806 подписчиков

Божественный брак Есфирь

Эта история начинается с конфликта, царя Артаксеркса и царицы Астинь.

Эта история начинается с конфликта, царя Артаксеркса и царицы Астинь. В третий год своего царствования, царь сделал «пир на весь мир», пригласив всех князей, всех военачальников и всех главных в своей империи, для того чтобы продемонстрировать им своё богатство и величие … И вот в самый разгар пира, он позвал царицу Астинь, для того чтобы похвастаться ещё и красивой женой. Какие были причины у царицы Астинь отказать царю мы не знаем, может голова у неё болела или просто настроение с утра было не очень, но по факту, она не пошла на пир к царю … Если бы она отказала царю наедине, может ничего страшного бы и не случилось, но отказав царю, в разгар пира, она выставила его в невыгодном свете перед всеми гостями. И понимая это, Артаксеркс, обращается к мудрецам за советом и получает ответ:

«Как поступить по закону с царицею Астинь за то, что она не сделала по слову царя Артаксеркса, объявленному чрез евнухов? И сказал Мемухан пред лицем царя и князей: не пред царем одним виновна царица Астинь, а пред всеми князьями и пред всеми народами, которые по всем областям царя Артаксеркса; потому что поступок царицы дойдет до всех жен, и они будут пренебрегать мужьями своими и говорить: царь Артаксеркс велел привести царицу Астинь пред лице свое, а она не пошла. Теперь княгини Персидские и Мидийские, которые услышат о поступке царицы, будут то же говорить всем князьям царя; и пренебрежения и огорчения будет довольно. Если благоугодно царю, пусть выйдет от него царское постановление и впишется в законы Персидские и Мидийские и не отменяется, о том, что Астинь не будет входить пред лице царя Артаксеркса, а царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше ее. Когда услышат о сем постановлении царя, которое разойдется по всему царству его, как оно ни велико, тогда все жены будут почитать мужей своих, от большого до малого».

Есф.1:15-20

Когда женщина на положении царицы, делает что-либо, автоматически это становится примером для всех придворных дам, а затем и всего народа. Если публично пренебрегать мужем нормально для царицы и царь это терпит, значит подобная модель поведения не только приемлема, но и предпочтительна для всех женщин в царстве … Поэтому, казалось бы, небольшой проступок Астинь, обернулся для неё, потерей своего положения …

Ну а дальше Артаксеркс, выпускает постановление о поиске для себя, новой жены и царицы… И вот Есфирь в числе многих других молодых и красивых женщин, попадает во дворец …

«Когда объявлено было повеление царя и указ его, и когда собраны были многие девицы в престольный город Сузы, тогда взята была и Есфирь в царский дом под надзор Гегая, стража жен. И понравилась эта девица глазам его и приобрела у него благоволение, и он поспешил выдать ей притиранья и все, назначенное на часть ее, и приставить к ней семь девиц, достойных быть при ней, из дома царского, и переместил ее и девиц ее в лучшее отделение женского дома. Не сказывала Есфирь ни о народе своем, ни о родстве своем…»

Есф.2:8-10

Есфирь оказалась в ситуации, когда она всего лишь одна из многих, у Артаксеркса множество жён и любовниц, но царица ему нужна одна. Есфирь никогда не сможет стать единственной, как предпочтительно в любом Божественном браке, однако её верность Богу и своему народу, даже в таких обстоятельствах, становятся Благословением как для неё, так и для Израиля …

Прежде чем предстать перед царём, Есфирь в течении года пребывает в царском гареме с другими девушками, где о них заботятся день и ночь, чтобы они могли предстать перед царём в самом лучшем виде. Каждой такой кандидатке в царицы, дают, всё чего она пожелает, в конце концов, между ними, тоже идёт соперничество и девушки ищут любых преимуществ друг перед другом. Однако, Есфирь проявляет скромность и не просит ничего, кроме уже определённого для неё, главным евнухом и это располагает к ней всю прислугу …

«Когда настало время Есфири, идти к царю, тогда она не просила ничего, кроме того, о чем сказал ей Гегай, евнух царский, страж жен. И приобрела Есфирь расположение к себе в глазах всех, видевших ее. И взята была Есфирь к царю Артаксерксу, в царский дом его … И полюбил царь Есфирь более всех жен, и она приобрела его благоволение и благорасположение более всех девиц; и он возложил царский венец на голову ее и сделал ее царицею на место Астинь».

Есф.2:15-17

Есфирь, с одной стороны заложница обстоятельств и её вместе с другими девушками придирчиво рассматривают со всех сторон, как товар в магазине, пытаясь определиться с выбором, а с другой стороны у неё есть шанс выиграть «джекпот» и взять главный приз. Однако будучи смиренной и покорной Богу, Есфирь, прежде всего остаётся сама собой. И вероятно, именно её качества характера и её внутреннее сияние и становятся главным фактором при выборе Артаксеркса, среди сотен не менее красивых женщин империи.

