Во время своего детства и юношества я очень любил компьютерные игры. И эта любовь проходит со мной всю мою жизнь. Но так как в детстве компьютер у нас был один на двоих с сестрой, и жесткий диск был на нем меньше, чем оперативная память любого из современных смартфонов, выбирать проекты для ознакомления было сложно, и каждый из них взвешивался не только на предмет возможного интереса к сюжету, но и банально - «а пойдет ли у нас, и сколько места займет», а также, за скобками нужно было держать, что 100% будет установлен The Sims. Видимо, отсюда у меня и любовь к маленьким, камерным проектам, в которые вкладывали не только знание механик и инновации геймплея, но и, без малого, душу. А может, маленький автор вкладывал в этот проект душу сам того не замечая, исходя из собственной фантазии. Мы же все фантазировали в детстве, правда?
Мной были с любовью «пропылесосены» Герои Меча и Магии, серия игр Unreal, стратегии Desperados, Stronghold и Red Alert. И в каждой находилось что-то очень сильно «свое», что до сих пор может вызвать слезу ностальгии. Дело было в начале 2000х, а значит, ни о какой крутой графике и речи быть не могло, условная видеокарта nVidia GeForce и процессор Pentium 3 были недостижимой мечтой юного геймера.
Шло время, вместе с ним взрослел и я, и проекты становились громче, мощнее и больше. Проходя очередную часть «Героев Меча и Магии», в которой почти не осталось сюжета, добиваясь онлайновых наград и участии в турнирах по Mortal Kombat, а также ленивом прохождении Grand Theft Auto и Киберпанк 2077, я уже начинал привыкать к большим масштабам карты, даже поддерживал споры о необходимости «открытого мира», большого количества механик прокачки персонажа и необходимости усложнения боссов. Чувствуете, чего в этом предложении не хватает? ДУШИ, которую открывает сюжет. Апофеозом сего действа стал выход Elden Ring, в котором повествовании сюжета попросту нет, только знай себе изучай карту, собирай прокачку да бей больших боссов. Смотря на очередные споры ошалелых геймеров, что лучше - «такой-то меч» или «такой-то меч», с аргументами вроде «да это имба» (пр. «имба» - предмет является превосходящим по своим свойствам все остальные), а также упоминании всех родственников до третьего колена и оскорблении умственного развития, я понял, что что-то не так. Мое ощущение больше этому сопротивлялось, нежели поддерживало. И так совпало - мне позвонил мой друг Александр, и предложил купить на двоих игру «Alan Wake II». Недолго раздумывая (все-таки скидка, да и проект получил несколько наград за «Лучшее повествование»), мы скинулись, и купили игру. И… я не начал в нее играть.
Продолжая прокрастинацию в вечном Киберпанке, GTA, и «пропылесосив» каждый угол в Lies Of P, мне захотелось почему-то чего-то для себя абсолютно нового. Ну или хорошо забытого старого. И тут я вспомнил о покупке Alan Wake II. НО. Это же вторая часть, а значит, есть первая, и ее тоже надо бы пройти, чтобы понимать завязку сюжета второй части. К знакомству я подошел весьма ответственно - сначала посмотрел историю компании Remedy, кои и являются авторами игры, также посмотрел мини - сериал по игре «Брайт-Фоллс», а дальше уже и вошел в «Алан Уэйк» 2010 года.
По сюжету сериала, журналист приезжает в маленький городок Брайт-Фоллс для ознакомления с этим маленьким местом, полным «городских легенд». И сразу понимает, что тут действительно что-то не так - то официантка Роуз принесет полный поднос еды и все запоют «С днем рождения», хотя день рождения отнюдь не сегодня, то он моргает и просыпается в абсолютно незнакомом для себя месте, без одежды, и непонятно, сколько времени прошло. Весь сюжет пересказывать не буду, лучше сами посмотрите, если не лень. Как маленький и очевидный спойлер - в конце в этот городок приезжает со своей женой знаменитый писатель Алан Уэйк.
