1,9K подписчиков

Николай Гоголь: восемь правдивых фактов (и один выдуманный)

158 прочитали
Сегодня первого апреля – день смеха и день рождения Николая Васильевича Гоголя!

Сегодня первого апреля – день смеха и день рождения Николая Васильевича Гоголя! По такому случаю мы собрали в одной статье восемь интересных фактов об увлечениях и странностях великого писателя, добавили к ним один первоапрельский, шуточный. Сможете ли вы отгадать, что из перечисленного в статье является ложью? Правильный ответ напишем в комментариях. С первым апреля, друзья! С днем рождения Гоголя!

1. Лакомка

По воспоминаниям друзей и родных, Николай Васильевич очень любил сладкое, особенно в детстве. Сокурсник Гоголя В. И. Любич-Романович писал: «[В гимназии] он постоянно сосал медовые пряники, ел сладости и пил грушевый квас, который был его любимым напитком. Гоголь и сам его приготовлял из моченых лесных груш или покупал его на городском базаре». Другая современница Гоголя, А. О. Смирнова, запомнила, что «живя в гостинице, писатель никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, а собирал его, прятал где-нибудь в ящике и порою грыз за работою или разговором». А сестра Гоголя Елизавета Васильевна вспоминала, что брат был такой лакомка, что «иногда один съедал целую банку варенья».

Портрет Гоголя. Худ. А. А. Иванов, 1840 г. Источник: https://www.domgogolya.ru/gogol/portret/
Портрет Гоголя. Худ. А. А. Иванов, 1840 г. Источник: https://www.domgogolya.ru/gogol/portret/

2. Любовь к рукоделию

Друг Гоголя Григорий Петрович Данилевский вспоминал, что тот с удовольствием рисовал узоры «для любимого его матерью тканья ковров» и «кроил сестрам платья». А по воспоминаниям Павла Васильевича Анненкова, «с приближением лета он начинал выкраивать для себя шейные платки из кисеи и батиста, подпускать жилеты на несколько линий ниже и проч., и занимался этим делом весьма серьезно». «Я заставал его перед столом с ножницами и другими портняжными матерьялами, в сильной задумчивости» - вспоминал Анненков.

Портрет Гоголя. Худ. А. Г. Венецианов, 1834 г. Источник: https://www.domgogolya.ru/gogol/portret/
Портрет Гоголя. Худ. А. Г. Венецианов, 1834 г. Источник: https://www.domgogolya.ru/gogol/portret/

3. Франт

А еще Николай Васильевич любил приодеться, особенно обожал разнообразные жилетки, о красоте и оригинальности которых оставили воспоминания едва ли не все знакомые Гоголя. Сестра писателя Ольга Васильевна вспоминала: «братец был большим франтом: у него всегда в чемодане было несколько сюртуков, разных цветов, и целая коллекция жилетов, он, видно, очень любил разноцветные жилеты: каких только цветов их из каких только материй не было у него жилетов: и шелковые, и бархатные, и зеленые, и голубые, а однажды он привез с собою жилет из очень дорогой золотой парчи, которого однако почти никогда не надевал, а потом подарил его мне…»

Худ. К. Горюнов, 1850. Источник: https://www.domgogolya.ru/gogol/portret/
Худ. К. Горюнов, 1850. Источник: https://www.domgogolya.ru/gogol/portret/

4. Строгий библиотекарь

Во время учебы в гимназии Гоголь был назначен хранителем книг и журналов, которые в складчину выписывались и покупались студентами. По воспоминаниям друзей, библиотекарем он был очень ответственным, строго следил за читателями (студенты должны были читать тут же на скамье, не имели права уносить книги с собой). Кроме того, Гоголь очень берег книги, следил за их чистотой и, как вспоминают однокурсники, «выдумал такое замысловатое средство. Наделает из бумаги пропасть сверточков, в виде наперстков, и предлагает студентам надевать на пальцы эти наконечники, чтобы при чтении и перелистывании книг не засаливать их пальцами». Говорят, студенты только смеялись в ответ, а «наперстки» не надевали…

Портрет Гоголя. Худ. Э. А. Дмитриев-Мамонов, 1852. Источник: https://www.domgogolya.ru/gogol/portret/
Портрет Гоголя. Худ. Э. А. Дмитриев-Мамонов, 1852. Источник: https://www.domgogolya.ru/gogol/portret/

5. Любитель ботаники

Современники пишут, что Гоголь хорошо знал и любил природу. Учась в гимназии, он подолгу беседовал с садовником, у себя в усадьбе сажал деревья. Однажды, как вспоминает друг писателя Л. И. Арнольди, по время путешествия по большой калужской дороге Гоголь то и дело останавливал кучера, выбегал в поле, срывал какой-то цветок, приносил в тарантас и рассказывал товарищу о цветке всё: «какого он класса, рода, какое его лечебное свойство, как называется он по-латыни и как называют его наши крестьяне». Через некоторое время он снова останавливал кучера и снова бежал в поле за следующим цветком. «Таким образом, через час с небольшим образовался у нас в тарантасе целый цветник желтых, лиловых, розовых цветов» - вспоминал Арнольди.

