Найти тему
Вечерняя Казань

Развод и ссора с сестрой: на что пошла Нуриева, чтобы «вовремя выйти» из Finiko?

Оглавление

Судебное расследование по делу «звезды» финансовой пирамиды Лилии Нуриевой наконец завершилось. Оказалось, что подсудимая знала всю внутреннюю «кухню» Finiko и вместе с другими «топами» пирамиды хотела вовремя выйти из проекта.

Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Первое апреля выдалось для обвиняемой в мошенничестве Лилии Нуриевой, увы, совсем не праздничным: подсудимая, выглядевшая собранной перед началом процесса, к концу заседания не смогла сдержать слез. Чувствовалось, что особенно тяжело ей дались слова о подтверждении показаний, в которых говорилось о разрыве с мужем и сестрой из-за ее участия в финансовой пирамиде.

– С момента моего вступления в проект Finiko все мое окружение, в том числе мой супруг и родная сестра, отговаривали меня от участия в нем, так как для них было очевидно, что это пирамида, которая после сбора денег прекратит свою деятельность, – зачитывал показания подсудимой гособвинитель Рамиль Галеев.

Конфликт с семьей у Нуриевой произошел как раз на фоне уговоров близких покинуть Finiko. Подсудимая состояла в браке 17 лет, у нее есть двое несовершеннолетних детей, а с сестрой она вместе работала в сфере недвижимости, куда, судя по всему, планирует вернуться в ближайшее время.

Заявляя суду характеристики подсудимой, ее адвокат Марина Белоусова предоставила письмо работодателя, в котором говорится, что он готов принять Нуриеву к себе в компанию на должность «менеджера по работе с клиентами». Позднее сама подсудимая пояснит журналисту «Вечерней Казани»: планирует работать риелтором, в ИП.

Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Обвиняемая намерена возместить ущерб пострадавшим, коих в деле числится 161 человек. А общий ущерб уголовного дела Finiko превышает 206 миллионов рублей.

В качестве положительных характеристик подсудимой ее защитник также привел целый ряд благодарственных писем, свидетельствующих о волонтерской и благотворительной деятельности Нуриевой, а также документы о присуждении ей звания «Почетный гражданин России».

На иждивении у подсудимой находятся родители и двое детей, также на фоне судебного разбирательства у Нуриевой начались проблемы со здоровьем — соответствующие документы защитник тоже предоставил.

Психология продаж по-финикийски

– На протяжении многих лет я занималась бизнесом, имею два высших образования и широкий круг общения среди предпринимателей, имею четкие представления о реальных размерах и способах дополнительного легального заработка. Уже в августе 2020 года после получения информации о проекте Finiko, а также после общения с представителями данного проекта мне было понятно, что Finiko – это пирамида, целью которой является привлечение денежных средств физических лиц под предлогом возвращения им денежных вознаграждений, – рассказала Нуриева следствию.

Когда подсудимая подтвердила эти показания, голос ее был несколько подавлен. Что, в общем-то, легко объяснить: на прошлых заседаниях она говорила о несправедливости следствия – из 530 «звезд» 10-го уровня предъявляют обвинение только ей.

Напомним, Нуриевой вменяется хищение денег вкладчиков путем мошенничества. Ее роль в Finiko сводилась к привлечению новых «партнеров» в проект, чего она добивалась, как следует из обвинительного заключения, методами «агрессивного маркетинга».

Что конкретно под этим подразумевается, можно понять из оглашенных показаний подсудимой. Когда Нуриева сама только втягивались в проект (в Finiko ее пригласил друг-бизнесмен Дамир Сафаров), она начала знакомиться с топ-менеджерами проекта на различных семинарах.

У одного из них она купила курс по психологии продаж, на котором говорилось, что клиентов можно разделить на четыре лагеря: действующих, интересующихся, наблюдающих и подозревающих. Работать необходимо было с теми, кто «действует» – таким партнерам важно было высказывать свое признание, подчеркивать их значимость и всячески «бить» на самооценку.

Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Хорошо работала также система поощрений внутри коллектива – это, как следует из показаний Нуриевой, ей объясняли на курсах. Поощрение выдающегося результата в сфере продаж создавало конкурентную атмосферу, что положительно сказывалось на «товарообороте».

Все партнеры получали по 5% от каждого приведенного клиента и еще 1% от «дохода» своих партнеров.

Всего в финансовой пирамиде Finiko существовало три продукта: первый и самый популярный – кешбэк-сервис. Клиенту обещали 6% от вклада каждый месяц и возвращение 15–25% от суммы любой покупки, если чеки об оплате прикреплялись в личном кабинете.

Второй продукт: бессрочный депозитный вклад с ежемесячной доходностью в 20%.

Третий: оплата крупной покупки вроде машины или квартиры после внесения депозита в размере 35% от ее стоимости. То же, как заявляли основатели пирамиды, работало и с погашением кредита.

По легенде, выплаты по вкладам обеспечивались работой трейдеров – те якобы пускали в оборот деньги вкладчиков на четырех разных биржах: Московской, Мичиганской, Минской и бирже «Форекс».

При этом минимальная сумма вклада на 2020 год составляла 20 тысяч долларов. Нуриева неоднократно заявляла суду, что тоже является пострадавшей: в Finiko она вложила 47 миллионов рублей – для этого она продала дом и машину, а также вложила деньги своих родителей.

Finiko – это игра Доронина

Из оглашенных показаний подсудимой следует, что она входила в «структуру» или подразделение Шакирова, одного из основателей пирамиды и вице-президента Finiko. Под его началом она действовала с другими «звездами» от нулевого до 10-го уровня. По словам Нуриевой, для того чтобы стать вице-президентом проекта, необходимо было иметь ежемесячный «товарооборот» в полтора миллиона долларов.

Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Шакиров требовал от топ-лидеров своей структуры снимать видеоролики о продуктах Finiko в своих социальных сетях. Задача такого контента состояла в том, чтобы вызвать доверие к продукту. При этом рекомендовалось использовать тезисы, как «купил, подарил, снял».

При этом вкладчикам не давалось никаких гарантий. Когда Доронину задавался прямой вопрос о том, почему в личном кабинете договор на английском языке и при этом нет ни слова о гарантиях или сроках, из-за чего Finiko скорее похож на игру, Доронин отвечал знаменитое: «Ничто в этом мире не даст гарантий, это моя игра. Не доверяешь – не приходи. Желающих достаточно». По крайней мере, так подсудимая вспоминает семинары с его участием.

Нуриева также подтвердила, что никогда не проверяла работу трейдеров лично – она верила в проект, но вера эта была основана исключительно на словах Доронина и других основателей пирамиды.

На сессиях с руководством им объясняли, как работать с возражениями, и одно из главных было «Почему Finiko не пирамида?». Рекомендованный ответ: «Гарантий нет, но у проекта есть более 150 инструментов заработка, руководители проекта инвестируют не только в биржи, но и в недвижимость, также 30% дохода откладывается на «черный день» – и вкладчики, по крайней мере, смогут вернуть свой депозит».

Этих слов хватило и Нуриевой.

Автор материала: Андрей Мартыгин