849 подписчиков

Березки, снег и кладбище военной техники

25K прочитали

Советский ВПК (военно-промышленный комплекс) за годы холодной войны произвел огромное количество военного оборудования и техники. Стареющие и впадающие в маразм генсеки, неутомимый аппетит военных ведомств СССР и сложная геополитическая ситуация, вместе с плановой экономикой страны, приводят к избыточному производству всего, что связанно с ВПК и соответственно к дефициту производства связанного с товарами народного потребления. К чему это провело? Правильно¹. К появлению десятков "кладбищ" с военной техникой по всей России. Об одном из которых и пойдет речь.

Этот ЗиЛ попытался мимикрировать под упавшую листву.
Этот ЗиЛ попытался мимикрировать под упавшую листву.

Первое, что мы увидели когда подъехали к этому месту, это образцово-показательный главный въезд на воинскую часть. Чистый и ухоженный периметр, покрашенные вышки и противотанковые ежи. Создалось ощущение, что это место открыли буквально пару недель назад или на нее должен приехать какой-нибудь очень важный армейский чин. Ничто не намекало, на сотни стоящих без дела военных грузовиков.

Советский ВПК (военно-промышленный комплекс) за годы холодной войны произвел огромное количество военного оборудования и техники.-2

Но спутниковые карты так просто не обманешь "потемкинской деревней". И зайдя за угол парадного входа ситуация моментально изменилась. Бетонный забор волшебным образом превратился в старое и трухлявое деревянное заграждение с остатками колючей проволоки. Сквозь которое виднелась военная техника. И вдоль всего этого великолепия тянулась народная тропа.

Советский ВПК (военно-промышленный комплекс) за годы холодной войны произвел огромное количество военного оборудования и техники.-3

Чем дальше мы отдалялись от проходной, тем хуже становилось забору. В нем стали чаще появляться дыры, а в какой-то момент даже стали отсутствовать целые фрагменты ограждения. Возле таких прорех в "обороне" кучками лежали бутылки из-под спиртного и коробки от армейских сухпайков.

Советский ВПК (военно-промышленный комплекс) за годы холодной войны произвел огромное количество военного оборудования и техники.-4

Тропинка по которой мы шли вдоль этого "забора" уверено свернула прямо на территорию. Ну, а кто мы такие, чтобы спорить с тропой, поэтому пришлось ей подчиниться. Тем более в этом месте уже не было ничего, что можно было назвать забором, ограждением или периметром.

Советский ВПК (военно-промышленный комплекс) за годы холодной войны произвел огромное количество военного оборудования и техники.-5

Оказавшись на территории, мы уже спокойно разглядели десятки, если не сотни военных грузовиков расставленных впритык к друг другу. Длинные ряды этих машин уходили вдаль вдоль остатков периметра военной части и конца ему не было видно.

В реальности грузовиков оказалось даже больше, чем по спутниковым картам. Осинки, да березки надежно укрыли, от бездушных очей космических спутников, часть машин.

Выяснить, что они тут забыли, оказалось не сложно. Внутри кабин на лобовых стеклах были закреплены листы бумаги формата А4 со статусом транспортного средства. Всего было два варианта "ожидание списания" и "подлежит списанию". Чем один вариант отличается от второго понять нам так и не удалось. Но одно ясно было точно, все эти машины ждёт утилизация.

Одними листочками информация об автотранспортных средствах не ограничилась. На некоторых машинах было написано от руки разобрана она или нет и откуда прибыла. И судя по этим надписям военная техника свозилась сюда из разных регионов России.

Кабины почти всех машин были закрыты. Но в парочку удалось заглянуть и внутри все оказалось более-менее цело.

Такая же ситуация была и с КУНГами*, большая часть была закрыта, кроме нескольких.

* КУНГ - Кузов Универсальный Нулевого Габарита. Стандартизованный по габаритам тип закрытого кузова-фургона военных грузовых автомобилей и прицепов, состоявших на вооружении Советской армии. Стандартизация габаритов была необходима для транспортировки машин железнодорожным транспортом из-за различия ширины колеи европейских и советских (российских) железных дорог. Нулевой габарит означал, что эта машина подходит для транспортировки по европейским дорогам. Необходимость в таких габаритах, как не сложно догадаться, возникла после Второй Мировой войны. Поэтому не все кузова-фургоны называются КУНГом, но зато все КУНГи - кузова-фургоны.

Перейдем к видовому разнообразию. Всё это хранилище машин было заполнено самыми массовыми представителями военных грузовиков производившихся в СССР. Тут стояли и ждали своей участи КамАЗы, Уралы, ЗиЛы и ГАЗы. В одном месте даже притаился АТС-59Г (советский средний гусеничный быстроходный артиллерийский тягач).

Больше всего на этом кладбище хранилище было грузовиков от ЗиЛа и ГАЗа, что логично, ведь их выпускали несколько десятилетий и в немалом количестве. Например, ГАЗ-66 производили с 1964 по 1999 год (35 лет) и выпустили 965 941 машину. А ЗиЛ-131 производили аж 46 лет (1966 - 2012) и только в Москве было выпущено 1 038 144 экземпляров.

Естественно, что машины выпущенные в 60-х, 80-х и 90-х отличались друг от друга, все-таки прогресс не стоял на месте, но в целом основа была одна и та же.

Одними грузовиками это место не ограничилось. В разных местах в скоплениях техники попадались прицепы с дизельными электростанциями.

Техника стояла не только вдоль границы воинской части, она была еще и около построек и ангаров уже в глубине территории. Но особо идти туда не было желания. Хоть место казалось безлюдным, помня как выглядит КПП и вспоминая натоптанную тропу с пустыми коробками от ИРП (индивидуальный рацион питания), мы понимали, что солдаты тут где-то есть.

И это понимание нам подсказывало, что чем дольше мы находимся на этой территории, тем выше вероятность наткнутся на солдат. Причем не на патруль или караульного, а на тех, которые проходят через эти места в самоволку за алкоголем и продуктами. Поэтому мы просто уходим тем же путем, что и пришли сюда.

__________________________________________________________________________________________

¹Для тех кто подумал, что ответ - развал СССР, поясню. Это была одна из причин, но помимо этого были и другие, крах СССР это совокупность многих причин, а не одной.