С дагерротипа, 1845. Источник: https://www.domgogolya.ru/gogol/portret/
С дагерротипа, 1845. Источник: https://www.domgogolya.ru/gogol/portret/

6. Артист балета

Гоголь вообще был очень способным ко всем искусствам: он прекрасно рисовал, любил петь (участвовал в гимназическом хоре), открыл во время учебы в Нежинском лицее театр, где ставил спектакли и сам играл (особенно ему удавались роли стариков и старух). Но самым страстным увлечением Гоголя был балет. С детства он любил танцевать народные танцы. Сестры писателя Ольга и Елизавета вспоминали, как «братец лихо отплясывал гопак наравне с малороссами». После того как в 1829-м году провалилась его романтическая поэма «Ганс Кюхельгартен» и Гоголь сжег почти весь тираж произведения, он решил завязать с писательством и построить карьеру на сцене. Осенью того же года Гоголь отправился в Большой (Каменный) театр Петербурга, чтобы поступить артистом балета. Для выступления он подготовил партию Руслана из балета «Руслан и Людмила», который тогда был очень популярен. К счастью для русской литературы, Гоголя не приняли – по воспоминаниям друзей, он «так волновался, что у него буквально онемели ноги, тряслись руки, и все, что он мог – томно закатывать глаза». И все же «балетная» история постоянная вспоминалась в кругу Гоголя. Говорят, Пушкин после знакомства с ним неоднократно просил показать «Руслана» - и все неизменно хохотали, ведь Гоголь, большой охотник пошутить, каждый раз добавлял к «представлению» новые комические позы и движения. А от его томного взгляда все просто падали со смеху.

Портрет Гоголя. Худ. П. М. Боклевский. Источник: https://www.domgogolya.ru/gogol/portret/
Портрет Гоголя. Худ. П. М. Боклевский. Источник: https://www.domgogolya.ru/gogol/portret/

7. Ленивый преподаватель

Первые годы в Петербурге Гоголю никак не удавалось найти «место». Он работал чиновником, потом учителем, а в 1834-м его приняли преподавателем в Санкт-Петербургский университет, где он должен был читать курс лекций по истории Средних веков. Гоголь запомнился своим студентам (среди которых был, между прочим, Иван Сергеевич Тургенев) преподавателем скучным и безответственным: часто пропускал занятия, опаздывал, а когда, наконец, являлся, «шептал что-то весьма несвязное» и «все время ужасно конфузился». Только два раза за весь учебный год он удивил своих студентов. На первом занятии он прочитал блестящую лекцию, чем необыкновенно воодушевил их (но уже на следующем занятии разочаровал). Во второй раз это случилось, когда на лекцию к Гоголю пришли Пушкин с Жуковским. Видимо, они заранее предупредили своего друга, потому что тот хорошо подготовился. Студенты не узнавали своего вечно «конфузившегося» профессора истории: он был великолепен! Пушкину лекция тоже понравилась. Но на этом все закончилось, дальше профессор и студенты скучали до конца учебного года. На выпускные экзамены Гоголь пришел, подвязав щеку платком – якобы от зубной боли. Он не произнес ни слова, вопросы студентам задавал другой профессор. Больше Гоголь не преподавал.

Гоголь. Худ. К. И. Рабус, 1840-е г. Источник: https://www.domgogolya.ru/gogol/portret/
Гоголь. Худ. К. И. Рабус, 1840-е г. Источник: https://www.domgogolya.ru/gogol/portret/

8. Артист-повар

После поездки в Италию Гоголь страстно полюбил макароны с сыром, причем сам выучился их готовить и постоянно угощал этим блюдом своих друзей. При этом готовка оборачивалась целым представлением. Сергей Тимофеевич Аксаков вспоминал, как это было: «Стоя на ногах перед миской, он засучил обшлага и с торопливостью, и в то же время с аккуратностью, положил сначала множество масла и двумя, соусными ложками принялся мешать макароны, потом положил соли, потом перцу и, наконец, сыр и продолжал долго мешать. Нельзя было без смеха и удивления смотреть на Гоголя; он так от всей души занимался этим делом, как будто было его любимое ремесло, и я подумал, что если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом-поваром». Как вспоминает Аксаков, не всем понравилось блюдо Гоголя (кому-то макароны показались не доварены и переперчены), но писатель был в восторге от своего кушанья, ел много и «не чувствовал потом никакой тягости», на которую жаловались другие.

Портрет Гоголя. Худ. И. Жерн, 1836 г. Источник: https://www.domgogolya.ru/gogol/portret/
Портрет Гоголя. Худ. И. Жерн, 1836 г. Источник: https://www.domgogolya.ru/gogol/portret/

9. Шутник и проказник

По воспоминаниям своих друзей и родных, Гоголь был большим шутником и проказником. Он обладал ярким комическим талантом: даже газетные объявления он умел читать так, что друзья покатывались со смеху. Гоголь привирал, выдумывал, подшучивал. Однажды, по воспоминаниям Алексея Константиновича Толстого, он даже элегантно присвоил часы Жуковского:

«Однажды (…) Гоголь пришел в кабинет Жуковского и, разговаривая со своим другом, обратил внимание на карманные часы с золотой цепочкой, висевшие не стене. «Чьи это часы?» - спросил он. «Мои», - отвечал Жуковский. «Ах, часы Жуковского! Никогда с ними не расстанусь». С этими словами Гоголь надел цепочку на шею, положил часы в карман, и Жуковский, восхищаясь его проказливостью, должен был отказаться от своей собственности».
Портрет Гоголя. Худ. Ф. А. Моллер, 1840 г. Источник: https://www.domgogolya.ru/gogol/portret/
Портрет Гоголя. Худ. Ф. А. Моллер, 1840 г. Источник: https://www.domgogolya.ru/gogol/portret/

***

Друзья, напоминаем вам, что один из этих фактов – ложный, какой именно - напишем завтра. А вы пока можете поделиться своими вариантами в комментариях.

Все правдивые факты взяты нами из книги: Гоголь без глянца. — Санкт-Петербург : Пальмира : Книга по Требованию, 2016. — 429, [1] с. ; 21 см. (Инв. номер: 2386919-КХ).

Автор публикации: Кузьмина Анна, отдел фондов и обслуживания Библиотеки им. В. Г. Белинского