837 подписчиков

Пионерский колхоз. Как раньше школьников приучали к труду, к работе в колхозе. 1958 год.

Главная задача школы - это подготовка учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Ведущим началом обучения и воспитания должна стать тесная связь обучения с трудом, с практикой коммунистического строительства.

Сельская школа должна готовить своих питомцев с малых лет к осмысленному труду, к тому, чтобы стать на смену своих отцов и матерей в ряды работников социалистического сельского хозяйства. Несколько лет назад наша школа, как и сейчас, имела просторное светлое здание, пришкольный участок земли, обучала и воспитывала детей членов сельскохозяйственной артели «Сталинский путь».

Однако в школе отсутствовали связи с сельскохозяйственным производством, наши школьники не были приучены к труду и потому неохотно и не в полную меру работали как на школьном участке, так и в колхозе.

Это было характерно и для всей нашей учебно-воспитательной работы,- успеваемость была низкая, велик был и отсев учащихся. Остро вставал вопрос: что же делать? С чего начинать перестраивать нашу работу?

Педагогический коллектив сознавал коренной недостаток своей работы - оторванность от жизни. Мы видели, что школа не может больше жить без тесной трудовой связи с родным колхозом, нужно было решительно ликвидировать формализм в наших отношениях с ним.

Уборка урожая в колхозе.
Уборка урожая в колхозе.

Начали с того, что наши учителя стали чаще бывать в колхозе, общаться с его людьми, с родителями учащихся, вникать в их трудовую жизнь, в их нужды, помогать им в воспитании детей. Коллектив учителей сблизился с колхозом, стал лучше, конкретнее представлять и понимать его деятельность в целом. Это помогло нам внести живую струю во всю учебную и воспитательную работу, строить её так, чтобы наши ученики на конкретных примерах окружающей жизни понимали, что только в труде создаётся все нужное для человека.

Постепенно все уроки в классах, экскурсии, практические занятия стали наполняться, иллюстрироваться местными материалами, примерами. Преподаватели, знакомя учащихся с постановлениями партии и правительства по крутому подъёму сельского хозяйства, на примере своего колхоза показали в доступной форме, как практически они претворяются в жизнь. Здесь использовались наблюдения и экскурсии с учащимися и фактические материалы о выработке трудодней лучшими колхозниками, о заготовке удобрений и нормах внесения их в почву, о составе и подсчёте кормовых рационов, об урожайности разных сельскохозяйственных культур, о выращивании цыплят, о работе бывших учащихся школы телятницами, доярками, прицепщиками и др. Введение в колхозе массового сева кукурузы и зелёного конвейера не прошло мимо уроков биологии. Значение нового метода кормления животных было на чём показать: средние надои молока в колхозе на одну фуражную корову увеличились с 900 кг в 1954 г. до 2.000 кг в 1958 г.

Опираясь на пионерскую организацию, мы значительно улучшили работу на пришкольном учебно-опытном участке. «Зелёный класс» стал местом проведения всех практических работ по биологии, математике, географии. Учащиеся посадили 500 деревьев для зелёной ограды, заложили плодово-ягодный питомник, посадили на 0,5 га фруктовый сад, создали дендрологический уголок, организовали зоологический отдел с кроликами и цыплятами.

На опытных делянках по просьбе колхоза поставили сортоиспытание картофеля «Приекульский» и конопли «Среднерусская», капусты «Ранняя № 1».

Более предметной, общественно полезной становилась и внеклассная работа.

Например, юные краеведы изучили водные источники Первомайского сельсовета и внесли в правление колхоза предложение о создании водоёма для разведения уток.

Это предложение было принято, и колхоз запланировал в этом году увеличение производства мяса за счёт водоплавающей птицы.

Пионерская дружина во главе со старшей пионервожатой Галей Макаренковой поставила себе задачу - украсить родной колхоз зеленью и цветами.

По отрядам провели разъяснительную работу, детская инициатива получила простор: через лесхозы, дорожные лесопитомники были изысканы саженцы, в школе вырастили цветочную рассаду, подготовили посадочный инвентарь, закрепили за отрядами участки озеленения, установили время и сроки посадки, организовали соревнование.

И вот дружными силами ребят были озеленены все улицы колхоза, укреплены склоны насыпного моста, разбит скверик у могилы войнов-освободителей, сделана обсадка двухкилометрового участка автомагистрали Витебск - Орёл, у каждого дома завели цветники.

