«Физика – это творчество»

Мы побеседовали с Марией Мардыбан о творчестве, научных задачах и участии в выставке художественного клуба «КВАРКИ» ОИЯИ ко дню образования Объединенного института ядерных исследований (26 марта 1956 года), открывшейся 21 марта этого года в ДК «Мир».

Мария является аспирантом 3-го года обучения научной специальности «Теоретическая физика», ассистентом кафедры общей физики университета «Дубна», стажером-исследователем Лаборатории теоретической физики ОИЯИ*. Одновременно с научной и преподавательской деятельностью она активно занимается творчеством – рисует в художественном клубе – и увлекается здоровым образом жизни.

Мария Мардыбан рядом со своей картиной «Течение мысли»
Мария Мардыбан рядом со своей картиной «Течение мысли»

«Несмотря на то, что я девять лет посещала художественную школу, когда жила в Челябинской области, и получила официальный диплом об окончании, у меня есть несколько пробелов в знаниях, – говорит Мария. – Сейчас я их наверстываю – около двух лет посещаю занятия клуба. В клубе нет жесткого расписания занятий, а каждый приходит, когда может. Наш руководитель Анастасия Злобина работает с нами в консультативном режиме. Бывает, что вечерами пересекаемся с другими членами клуба и что-то обсуждаем, даем советы».

– Участвовали ли Вы в других выставках?

– Да, в ноябре 2022 года проходила выставка в Блохинке, где были представлены две мои работы, а в декабре 2022 года здесь же в ДК «Мир» открылась выставка «Невечная мерзлота». На ней была представлена одна моя работа, в этот раз решила две.

– Важно ли Вам, как художнику, признание зрителя?

– На самом деле нет. Я не считаю себя выдающимся художником. Я рисовала потому, что у меня было такое настроение, внутреннее ощущение, и мне их надо было выплеснуть. Я даже сомневалась, выставлять ли эти работы на выставке. Я не воспринимаю рисование как отработку своих навыков и умений. Если мне нужна обратная связь, я сама ее прошу. Например, я не очень хорошо рисую людей, поэтому сейчас учусь это делать и в клубе художников спрашиваю у коллег советов.

– Какая задача стоит перед Вами как художником?

– Отразить мое настроение в данный момент. Но в основном мои работы спокойные.

– Что для Вас творчество?

– Обычно мне такой вопрос задают касательно физики: что такое физика? И я отвечаю, что это творчество, потому что наука и сама физика для меня – это творческий процесс, как картины, как танцы, пение и другие творческие занятия. Физика – творчество в прямом его проявлении. Потому что всё время приходится что-то придумывать, какие-то нестандартные пути решения искать. Это творчество, которое идет изнутри.

– Что обычно Вам нравится рисовать?

– Больше всего мне нравится рисовать пейзажи, я нарисовала несколько работ, они стоят в моем кабинете и в клубе художников. В основном это водная гладь, спокойное небо. Нравятся натюрморты, цветы – бывает дома сижу, орхидея расцвела, я могу ее зарисовать.

– Что вдохновляет Вас в рисовании?

– Чужие работы, они являются для меня ресурсом. Я рассматриваю галереи в инстаграм и пинтересте, если что-то нравится, делаю скриншоты и сохраняю себе. Здесь же в ДК до нашей была выставка, и на одной из работ была очень красивая лодка, у меня есть ее фотография. Я наполняюсь от чужих работ и выплескивают свои чувства.

Мария в своей жизни занималась не только рисованием. «Раньше, примерно в 2018–2019 годах, – вспоминает Мария, – я ходила в хор в университете «Дубна», мы ездили на разные концерты во Францию, Германию, Швейцарию, двухнедельный тур по Европе. Лет с 18 являюсь преподавателем фитнеса и танцев. Но в этом году закончила с этим, потому что у меня возникли проблемы с коленом. Я вела фитнес и растяжку для взрослых и танцы для детей от 3 до 6 лет примерно со второго курса университета. В подростковом возрасте я с утра училась в физико-математическом лицее, после обеда шла в художку, а вечером на танцы. С друзьями мы сейчас шутим – я вернулась в свои 16 лет, потому что я работаю по физике, после физики я иду в художку, а после иду на танцы».

