Найти тему

Знаменитые итальянцы. Кинорежиссер Лучано Сальче - "папа" Фантоцци.

Если вы любите итальянское кино, то имя Лучано Сальче должно быть вам знакомо. Ведь это режиссер, который снял «Фантоцци»! Но вряд ли о Сальче вы знаете что-то большее – возможно, видели еще пару-тройку картин, которые он поставил.

Сальче не только один из самых известных комедиографов итальянского кино - на его счету как актера роли почти в 50 фильмах! И что же мы видим, когда заходим на его страничку в Кинопоиске?

-2

Вместо Сальче нам преподносят фотографию комика Ландо Будзанка! Русскоязычная Вики и вовсе проигнорировала Сальче – такого человека она не знает, и знать не хочет.

Кстати, с Будзанкой Сальче встречался на съемочной площадке не один раз – четырежды как актер и трижды как режиссер. Почему Сальче не идентифицировали на Кинопоиске, понять не сложно – внешность Лучано не сказать, чтобы приметная. Такого человека легко не запомнить, даже если посмотреть фильм с его участием, где он сыграл одну из главных ролей.

Лучано Сальче в фильме "Сегодня, завтра, послезавтра" (1965)
Лучано Сальче в фильме "Сегодня, завтра, послезавтра" (1965)

Как актер Сальче не очень интересен (звездой он так и не стал), а вот его режиссерские работы заслуживают того, чтобы поговорить о месте этого постановщика в итальянском кино, крайне богатом на выдающихся режиссеров.

Но сначала необходимо сказать несколько слов о нелегкой молодости Сальче, которая пришлась на Вторую мировую войну. Родился он в 1922 году в богатой римской семье. После школы поступил на юридический факультет университета, но вскоре решил стать режиссером и перешел на учебу в Национальную академию драматического искусства, где познакомился со многими будущими кинозвездами, включая В.Гассмана и Н.Манфреди.

-4

В 1943 году Лучано был призван в армию и быстро оказался в плену у недавних союзников Италии – немцев. В трудовых лагерях он едва выжил от голода. Немцы изъяли золото из его зубного протеза, из-за чего ему было трудно есть, а отсутствие протеза привело к явной деформации его челюстей на всю оставшуюся жизнь. Когда вы смотрите фильм, где в титрах фигурирует Лучано Сальче, то вы без труда его идентифицируете по кривому рту.

Сальче с известными комиками Франкой Валери и Витторио Каприоли (которые какое-то время были супругами).
Сальче с известными комиками Франкой Валери и Витторио Каприоли (которые какое-то время были супругами).

После войны Лучано получил диплом режиссера, и несколько лет работал в театре актером и постановщиком. В компании друзей он перебрался в Париж, а затем перелетел в Сан-Паулу (Бразилия), что было довольно необычным выбором для итальянского актера.

В этой стране Сальче поставил в качестве режиссера два художественных фильма, которые в то время видели только в Бразилии, но сейчас все знающие португальский язык могут без труда посмотреть их на Ютуб. В 1954 году Лучано возвращается в Италию и постепенно осваивается в итальянском кино: поначалу в качестве актера на второплановые роли, а в самом начале 60-х – как режиссер.

кадр из фильма "Фашистский вожак"
кадр из фильма "Фашистский вожак"

Сняв «Фашистского вожака» (1961) с Уго Тоньяцци, Сальче сразу сделал себе имя в качестве режиссера-постановщика. Он показал себя настоящим профессионалом, которому по плечу такой непростой жанр, как комедия по-итальянски.

Один из самых знаменитых итальянских режиссеров Дино Ризи несколько раз пробовал сделать комедию в этом жанре, но так не преуспел в этом, поскольку его постоянно уносило в сторону трагикомедии. Сальче в случае с «Фашистским вожаком» (1961) сразу попал в цель. Лучано сумел на основе невеселой истории снять настоящую комедию. Его картина понравилась итальянским зрителям и дала старт блестящей карьере Уго Тоньяцци.

Следующий его проект «Жажда» («Страстное желание», 1962) с Тоньяцци и молоденькой Катрин Спаак не был столь успешен, но это достаточно интересное кино о любви немолодого инженера и взбалмошной девицы, а если посмотреть шире – о проблемах отцов и детей.

В 60-е годы Лучано в меру успешно работал в разных жанрах, хотя больше тяготел к комедиям.