Осенью по просьбе правления колхоза мы организовали общешкольную пионерскую бригаду по уборке картофеля и овощей на колхозных полях. Этому предшествовали беседы классных руководителей о задачах работы, её объёме организации труда ребят.

Такая кропотливая постановка учебной и воспитательной работы постепенно давала положительные результаты. Мы видели, как росло у школьников внимание к жизни своего колхоза, как крепло их понимание значения труда своих родителей в коллективном хозяйстве.

Заметно повышались у них и интерес к знаниям, прилежание и успехи в учёбе: успеваемость достигла 94%, прекратился отсев учащихся. Всё это радовало нас, но мы хотели большего. Нам казалось, что эпизодический труд в колхозе да и труд на маленьких школьных делянках-метрах, недостаточно цементирует детский коллектив, слабо воспитывает организаторские способности, самостоятельность, а главное, ответственность каждого за результаты своего труда перед коллективом, не возбуждает стремления трудиться по принципу «один за всех, все за одного».

Не складывается у детей и правильное представление о нормах и производительности их труда, когда, скажем, на делянку кукурузы в 50 м2 не приходится затратить и один детский трудодень.

Не удовлетворяла нас и организация опытнической работы учащихся. Мы думали, не следует ли её (и вообще труд учащихся IV - VII кл) перенести на колхозные поля. Там дети будут видеть и высокую технику сельскохозяйственного производства, и передовые методы труда, и серьезную ответственность за его результаты, и к тому же они будут трудиться на виду, рядом со взрослыми, со своими родителями, старшими.

Задумывались мы и над трудностями педагогического руководства детским трудом, особенно в летний период, когда школьники фактически лишаются постоянного влияния своих организаций - учкома, совета дружины.

Все это привело нас к решению попробовать организовать общественно полезный (конечно, посильный) труд школьников в какой-то форме постоянно действующего трудового коллектива со своими органами руководства.

Для этого нам представился хороший случай. В марте 1958 года собрался Совет пионерской дружины для обсуждения вопроса об участии пионеров в выполнении социалистических обязательств, принятых колхозниками Брянской области.

Председатель колхоза тов. Аксютин и агроном тов. Иванов, принимавшие участие в работе Совета, высказали пожелание, чтобы пионеры организовали птицеферму и взялись бы за выращивание в колхозе сортовых картофеля и конопли. Все доходы от этого колхоз обещал отдать школе.

Совет дружины охотно принял это предложение и тут же вынес решение организовать бригаду дружных -«Пионерский колхоз». Эту полуигровую, но серьёзную, искреннюю «затею» поддержали все учителя и школьники. В члены «Пионерского колхоза» записались все учащиеся IV VII классов, а учеников II III классов зачислили в кандидаты.

На первом общем собрании маленьких колхозников из лучших учащихся было избрано правление колхоза (Нина Игольникова, Валя Носова, Саша Маслов, Зоя Николаева, Люба Конопелькина) и утверждён состав бригад.

По согласованию с правлением колхоза «Сталинский путь» было определено: школьники займутся птицеводством и полеводством, будут выращивать 0,60 га картофеля сорта «Приекульский» и 0,5 га конопли сорта «Среднерусская».

Полевой участок выделяется в общеколхозном массиве недалеко от школы; колхоз обеспечивает посевным материалом и проведёт подготовку почвы для посева; школьникам устанавливается трудодень в 2,5 раза меньше взрослого при равной оплате, а для птицеводов такие нормы: за каждого сохранённого цыплёнка до 2 месяцев -0,3 трудодня, до 5 месяцев- 0,2 трудодня, за каждую сданную птицу-0,25 т.д.; из членов «Пионерского колхоза» организуются две бригады-полеводческая в составе 12 звеньев из учащихся 5-х-7-х классов и птицеводческая в составе 6 звеньев из учеников 4-го класса. Общее руководство осуществлял Совет пионерской дружины, а текущей работой руководили бригадиры через звеньевых. К каждой бригаде прикреплялись один - два учителя. С помощью агронома был составлен план и график работ, и в конце апреля приступили к работе. Бригада птицеводов во главе с Валей Носовой получила на инкубаторной станции 700 цыплят и поместила в заранее подготовленный при школе птичник. Вначале большую помощь ребятам оказывали учителя Е. А. Носова и Л. К. Медведева. Они помогли детям изучить доступные «пионерские» руководства по выращиванию кур на мясо, провести беседы зоотехника, организовать простые наблюдения, например: какой корм лучше всего поедают цыплята и дают больший привес, когда и сколько они пьют, как ведут себя цыплята после дачи корма, на какие сигналы, звуки лучше всего они отзываются, как они отдыхают, дремлют и др.