Игра же распределяется на 6 глав, два небольших сюжетных дополнения, и все это проходится максимум за 15 часов. Алан Уэйк – писатель, который находится в глубокой депрессии, ведь после своего очередного бестселлера про детектива Алекса Кейси он не написал ни единой строчки за два года. Жена все рекомендовала местечко под названием Брайт-Фоллс, мол, там так красиво, и тихо, и писатель наконец вернет себе вдохновение. Сама же Элис (супруга) при этом держит в уме, что в Брайт-Фоллс находится психлечебница для знаменитостей, где неплохо было бы обследовать своего благоверного. При этом еще некоторыми эпизодами показывается, что Элис жутко боится темноты, это тоже важно.
Ни сном ни духом, Алан Уэйк едет с супругой в долгожданный отпуск, семья селится в маленьком доме на живописном озере. По приезду писатель также получает подарок - новую пишущую машинку, но этому подарку он не рад - Алан должен сам решать, когда ему писать, а тут супруга еще рассказывает ему правду о лечебнице. Алан выходит из себя, покидает дом, напоследок кинув пару ласковых жене, но на свежем воздухе его ярость быстро сходит на нет, он решает вернуться в дом. В доме гаснет свет, раздается истошный крик жены, которую утаскивает в озеро некая темная сущность. Алан прыгает за ней, понимает, что не сможет ее вытянуть, выныривает из озера, встречает шерифа, которая ему сообщает, что вообще - то прошла уже неделя, как он в Брайт-Фоллс, а Алан спрашивает, где его жена, ведь она только что была в доме. На что шериф в недоумении просит его обернуться - никакого дома на озере нет уже несколько месяцев. Так заканчивается пролог, и начинается сама игра.
Последующие несколько глав повествования держали меня не хуже любого современного фильма или сериала, история становилась все запутаннее, но от этого только интереснее - сценарист из Сэма Лейка абсолютно гениальный. Лейк создал атмосферу, в которой хочется находится, но при этом ей нельзя пресыщаться, максимум пару глав можно пройти за день. И более того - они заканчиваются эффектным клиффхенгером - на самом интересном месте. Что роднит это повествование с книжным. Плюс, после прохождения главы звучит песня, которая с ней ассоциируется, что дает нам возможность отложить геймпад, и подумать обо всем увиденном. В моем же ощущении я откладывал не геймпад, а интереснейшую книгу. Если вы знаете английский, то даже прослушивание музыкальной композиции вам доставит отдельное удовольствие, как будто бы после прочтения главы вы еще читаете заметки автора.
Все повествование в игре сделано линейно и даже для современного геймера скудно, поэтому любители больших миров и глобальных сюжетов пройдут мимо, либо оставят нелестные отзывы. Что же касается меня, эта маленькая история пробудила во мне самые разные чувства. Я и смеялся от отличного юмора Уэйка и его непутевого друга Барри, и подмечал классные отсылки к нашему современному миру (Алан Уэйк фанат Стивена Кинга, например), наслаждался видами Брайт-Фоллс, и как любитель рок-музыки, не могу не отметить великолепный саундтрек от постояльцев психлечебницы Тора и Одина Андерсонов, которые основали группу «Старые Боги Асгарда». Их же, в свою очередь, сыграли отличные финские музыканты Марко Сааресто и Олли Тукиайнен из Poets Of The Fall, они же и выступают в качестве группы Old Gods Of Asgard.
Эта история пробудила во мне и печаль, и страх, и даже старые позабытые чувства восторга, когда после четвертой главы я прям спрыгнул с дивана и хлопал в ладоши, как юнец. После прохождения… нет, все-таки прочтения этой истории вы зададите еще и много вопросов, но не игре, а самому себе. Ответы все - тоже у вас. Ведь Алан Уэйк, несмотря на свою весьма фантастическую сущность, все еще - человек.
Алан Уэйк - это книга, которую Сэм Лейк переписал в игру, для лучшего интерактивного опыта. И я вижу, как он вложил в это душу. С нетерпением жду свободного времени, когда я приступлю к «чтению» Alan Wake II.
Ну же, проснись, Алан…