1,6K подписчиков

Политический цирк во Франции в начале 30-х

Когда Пуанкаре, премьер-министр Франции, решил уйти на пенсию, бедный Аристид Бриан попытался собрать правоцентристскую коалицию, но просуществовал он всего три месяца. Как говорится, "пришел, увидел, капитулировал". Бриан остался министром иностранных дел, но его попытки вдохнуть новую жизнь в европейскую интеграцию были не более эффективны, чем его кабинет - все рассыпалось, как карточный домик.

Когда Пуанкаре, премьер-министр Франции, решил уйти на пенсию, бедный Аристид Бриан попытался собрать правоцентристскую коалицию, но просуществовал он всего три месяца.

Народ Франции был недоволен политикой умиротворения в отношении Германии - это вам не "подставить другую щеку", а скорее "подставить весь зад". Присоединение к плану Юнга и досрочная эвакуация войск из Рейнской области - все это вызывало негодование французов, которые мечтали о возрождении "сильной политики".

Тардье и Лаваль пытались провести антикризисные меры, но их политический курс был похож на шаткое строение на зыбучих песках - как только они хотели что-то изменить в конституции, их тут же бросали правые союзники. Идея авторитарного правления не вызвала ажиотажа у политической элиты - видимо, они предпочитали демократию, где можно бесконечно спорить и ничего не делать.

Когда Пуанкаре, премьер-министр Франции, решил уйти на пенсию, бедный Аристид Бриан попытался собрать правоцентристскую коалицию, но просуществовал он всего три месяца.-2

Накануне выборов 1932 года правительство развернуло целую пропагандистскую кампанию вокруг убийства президента Думера каким-то русским эмигрантом. Тардье решил сыграть на страхах народа и выступил как лидер широкого фронта правых партий. Особенно впечатлило избирателей его умелое использование радио - впервые во Франции! Ну и реформа избирательной системы, конечно, тоже помогла - теперь победителем считался тот, кто набрал хотя бы на один голос больше, а не набирал 50% +1 голос. Очень удобно для "независимых" кандидатов и правоцентристов.

Левые, в свою очередь, создали новую коалицию - "Картель левых". Их программа была близка к классическому кейнсианству - национализация, сокращение военных расходов, социальное страхование, 40-часовая рабочая неделя. Радикалы, несмотря на разногласия, тоже присоединились. В итоге на выборах левые одержали убедительную победу.

Но правительство Эррио оказалось не менее неудачным, чем предыдущие. Вместо реализации программы они только и делали, что ругались друг с другом - Даладье и Эррио в партии радикалов, фракции в СФИО. В итоге основой политики осталась привычная жесткая экономия, от которой толку было немного. Череда сменяющих друг друга правительств "перемирия партий" лишь подчеркивала полную деморализацию центристов и поляризацию политических сил. На этом фоне начал набирать популярность французский фашизм - похоже, страна готовилась к новым политическим аттракционам.