кадр из фильма "Слалом"
кадр из фильма "Слалом"

Его «Слалом» (1965) с Витторио Гассманом – смешная, но крайне запутанная шпионская комедия. Гассман сыграл похотливого отпускника, который стремится к адюльтеру, а попадает в заварушку с участием разнообразных шпионов и злодеев.

В чем там заключалась шпионская интрига фильма, я не смог разобраться, но Гассман в этом кино весьма забавный, а девушки в главных ролях – настоящие красавицы (Даниела Бьянки, Беба Лончар). По атмосфере комедия напоминает «Как украсть миллион» и другой фильм с Гассманом, вышедший в том же году – «Коньюнктура» (режиссер Э.Скола). Особого успеха фильм в прокате не снискал, хотя и провальным не был.

«Эль Греко» (1966) Сальче – это биографическая драма о великом испанском художнике с Мелом Феррером в главной роли. Добротный фильм, который вполне можно посмотреть и сегодня. Испания 16 века в этом кино удивительным образом напоминает некоторые страны начала 21-го…

Лучано на съемочной площадке
Лучано на съемочной площадке

В том же 1966 году Лучано поставил одну из первых секс-комедий по-итальянски - «Как я научился любить женщин». В ней были были заняты несколько международных секс-бомб (М.Мерсье, А.Экберг, Н.Тиллер), юная Ромина Пауэр (будущая жена Аль Бано) и смазливый Роберт Хоффман, но в прокате кино провалилось. Вероятно потому, что в картине было мало как эротики, так и юмора. Его можно посмотреть лишь из-за обилия красивых женщин на экране.

Сальче с Гассманом
Сальче с Гассманом

В конце 60-х дела Сальче пошли повеселее. Сначала достаточно успешно прошла в итальянских кинотеатрах его комедия с Витторио Гассманом «Паршивая овца» («Черная овца», 1968), в которой Гассман сыграл двух братьев-близнецов – успешного политика и «паршивую овцу» в семье. Фильм забавный, но не обязательный к просмотру – подобное можно сказать про многие комедии Витторио в 60-е годы.

Следующий фильм режиссера Сальче - «Профессор доктор Гвидо Терсилли..» (1969) с Альберто Сорди привлек в кинотеатры 6,8 млн зрителей (3-е место в годовом прокате).

Честно говоря, сегодня успех этого кино неопределенного жанра понять трудно. Возможно, итальянцев в то время сильно увлекали проблемы в государственной системе здравоохранения, но сегодня эти проблемы очевидно далеки как от итальянских, так и от зарубежных зрителей.

актер Сальче в комедии "Сегодня, завтра, послезавтра" (1965). Рядом - Марчелло Мастроянни.
актер Сальче в комедии "Сегодня, завтра, послезавтра" (1965). Рядом - Марчелло Мастроянни.

Дальше дела у Сальче - режиссера пошли похуже: всю первую половину 70-х он никак не мог добиться успеха, хотя поставил две комедии с популярным тогда комиком Ландо Будзанка.

Зато 1975 год стал годом Лучано Сальче в итальянском кино. На экраны вышли сразу две его картины, и обе стали не просто лидерами итальянского проката, но и заметными событиями в киномире.

-11

«Фантоцци» с Паоло Вилладжо – комедийный шедевр, который породил настоящий киносериал, насчитывающий 10 фильмов! Главный герой – бухгалтер Фантоцци стал таким же культовым персонажем (по крайней мере, в Италии), как маленький бродяга Чарли Чаплина, дон Камилло Фернанделя, «жандарм» Луи де Фюнеса…

Если мамой Фантоцци был Паоло Вилладжо, который придумал этого клинического неудачника и воплотил его в кино, то Сальче, наверное, можно назвать папой. Фильм произвел такое неизгладимое впечатление на итальянцев, что стал лидером проката в 1975 году.

кадр из фильма "Дорогой мамочке в день рождения"
кадр из фильма "Дорогой мамочке в день рождения"

Необходимо отметить, что с Вилладжо Сальче впервые поработал прямо перед «Фантоцци» над странной комедийной драмой «Дорогой мамочке в день рождения» (1974). Вилладжо в ней сыграл роль великовозрастного инфантила-извращенца.

Весь фильм зрители думали, что смотрят комедию, но ужасная концовка вряд ли пришлась им по душе. Но этот фильм больше ценен не сам по себе, а тем, что свел Вилладжо и Сальче. Именно от Паоло - автора книг о Фантоцци зависело, кто займется экранизацией похождений бухгалтера. И Вилладжо с кандидатурой режиссера не ошибся.

