ФАНТАСТИЧЕСКОЕ КИНО МОЕГО ДЕТСТВА И ЮНОСТИ

1K прочитали
Афиша к/ф "Через тернии к звездам". Изображение взято из открытых источников
Афиша к/ф "Через тернии к звездам". Изображение взято из открытых источников

Чего не смогут понять нынешние поколения, так это нашей тоски по фантастике на экране. Благодаря современным технологиям, сейчас можно увидеть практически любой фантастический игровой или мультипликационный фильм, когда либо снятый. В 70-80-е годы ХХ века мы были лишены такой роскоши. Источниками визуальной фантастики были только кинотеатры и телевидение. Редкие счастливчики могли посмотреть фильмы дома, с помощью бытовых кинопроекторов. Однако, окидывая взглядом свое детство и юность, я понимаю, что довелось увидеть не так уж и мало. Вспомню лишь о некоторых, особенно запомнившихся случаях приобщения к кинофантастике.

Кадр из к/ф "Москва - Кассиопея". Изображение взято из открытых источников
Кадр из к/ф "Москва - Кассиопея". Изображение взято из открытых источников

Разумеется, одним из первых стал фильм Ричарда Викторова "Москва - Кассиопея" (1973). Хорошо помню, как я смотрел его впервые. Это был примерно 1976 год. "Москву..." показывали по телевизору. Телевизор у нас был черно-белый, так что в цвете этот фильм я увидел намного позже. Как раз незадолго до этого папа сделал из старого круглого стола кресло-качалку, очень похожее на космическое и вот в этом кресле я и смотрел историю о приключениях калужских школьников в космосе.

Кадр из к/ф "Отроки во Вселенной". Изображение взято из открытых источников
Кадр из к/ф "Отроки во Вселенной". Изображение взято из открытых источников

А вот "Отроки во Вселенной" (1974) того же режиссера я увидел через год, в Доме культуры. Было лето. Каникулы. И на показ этого фильма собрались, наверное, все пацаны и девчонки нашего поселка. Надо сказать, что в детстве у меня была привычка разъяснять приятелям, что за фильм они смогут увидеть, если пойдут со мною в кино. Я внимательно изучал журнал "Советский экран", где писали о выходе будущих фильмов, так что был в курсе. Однако - далеко не всегда.

Кадр из к/ф "Дознание пилота Пиркса". Изображение взято из открытых источников
Кадр из к/ф "Дознание пилота Пиркса". Изображение взято из открытых источников

Так появление на стене Дома культуры афиши, рекламирующей фильм 1978 года "Дознание пилота Пиркса", польского режиссера Марека Пестрака, стало для меня настоящим откровением. Тем более, что афиша была настоящая типографская, с главным героем в скафандре. Естественно я тут же начал призывать к культпоходу в кино всех, кого только мог, включая родителей. Дело было в конце семидесятых, опять же на летних каникулах.

Кадр из к/ф "Через тернии к звездам". Изображение взято из открытых источников
Кадр из к/ф "Через тернии к звездам". Изображение взято из открытых источников

Апофеозом моей рекламной деятельности можно считать тот счастливый летний день 1981 года, когда я уговорил сходить на новый фильм Ричарда Викторова "Через тернии к звездам" (1981) не только родителей - любителей фантастики - но и бабушку с дедушкой, к этому виду искусства равнодушных. Не знаю, понравилась ли самому старшему поколению история об инопланетянке Нийе, но я впился в экран при первых же аккордах гениальной фантастической музыки Алексея Рыбникова и не отрывался до конца финальных титров.

Кадр из к/ф "Секрет племени бороро". Изображение взято из открытых источников
Кадр из к/ф "Секрет племени бороро". Изображение взято из открытых источников

Походы в кино всей семьей у нас были традицией. Чаще всего я ходил с родителями, оставляя брата и сестру дома - не доросли еще! Так, вместе с мамой и папой, я посмотрел чешский фильм "Секрет племени бороро" Отакара Фука, вышедший на экраны в 1973 году. Не знаю, что бы я отдал сейчас, лишь бы снова оказаться в том темном зале, рядом с живыми родителями!

Кадр из к/ф "Молчание доктора Ивенса". Изображение взято из открытых источников
Кадр из к/ф "Молчание доктора Ивенса". Изображение взято из открытых источников

А вот на "Молчание доктора Ивенса" (1973), режиссера Будимира Метальникова, я ходил один. Фильм был далеко не новый, но я был уже достаточно взрослым, чтобы сочувствовать влюбленному в инопланетянку профессору Ивенсу. А уж прозвучавшая в фильме песня, в исполнении Валерия Ободзинского, с тех пор стала одной из любимых.

