительных полетов, где испытывается не только техника, но и возможности человека, пилота. Потому что полет с несколькими дозаправками - до четырех дозаправок, 15 и более часов. Огромнейшая нагрузка на летчика. И он доказал и показал, что на самом деле пилот это может выдержать и выполнить поставленную задачу. Был летчиком от Бога, делал все для того чтобы освоить тот или иной тип и эти все навыки, умения, передать летному составу в боевом применении того или иного вида вооружения», - объяснил Герой России Виктор Бондарев.

Дозаправка в облаках и авторская разработка

Коллеги Квочура утверждают, что его настойчивый и жесткий характер помог российский авиации в 90-е году «не загнуться, не погибнуть». Испытатель был вехой, первопроходцем, новатором, стоял у истоков многих важных разработок, которые двигали вперед отечественное авиастроение. Также летчик совместно с инженерами принимал участие в работе над спутниковым радионавигационным комплексом (СРНК). Система позволяла в облачном небе при плохой видимости подойти самолету к конусу заправки и состыковаться. Точность к тому времени составляла около метра.

«Мы систему пытались внедрить на самолетах дальней авиации, чтобы оптимизировать, обезопасить сам процесс заправки. Обычно стыковка самолета заправляемого танкера происходит в визуальных условиях. Система, которую мы испытывали, позволяла делать заправку в облаках, точность была до одного метра. Это высокие достижения. Я на танкере взлетел из Новосибирска, а Анатолий взлетел из Жуковского. И где-то в районе Барнаула мы должны были встретиться. Но погода как раз была там не очень хорошая. И сплошные облака, и была, значит, вероятность и опасность посадки на запасном аэродроме ему. То есть это, значит, неудача, так сказать, всего этого эксперимента. Срыв. И вот благодаря этой системе, которая сработала в тот момент, он прямо нашел меня в облаках, в облаках подошел непосредственно к танкеру конусом и удачно состыковался», - вспоминал заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Бирюков.

Кроме того, летчики расширили диапазон возможностей заправки, в частности, стыковались на высоте 100 метров. В условиях турбулентности стыковку с авиатанкером выполнять тяжело. Элемент пилотажа требует от экипажей профессиональной выучки и психологической устойчивости.

«Также подняли высоту заправки. Раньше она была там до 8 000 метров. Мы заправлялись на 12-12,5 тысячи метров. То есть вот этот большой диапазон тоже мы параллельно осваиваем для того, чтобы расширить возможности самолетов для полетов на дальние расстояния», - пояснил Бирюков.

Чего испугались американцы и как Квочур все равно добился своего

На церемонии прощания с Квочуром летчик Бирюков вспомнил историю, как американцы запретили осуществить совместный полет, повторяющий перелет Чкалова в Ванкувер через Северный полюс в честь 70-летия этого события. Но, тем не менее, Квочур слетал по маршруту Чкалова на остров Удд (нынешнее название - остров Чкалова- Прим. ред.) - полет занял около 14 часов с 4 дозаправками.

Инженерный дар предвидения

Анатолий Квочур предвидел проект перспективного сверхзвукового гражданского самолета, считает первый заместитель главного конструктора Пилотажно-исследовательского центра А.Н. Квочура Виктор Остапенко.

«Был организован полет Су-30: от выруливания до заруливания, со взлетом и посадкой, в том числе ночью, "под шторкой", то есть летчик ничего не видел, а вот только по индикации в кабине он смог выполнить эти полеты. И тогда многие спрашивали: а зачем это нужно. Оказывается, что Анатолий Николаевич уже в то время предвидел, что будет проект перспективного сверхзвукового гражданского самолета. И для этого самолета нужна эта технология. И эту технологию впервые отрабатывал Анатолий Николаевич», - сказал Остапенко.

По его словам, демонстрационные полеты, которые выполнял Квочур в странах Европы и Азии, всегда отличались очень высоким мастерством. Это был призвано всеми ведущими летчиками, которые принимали участие в выставках и авиашоу, добавил Остапенко. Он также отметил, что Анатолий Квочур был сподвижником новых направлений в области разработки нового оборудования, эргономики и высокоточной навигации.

Сергей Субботин, РИА Новости
Владимир Путин и Анатолий Ковчур
Сергей Субботин, РИА Новости Владимир Путин и Анатолий Ковчур
«Благодаря его знаниям была создана система автоматизации дозаправки топливом в полете. И реально эту систему Анатолий Николаевич применял неоднократно при дальних перелетах на Северный полюс, на остров Удд и на аэрошоу, когда мы летали в Австралию», - отметил Остапенко.

За день до своего 72-летия...

Анатолий Квочур проводил летные испытания сверхзвуковых самолетов вплоть до 2017 года, когда ему было уже 65 лет. Под конец жизни Квочур долго и сильно болел. О смерти летчика стало известно 15 апреля. На следующий день ему исполнилось бы 72 года. Умер в родном Жуковском. Квочур был женат, у него осталось пять детей и трое внуков. 38-летний сын Александр является двукратным рекордсменом мира, членом сборной РФ по парашютному спорту и в настоящее время - линейным пилотом Airbus A-320.

ОАК
ОАК

Прощание с Анатолием Квочуром прошло 17 апреля в церкви Преображения Господня в Жуковском, его похоронили на Мытищинском Мемориальном кладбище «Пантеон защитников Отечества».

Автор - Ирина Егорова