Вскоре четвероклассники стали вполне самостоятельно вести свое птичье хозяйство. Каждое звено дежурило на птичнике по три часа. Хлопот и забот было много, но этим делом они занимались охотно, со всей детской серьезностью, проявляли инициативу в изыскании добавочных «цыплячьих» кормов -- червячков, жучков мошек, трав и пр.

Помогали им третьеклассники: мыли кормушки, раскладывали корм, приносили речной песок, убирали дворик, присматривали за цыплятами на выгоне. Работа птицеводов шла успешно. Цыплята заметно росли, крепли. Были и огорчения: по недосмотру отдельные цыплята заболевали и дохли. Но эти случаи не расхолаживали ребят, а, наоборот, усиливали их заботливость.

Организованно начала работу и полеводческая бригада. Вместе с механизаторами колхоза они посадили квадратно-гнездовым способом картофель и провели рядовой посев конопли. В дальнейшем для ухода за посевами за каждым звеном закреплялись определённые участки, за которые они отвечали. В дни работ бригада собиралась в школе, обсуждала предстоящее задание и вместе с учителем выходила в поле. Работали по звеньевому графику - по 3 часа в день, а в жаркое время по 2 часа утром и вечером. Во время прополки и подкормки посевов охотно помогали и ученики III-IV классов. После двух часов работы они получали в школьном буфете завтрак, а потом шли играть на пионерскую площадку.

Мы с удовлетворением отмечали, что школьники постепенно втягивались в систематический коллективный труд в своем «Пионерском колхозе». В нём выявлялись организаторские способности учащихся, в живом соревновании росла их самостоятельность и дисциплинированность, честное отношение к работе.

Дружный, слаженный труд пионеров на полях и птицеферме дал хорошие результаты: сортового картофеля собрали 300 ц., конопли (соломки) 76 ц. с га, сдали за колхоз на мясо 632 курицы весом 874 кг. Эти успехи порадовали и нас и колхозников, подняли авторитет школы в глазах родителей и всего колхоза. На традиционном осеннем празднике «За честь школы» правление колхоза «Сталинский путь» высоко оценило трудолюбие и помощь маленьких колхозников в подъёме сельского хозяйства. «Отныне, - сказал председатель, - честь школы станет честью и гордостью колхоза».

За труд школьников колхоз передал им лошадь, купил пианино, построил электрифицированные учебные мастерские, лучшим учащимся вручены были премии.

Общественно полезный, производительный труд пионеров был отмечен и почетными грамотами ЦК ВЛКСМ обкома ВЛКСМ и похвальными листами райкома ВЛКСМ.

Школа заслужила также право участия в ВСХВ, девять юннатов были награждены её медалями.

Подводя итоги всей этой кропотливой работе, педколлектив пришёл к заключению, что самое главное в трудовом воспитании - это организация массового и систематического участия школьников в общественно производительном труде.

В связи с этим мы считаем, что педагогически ценным может быть всякий посильный для учащихся физический труд, начиная с простейших его видов, и что надо прежде всего прививать им трудолюбие и физическую выносливость, а потом постепенно включать в такие виды труда, которые потребуют уже специальных знаний.

Нам стало также очевидным, что организация массового участия детей в труде сохраняет целостность ученического коллектива, и этим самым облегчается педагогическое руководство. Только опираясь на руководящую роль и ответственность пионерской организации, педколлектив сможет добиваться всемерного развития интереса и творческой инициативы детей, самостоятельности и подлинного соревнования в труде всего детского коллектива.

Несомненно, что подготовка школьников к производительному труду требует участия всех учителей школы, которые, чтобы руководить физическим трудом учащихся, должны сами овладеть элементарными навыками труда.

Необходимо также развивать серьёзную педагогическую работу и с родителями, чтобы трудовое воспитание осуществлять совместно с ними. Задачу дальнейшей нашей работы мы видим в расширении возможных производственных и культурных связей с колхозом, в ещё более тесном трудовом содружестве с ним.

Ваша подписка - это лучшая помощь каналу. 🙄