Далее события развиваются драматическим образом, царь возвеличивает, князя Амана превыше всех других князей. И в своей гордыне, Аман, видя, как один иудей не кланяется ему, решает истребить вообще всех иудеев, проживающих на территории Персии. Он приходит к царю, с прекрасным планом – иудеев всех убьём, всё их добро себе заберём - и мятежного народа, верующего в какого-то Бога не будет, и казне прибыток … Артаксерсу, правящему 127 областями от Индии до Эфиопии, нет вообще никакого дела, до какого-то мелкого, незначительного и разбросанного по всей империи народа и он отдаёт Аману, право решать судьбу евреев. Аман, недолго думая, рассылает гонцов во все области империи, с приказанием в один и тот же день убить всех евреев, включая женщин, стариков и детей, а имущество их разграбить …

Когда Есфирь узнаёт об этом, она сталкивается с дилеммой, с одной стороны промолчать означает, обречь весь свой народ на истребление, с другой стороны пойти к царю без приглашения, также верная смерть уже для неё и народу тоже это никак не поможет, ну и сроки поджимают, поэтому нужно что-то решать, и быстро …

«И сказала Есфирь Мардохею: пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну».

Есф.4:15,16

Есфирь решается, отправиться к царю и просить за свой народ, рискуя при этом своей жизнью. Она стала царицей и выиграла «джекпот», но вероятно её Божественный брак имел своей целью, только одно – добиться справедливости для её народа. И Есфирь, не сомневаясь ни минуты, принимает решение разделить судьбу своего народа, какой бы она ни была. Единственное, чего она хочет, это заручиться поддержкой Бога и поэтому все вместе они начинают пост …

А потом Есфирь идёт к царю:

«На третий день Есфирь перестав молиться, сняла одежды сетования и оделась по-царски, и сделавшись великолепною, призывая всевидца Бога и Спасителя, взяла двух служанок, и на одну опиралась, как бы предавшись неге, а другая следовала за нею, поддерживая одеяние ее. Она была прекрасна во цвете красоты своей, и лице ее радостно, как бы исполненное любви, но сердце ее было стеснено от страха. И стала она на внутреннем дворе царского дома, перед домом царя … Когда царь увидел царицу Есфирь, стоящую на дворе, она нашла милость в глазах его … и поспешно встал он с престола своего и принял ее в объятия свои … потом он утешил ее ласковыми словами, сказав ей: что тебе, Есфирь? И сказала она: я видела в тебе, господин, как бы Ангела Божия, и смутилось сердце мое от страха пред славою твоею, ибо дивен ты, господин, и лице твое исполнено благодати … И сказал ей царь: что тебе, царица Есфирь, и какая просьба твоя? Даже до полуцарства будет дано тебе».

Есф.5:1-3

Действительно ли Есфирь, видит в царе Артаксерксе, Ангела Божия? Искренние ли её слова? Конечно, ведь она смотрит на царя, исходя не от того каков на самом деле Артаксеркс, а он вероятно тот ещё тиран, если согласился истребить целый народ, не вдаваясь в детали … Есфирь смотрит на царя, с точки зрения Провидения и видит в этом браке Божественную руку и возможность исполнить своё Божественное предназначение и поэтому относится к царю, как к Божьему помазаннику …

Есфирь приглашает на пир и царя, и виновника всех бед Амана, после чего раскрывает им своё сердце:

«И сказал царь какое желание твое, царица Есфирь? оно будет удовлетворено; и какая просьба твоя? хотя бы до полуцарства, она будет исполнена. И отвечала царица Есфирь и сказала: если я нашла благоволение в очах твоих, царь, и если царю благоугодно, то да будут дарованы мне жизнь моя, по желанию моему, и народ мой, по просьбе моей! Ибо проданы мы, я и народ мой, на истребление, убиение и погибель ... И отвечал царь Артаксеркс и сказал царице Есфири: кто это такой, и где тот, который отважился в сердце своем сделать так? И сказала Есфирь: враг и неприятель - этот злобный Аман! И царь встал во гневе своем с пира и пошел в сад при дворце; Аман же остался умолять о жизни своей царицу Есфирь, ибо видел, что определена ему злая участь от царя. Когда царь возвратился из сада при дворце в дом пира, Аман был припавшим к ложу, на котором находилась Есфирь. И сказал царь: даже и насиловать царицу хочет в доме у меня … И повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мардохея. И гнев царя утих».

Есф.7:2-10

В конечном итоге, все недоброжелатели евреев понесли наказание, место Амана, занял Мардохей, дядя Есфири, Есфирь получила все материальные сбережения Амана, а народ иудейский зажил в мире и фаворе у царя Артаксеркса …

История Есфири показывает нам ещё одну сторону Божественного брака, которая заключается в исполнении высшего Божественного предназначения. У Есфири никогда не было настоящего супружеского единства с царём Артаксерксом, да это и невозможно, если у царя сотни жён и наложниц; у Есфири возможно даже не было детей от царя; и вполне вероятно, что в какой-то момент стареющей Есфирь даже была найдена замена и она доживала старость в одиночестве … Однако её влияние на царя в определённый момент времени было достаточно велико, чтобы Бог не только спас свой народ, но и возвеличил его настолько, насколько это было вообще возможно в тех обстоятельствах …