Руководитель клуба художников и организатор выставки Анастасия Злобина в сопроводительной информации к выставке так охарактеризовала стиль и выбор техники Марии:

«Маша любит писать маслом и акрилом, обычно природу. Ярким цветам предпочитает спокойные, пастельные оттенки, но в этот раз решилась на эксперимент и нарисовала непривычные для себя яркие яхты на бирюзовом фоне».

О своём выборе представления на выставку триптиха «Байкал» и «Течение мысли» Мария рассказала:

– Идея этих двух картин вынашивалась давно. На картине «Течение мысли» изображены парусники: этим летом мы катались на яхте в яхт-клубе ОИЯИ, и мне захотелось отразить в картине это состояние: спокойствие, яхты, водная гладь и математические элементы – как связь с физикой. В триптихе хотелось изобразить какой-то поток. У нас с другими участниками клуба было три варианта трактовки этой картины. Первый – это Байкальский телескоп, где голубая линия – Байкал, а круг – сам Байкальский телескоп, что подчеркивает его форму. Второе: это может быть корпускулярно-волновой дуализм, то есть частица, она же волна. Третье: это нуклон атомного ядра в поле центральных сил. Решили в итоге, что это своеобразный тест Роршаха, в картине каждый увидит то, что хочет сам.

Мария Мардыбан представляет свой триптих «Байкал»
Мария Мардыбан представляет свой триптих «Байкал»

На выставке присутствовал и супруг Марии Евгений Мардыбан, так же сотрудник университета «Дубна» и ОИЯИ. Он подчеркнул такую особенность Марии, как способность находить время на рисование, несмотря на научную и преподавательскую деятельность, и в том большое отличие от него самого. Он рассказал о своём впечатлении от выставки:

«Мне больше всего на выставке нравятся парусники Марии. Картина очень размеренная и везде подойдёт. Всегда хочется представить картину, где она будет висеть, а не просто отдельно».

– Как Вы сочетаете работу преподавателя и ученого?

– Физика мне нравилась еще со школы, я училась в физико-математическом лицее. По его окончании я приехала в Дубну поступать в университет «Дубна». Я хорошо понимала материал, который изучала, и мне хотелось делиться информацией. И в период обучения в магистратуре я два года работала учителем физики в школе. Я старалась объяснять понятно, доступно, чтобы ученики с этой картиной мира, с физикой сблизились. Я перестала работать в школе, потому что трудно было совмещать с моей учебой и научной деятельностью, и было много бумажной работы. Но после того, как я распрощалась с этой педагогической деятельностью, меня пригласили работать в университете. Здесь нагрузка меньше, и я спокойно сочетаю работу в университете и лаборатории ОИЯИ. У меня расписана неделя, например: в понедельник утром я занимаюсь подготовкой к лекциям, в понедельник после обеда я занимаюсь наукой, а вечером вместо просмотра телевизора я иду или в художественный клуб рисовать, или статьи читаю, или готовлюсь к лекциям.

– Какова тема диссертации?

– С моим научным руководителем Валентином Олеговичем Нестеренко изучаем физику атомного ядра: первые два года аспирантуры мы посвятили изучению легких, сильнодеформированных ядер: 24Mgи 20Ne. В этой работе мы изучали поведение момента инерции этих ядер с ростом деформации. Третий и четвертый год моей аспирантуры мы планируем посвятить уже сверхтяжелым ядрам, а именно цепочке изотопов нобелия. Поэтому моя диссертационная работа будет состоять из этих двух частей.

– Каковы планы после защиты диссертации? Продолжите работу в университете и ОИЯИ?

– Да, я сейчас на третьем курсе, и оставшееся время будет посвящено научной работе и написанию кандидатской. А после защиты меня просто переводят на другую должность, и я продолжаю делать всё то же самое.

*Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) — международная межправительственная научно-исследовательская организация.

Беседовала Юлия Цепилова

Фото: Юлия Цепилова