"Утка под апельсиновым соусом"
"Утка под апельсиновым соусом"

Второй фильм Сальче, который вышел в 1975 году - «Утка под апельсиновым соусом» с участием Моники Витти и Уго Тоньяцци. Пусть это комедия не стала такой же определяющей для итальянского кино 70-х, как «Фантоции», но это один из лучших комедийных фильмов десятилетия.

«Утка» - романтическая комедия, снятая в эпоху популярности у итальянцев секс-комедий. Из последних в эту картину перекочевала штатная секс-бомба итальянского кино Барбара Буше, но это практически единственный признак секс-комедий в этом фильме.

-14

В основу «Утки» положена простая история о том, как интеллигентные люди решают мирно развестись. Как сказал муж: «наш брак исчерпал себя, но все должно закончиться интеллигентно, мы же современные люди!». В реальности супруг задумал хитрый план, как интеллигентно вернуть заблудшую жену в лоно семьи. И поскольку это романтическая комедия (иными словами, сказка), любовь к супругам обязательно вернется. В самый кульминационный момент.

Из сериала о Фантоцци Сальче снял еще «Второй трагический Фантоцци» (1976). Второй фильм не уступал первому, но в дальнейшем, когда Сальче у штурвала сменил режиссер Нери Паренти, франшиза стала быстро деградировать. Она поглупела, приблизившись к самым массовым комедиям тех лет, в которых солировали секс-бомбы Эдвиж Фенек и Глория Гвида, а также комики Лино Банфи и Альваро Витали.

Сальче и в дальнейшем снимал комедии с Вилладжо, из которых отмечу две: «Прекрасная страна» (1977) и «Банкир-неудачник» (1980).

кадр из комедии "Прекрасная страна"
кадр из комедии "Прекрасная страна"

«Прекрасная страна» зло высмеивала современное итальянское государство, которое бросило граждан на произвол судьбы. В те «свинцовые годы» страну захлестнула эпидемия террора, похищений людей и других насильственных преступлений. В картине главный герой в исполнении Вилладжо возвращается в Италию после долгого отсутствия и все время удивляется, что произошло со страной. «Куда это меня занесло, черт побери!?» - восклицает он после очередного ограбления.

Разумеется, ситуация в картине преподнесена в гротескном виде, но для сатиры это вполне допустимо. Сейчас картина смотрится как смешная комедия, но тогда итальянцам было не до смеха. И надо отметить смелость создателей этой картины, которые подняли столь важную тему, высмеяв всех: полицию, суд, террористов, революционеров и заодно обывателей, которые привыкли жить в таких условиях. Кстати, обывателям картина понравилась (14-е место в итальянском прокате).

Лучано Сальче с Катрин Спаак и Джиджи Редер на съемках "Банкира-неудачника"
Лучано Сальче с Катрин Спаак и Джиджи Редер на съемках "Банкира-неудачника"

Комедия «Банкир-неудачник» (1980) стала своеобразным симбиозом «Фантоцци» и секс-комедии по-итальянски.

Герой Вилладжо играет банковского служащего, который организовал шведскую семью, притащив свою любовницу в дом, где он проживал с женой. Дальше дело пошло еще веселее, но чтобы узнать, за счет кого шведская семья все росла и росла, вам нужно посмотреть этот фильм.

Несмотря на участие в картине хорошей актрисы К.Спаак, действующей секс-бомбы Анны Марии Риццоли и еще двух известных комиков из «Фантоцци», кассы эта комедия не сделала. Что странно, поскольку фильм достаточно смешной и не пошлый, учитывая весьма скользкую тему.

-17

В 80-е Сальче снял еще три фильма, которые не были особенно успешными. В последние годы жизни он лечился от рака, но умер в декабре 1989 года не от этой болезни, а от сердечного приступа, в возрасте всего 67 лет.

Что можно сказать по итогам его карьеры режиссера на протяжении более 30 лет? Хоть он и не смог сделать себе столь же громкое имя, как Федерико Феллини или Серджо Леоне, Сальче по праву стал одним из самых выдающихся итальянских комедиографов. На его счету минимум 5 комедий, которые входят в золотой фонд итальянской комедии: «Фашистский вожак» (1961), «Фантоцци» (1975), «Утка под апельсиновым соусом» (1975), «Второй трагический Фантоцци» (1976) и «Прекрасная страна» (1977).