3,5K подписчиков

Является ли услуга товаром?

Сегодня данный вопрос вызывает множество споров, преимущественно среди людей, интересующихся марксистской политэкономической теорией, а связано это с тем, что Карл Маркс в своих трудах досконально...

Сегодня данный вопрос вызывает множество споров, преимущественно среди людей, интересующихся марксистской политэкономической теорией, а связано это с тем, что Карл Маркс в своих трудах досконально исследовал природу таких видов дохода, как заработная плата, производственная прибыль, земельная рента и банковский процент, отыскал, в отличие от своих предшественников, источник этих видов дохода, скрытый в прибавочном продукте, но абсолютно не уделил никакого внимания такому аспекту общественно-экономических отношений, как сфера услуг. Но так ли это на самом деле?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить какую функцию в общественно-экономических отношениях выполняет сфера услуг. Фактически сфера услуг является посредником между производством и потреблением, то есть, другими словами, выполняет функцию распределения материальных благ от производителя к потребителю. Только современная экономическая теория трактует образ потребителя вульгарно, по всем законам метафизики, тогда как при диалектическом взгляде становится ясно, что потребитель – это не просто клиент, который покупает какой-либо товар для удовлетворения собственных потребностей, но и нечто большее.

Так, промышленник в роли производителя вынужден становиться потребителем, когда он выходит на рынок в роли покупателя средств производства. Сам рабочий, производящий продукт собственным трудом, возвращаясь домой превращается в потребителя материальных благ, созданных другими рабочими. Люди, занятые в сфере услуг так же являются потребителями материальных благ, созданных производителями. А землевладельцы и финансисты и вовсе являются чистыми потребителями, т.к., ничего не производя и не распределяя, они только потребляют как материальные блага, так и прибавочную стоимость, созданные производителем-пролетарием.

Очень многие марксисты упускают из виду тот факт, что источником, приводящим в движение все общественно-экономические отношения, является тот самый прибавочный продукт, производимый рабочим, который в процессе обмена превращается в прибавочную стоимость. Если бы не было этого прибавочного продукта – не было бы никаких общественно-экономических отношений. Карл Маркс уделяет особое внимание объяснению этих процессов в III томе «Капитала» и именно поэтому он так возвеличивает роль пролетариата, т.к. именно пролетариат и создаёт этот прибавочный продукт:

«ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОТДЕЛ ЧЕТВЁРТЫЙ ПРЕВРАЩЕНИЕ ТОВАРНОГО КАПИТАЛА И ДЕНЕЖНОГО КАПИТАЛА В ТОВАРНО-ТОРГОВЫЙ КАПИТАЛ И ДЕНЕЖНО-ТОРГОВЫЙ КАПИТАЛ (КУПЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ) ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ ТОВАРНО-ТОРГОВЫЙ КАПИТАЛ
Купеческий капитал есть не что иное, как капитал, функционирующий в сфере обращения. Процесс обращения есть фаза всего процесса воспроизводства. Но в процессе обращения не производится никакой стоимости, а потому никакой прибавочной стоимости. В нём происходят лишь изменения формы одной и той же массы стоимости. В самом деле, здесь не совершается ничего иного, кроме метаморфоза товаров, который как таковой не имеет никакого отношения к созданию стоимости или к изменению стоимости. Если при продаже произведённого товара реализуется прибавочная стоимость, то это потому, что она уже имеется в нём; поэтому при втором акте, при обратном обмене денежного капитала на товар (на элементы производства), покупателем также не реализуется никакой прибавочной стоимости; посредством обмена денег на средства производства и рабочую силу только подготовляется производство прибавочной стоимости. Напротив. Поскольку такие метаморфозы требуют времени обращения, – времени, в течение которого капитал вообще ничего не производит, а следовательно не производит и прибавочной стоимости, – время это задерживает создание стоимости, и прибавочная стоимость, выраженная в виде нормы прибыли, будет стоять как раз в обратном отношении к продолжительности времени обращения. Следовательно, купеческий капитал не создаёт ни стоимости, ни прибавочной стоимости, т. е. непосредственно он их не создаёт. Поскольку он содействует сокращению времени обращения, он косвенным образом может содействовать увеличению прибавочной стоимости, производимой промышленным капиталистом. Поскольку он содействует расширению рынка и опосредствует разделение труда между капиталами, следовательно, даёт капиталу возможность работать в более крупном масштабе, его функция повышает производительность промышленного капитала и способствует его накоплению. Поскольку он сокращает время обращения, он повышает отношение прибавочной стоимости к авансированному капиталу, следовательно норму прибыли. Поскольку он уменьшает ту часть капитала, которая должна постоянно оставаться в сфере обращения как денежный капитал, он увеличивает часть капитала, применяемую непосредственно в производстве.»
«ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ ТОРГОВАЯ ПРИБЫЛЬ
Так как сам купеческий капитал не производит прибавочной стоимости, то ясно, что прибавочная стоимость, приходящаяся на его долю в форме средней прибыли, составляет часть прибавочной стоимости, произведённой всем производительным капиталом. Но теперь вопрос заключается в следующем: каким образом купеческий капитал притягивает к себе достающуюся на его долю часть произведённой производительным капиталом прибавочной стоимости, или прибыли?
Это только внешняя видимость, будто торговая прибыль есть простая надбавка, номинальное повышение цены товаров выше их стоимости.
…Итак, купеческий капитал участвует в выравнивании прибавочной стоимости в среднюю прибыль, хотя и не участвует в производстве этой прибавочной стоимости. Поэтому общая норма прибыли уже содержит в себе вычет из прибавочной стоимости, приходящийся на долю купеческого капитала, т. е. вычет из прибыли промышленного капитала.»
«ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОТДЕЛ ПЯТЫЙ ДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРОЦЕНТ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ДОХОД. КАПИТАЛ, ПРИНОСЯЩИЙ ПРОЦЕНТЫ ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ КАПИТАЛ, ПРИНОСЯЩИЙ ПРОЦЕНТЫ
Заёмщик берёт взаймы деньги как капитал, как самовозрастающую стоимость. Но сначала это капитал лишь в себе, – подобно всякому капиталу в его исходной точке в момент его авансирования. Только посредством потребления он увеличивает свою стоимость, реализуется как капитал. Но заёмщик должен возвратить его как реализованный капитал, т. е. как стоимость плюс прибавочная стоимость (процент); а процент может быть только частью реализованной заёмщиком прибыли. Частью, а не всей прибылью, так как для заёмщика потребительная стоимость взятого взаймы капитала заключается в том, что он производит ему прибыль. В противном случае не происходило бы отчуждения потребительной стоимости со стороны кредитора. С другой стороны, и заёмщику не может доставаться вся прибыль, ибо это означало бы, что он ничего не заплатил за отчуждение потребительной стоимости и возвращает кредитору авансированные деньги только как простые деньги, а не как капитал, не как реализованный капитал, потому что реализованным капиталом они являются только как Д + ΔД.
Оба, и кредитор и заёмщик, расходуют одну и ту же денежную сумму как капитал. Но лишь в руках последнего она функционирует как капитал. То обстоятельство, что одна и та же сумма денег двукратно существует как капитал для двух лиц, не удваивает прибыли. Эта сумма может функционировать как капитал для обоих только благодаря тому, что прибыль делится. Та часть, которая достаётся кредитору, называется процентом.»
«ЧАСТЬ ВТОРАЯ ОТДЕЛ ШЕСТОЙ ПРЕВРАЩЕНИЕ ДОБАВОЧНОЙ ПРИБЫЛИ В ЗЕМЕЛЬНУЮ РЕНТУ ГЛАВА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Анализ земельной собственности в её различных исторических формах лежит за рамками этой работы. Мы занимаемся ею лишь постольку, поскольку часть прибавочной стоимости, произведённой капиталом, достаётся земельному собственнику. Следовательно, мы исходим из того предположения, что земледелие, – точно так, же, как и промышленность, – подчинено капиталистическому способу производства, то есть сельское хозяйство ведётся капиталистами, которые отличаются от других капиталистов в первую очередь только тем элементом, в который вкладывается их капитал и приводимый в движение этим капиталом наёмный труд.»