Кадр из к/ф "Вожди Атлантиды". Изображение взято из открытых источников
Кадр из к/ф "Вожди Атлантиды". Изображение взято из открытых источников

На фильм Дэвида Коннора "Вожди Атлантиды" 1978 года мы ходили не только с мамой и папой, но и с братишкой и сестренкой. Что и говорить, роскошное было по тем временам зрелище. Таинственный подводный мир, кровожадные чудовища, жестокие атланты, отважные герои и прекрасные героини - все это казалось квинтэссенцией кинофантастики.

Кадр из к/ф "Тайна острова чудовищ". Изображение взято из открытых источников
Кадр из к/ф "Тайна острова чудовищ". Изображение взято из открытых источников

Не менее захватывающим показался и фильм 1981 года Хуана Пике Симона "Тайна острова чудовищ", который я посмотрел уже будучи вполне самостоятельным учащимся ПТУ. Конечно, чудовища оказались не настоящими, но смотреть все равно было интересно. Хотя и не очень страшно.

Кадр из к/ф "Легенда о динозавре". Изображение взято из открытых источников
Кадр из к/ф "Легенда о динозавре". Изображение взято из открытых источников

Куда страшнее оказался фильм "Легенда о динозавре", который я посмотрел в том же ,1985 году. Японец Дзюндзи Курата снял в 1977 году настоящий ужастик, способный напугать в те патриархальные времена даже взрослого. Во всяком случае, когда древний ящер хватает красивую девушку за стройную ножку, это не может не потрясти воображение.

Кадр из к/ф "Кинг-Конг". Изображение взято из открытых источников
Кадр из к/ф "Кинг-Конг". Изображение взято из открытых источников

А вот гигантская обезьяна Кинг-Конг из одноименного фильма Джона Гиллермина, снятого в 1976 году, который я увидел там же и тогда же, что и "Тайну острова чудовищ" и "Легенду о динозавре", вовсе не страшила. Обезьяну было жалко. Любопытно, что не вся зарубежная визуальная фантастика вызывала в те годы восторг.

Кадр из м/ф "Властелины Времени". Изображение взято из открытых источников
Кадр из м/ф "Властелины Времени". Изображение взято из открытых источников

Например мультипликационная лента 1982 года Рене Лалу "Властелины времени" мне поначалу не понравилась. Впервые я ее увидел в 1985 или в 1986, когда мы с отцом и братом поехали в Москву, что накупить чего-нибудь вкусного и полезного - была в те времена такая традиция. На дворе стоял декабрь, мы замерзли и решили погреться в кинотеатре. Там как раз показывали этот фантастический мультик. Наверное, он показался слишком детским. Ведь я уже был солидным рабочим человеком с хорошей по тем временам зарплатой.

Кадр из к/ф "Солярис". Изображение взято из открытых источников
Кадр из к/ф "Солярис". Изображение взято из открытых источников

Фильм Андрея Тарковского "Солярис" (1976) я впервые посмотрел в городе Свердловске, во время фестиваля фантастики "Аэлита-87". Моему объективному восприятию мешали два фактора. Во-первых, я меня промокла обувь - весенняя уральская погода чревата сюрпризами. А во-вторых, рядом со мною сидела девушка, в которую я был безответно влюблен. Какое дело мне было до проблем Криса Кельвина?!

Кадр из к/ф "Сталкер". Изображение взято из открытых источников
Кадр из к/ф "Сталкер". Изображение взято из открытых источников

А вот "Сталкер" того же режиссера (1979) я посмотрел около года спустя, уже в Москве. Фильм показался скучным, к тому же я перед этим практически не спал и боюсь, что большую часть фильма увидел во сне. Потом я оценил оба фантастических творения Тарковского, но скорее уже как эстетический феномен, нежели как фантастику.

Кадр из к/ф "Враг мой". Изображение взято из открытых источников
Кадр из к/ф "Враг мой". Изображение взято из открытых источников

Времена менялись. Менялось не только фантастическое кино, но и мое восприятие его. Фильм 1985 года "Враг мой", снятый режиссером Вольфгангом Петерсоном, я увидел в 1987. Эта лента в те времена казалась невероятной по своим декорациям и спецэффектам. Наступала эпоха видеосалонов, когда стало можно смотреть новый фантастический фильм хоть каждый день. В следующей статья я расскажу о телевизионных фильмах и постановках, а также - о кинофильмах, но увиденных мною в детстве и юности по телевизору.