А вот после того, как прибавочный продукт создан и превращён в процессе обмена в прибавочную стоимость, начинается гонка уже за этой прибавочной стоимостью. Так сфера услуг или сфера обращения по Марксу, к которой относится и торговля, получает свою долю прибавочной стоимости, созданной рабочим, в виде оптовой закупочной скидки, львиную долю которой, безусловно, забирает себе владелец магазина, сервисного центра, службы доставки и пр., а мизерные остатки выплачиваются в виде заработной платы наёмным работникам магазина, сервисного центра, службы доставки и пр. При этом надо учитывать, что коренное отличие рабочего от служащего сферы услуг заключается в том, что последний не создаёт прибавочной стоимости, а только помогает её распределить. Другими словами, и рабочий, и служащий являются наёмными работниками, но если рабочий создаёт прибавочную стоимость, то служащий её потребляет, в этом и заключается разница между производительным и непроизводительным трудом.

И вот мы подошли к ключевому моменту: и рабочий, и служащий, как наёмные работники, получают доход в виде заработной платы в обмен на свой труд, то есть, по Марксу, в этот момент труд наёмного работника, будь то рабочий или служащий, превращается в товар, т.к. наёмный работник не может продать ничего кроме своего труда, своей рабочей силы. Вот, что Маркс пишет о рабочей силе, как товаре в I томе «Капитала» «КНИГА ПЕРВАЯ ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА КАПИТАЛА Отдел второй: превращение денег в капитал ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕНЕГ В КАПИТАЛ 3. Купля и продажа рабочей силы»:

«Но для того чтобы владелец денег мог найти на рынке рабочую силу как товар, должны быть выполнены различные условия. Обмен товаров, сам по себе, не содержит никаких иных отношений зависимости, кроме тех, которые вытекают из его собственной природы. А раз это так, рабочая сила может появиться на рынке в качестве товара лишь тогда и лишь постольку, когда и поскольку она выносится на рынок или продается её собственным владельцем, т. е. тем самым лицом, рабочей силой которого она является. Чтобы её владелец мог продавать её как товар, он должен иметь возможность распоряжаться ею, следовательно, должен быть свободным собственником своей способности к труду, своей личности. Он и владелец денег встречаются на рынке и вступают между собой в отношения как равноправные товаровладельцы, различающиеся лишь тем, что один – покупатель, а другой – продавец, следовательно, оба – юридически равные лица. Для сохранения этого отношения требуется, чтобы собственник рабочей силы продавал её постоянно лишь на определённое время, потому что, если бы он продал её целиком раз и навсегда, то он продал бы вместе с тем самого себя, превратился бы из свободного человека в раба, из товаровладельца в товар. Как личность, он постоянно должен сохранять отношение к своей рабочей силе как к своей собственности, а потому как к своему собственному товару, а это возможно лишь постольку, поскольку он всегда предоставляет покупателю пользоваться своей рабочей силой или потреблять её лишь временно, лишь на определённый срок, следовательно, поскольку он, отчуждая рабочую силу, не отказывается от права собственности на неё.»

И в производстве, и в сфере услуг происходит обмен рабочей силы, соответственно, рабочего и служащего на деньги владельца производства и предприятия сферы услуг, другими словами продажа труда рабочего или служащего как товара, владельцами которого являются рабочий или служащий. Да, труд рабочего и труд служащего отличаются друг от друга тем, что один труд производительный, а другой непроизводительный, но от этого продаваемый труд как рабочего, так и служащего не перестаёт быть товаром, обмениваемым на заработную плату!

Сегодня данный вопрос вызывает множество споров, преимущественно среди людей, интересующихся марксистской политэкономической теорией, а связано это с тем, что Карл Маркс в своих трудах досконально...-2

© Заяц Стас / НКП(б) / 18 марта 2024 г., ‏17:49:40 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора