Найти тему
9,4K подписчиков

Самарская теннисистка готова начать поход за золотом в турецком чемпионате

   Екатерина Зиронова, фото: rttf.ru Самарское Обозрение
Екатерина Зиронова, фото: rttf.ru Самарское Обозрение

На этой неделе в Турции определится состав плей-офф национального чемпионата по настольному теннису среди команд Суперлиги.

В заключительном матче квалификационного раунда в составе Bursa BBSK сыграет и самарская теннисистка, вернувшаяся 10 дней назад с чемпионата России с двумя медалями. Как отразился на участниках чемпионата страны теракт в «Крокус Сити»? За что она регулярно получает «горчичники» на соревнованиях? И что означает крик «Чо»? Об этом неоднократная победительница и призер российских и международных турниров 22-летняя самарская теннисистка Екатерина Зиронова рассказала в интервью «СО».

— Довольны ли выступлением на чемпионате России?

— Преамбула такова, что за три недели до соревнований я травмировала руку. Поэтому особых надежд на одиночный разряд не было. Я понимала, что с такой рукой мне будет очень тяжело рассчитывать на битву за медаль среди «личников». Поэтому была задача максимально собраться с силами, настроиться и отдать все что есть в командном первенстве. Все прошло, как и было запланировано, и мы защитили титул действующих чемпионок России. Так что я считаю результат успешным.

— Тем более что одной медалью вы не ограничились.

— Да. К золоту в команде добавилось серебро в женской паре. Эта дисциплина тоже была мне изначально важна, не только потому, что нравится играть «пару», но и потому, что в прошлом году я ее тоже выиграла, и здесь мне было важно хорошо сыграть.

— Пока в Санкт-Петербурге проходил чемпионат России по настольному теннису, в Москве был совершен теракт в «Крокус Сити». Как эта ситуация отразилась на спортсменах, на самом турнире?

— Вообще, было очень плохое, гнетущее состояние у всех. Понимаете, вот вчера мы играли, были зрители, был праздник, азарт, а субботним утром мы с тяжелым сердцем заходим в пустой зал с оглушительной тишиной и начинаем день с минуты молчания. Я вообще расплакалась. Досматривала чемпионат я уже в трансляции — поскольку всех, кто в субботу по турнирной сетке, как я, не прошел и выбыл из соревнований, отправили домой. В зал никого не пускали, и после пятницы, 22-го, последующие дни играли без зрителей. Финал перенесли с воскресенья на понедельник. Ну, короче, все было очень, очень грустно. И даже победители не могли радоваться, даже просто улыбнуться. Ну, выиграл и выиграл, руки пожали — и разошлись.

— Какую оценку за сезон поставите себе по пятибалльной системе?

— Ну, за весь сезон еще рано оценки ставить — у нас как минимум еще три старта будет. А за ту его часть, которую мы уже прошли, поставлю 4. Как я обычно говорю: «Нормально, но могло быть лучше». Я не скромничаю, я точно знаю, что на паре соревнований могла выступить лучше.

— На каких именно?

— Например, несколько разочаровал командный клубный турнир, на котором я выступаю за «Самарочку». Считаю, что на нем могла сыграть намного лучше и больше очков в команде принести. Но что-то пошло не так. Впрочем, такое бывает. И не только в спорте.

— А какими турнирами вы довольны в таком случае?

— Командным турниром на Кубке России в сентябре. Мы там заняли третье место, но эта бронза, что называется, с золотым отливом. Дело в том, что, по сути, мы сыграли его вдвоем с Лерой (Валерия Щербатых — Прим. ред.). Так-то у нас в команде Маша Тайлакова, но в этот раз она играла во Франции и в составе была 15-летняя Анастасия Ильюченко. Так что по факту на тот момент в команде осталось два основных игрока — я и Лера. Свои матчи все я там выиграла. Да и вообще была в отличной форме. И мне кажется, что на сегодняшний день это мои лучшие соревнования были в этом сезоне. Но ведь он еще не завершен, и если вы мне зададите этот же вопрос где-нибудь в конце июня, возможно, я расскажу про другой турнир. (Улыбается.)

— Правда ли, что женская самарская команда 10 лет играет в одном составе — Тайлакова, Щербатых, Зиронова?

— Да, это так. С Машей (Тайлаковой. — Прим. ред.) мы знакомы еще с Нижнего Новгорода, а с Лерой (Щербатых. — Прим. ред.) — как раз с того времени, как я переехала в Самару 10 лет назад. И все это «самарское» десятилетие меня и всю нашу команду тренирует Артем Тарасов.

— Мария Тайлакова, Валерия Щербатых и Екатерина Зиронова — насколько разные теннисистки? Если одеть вас в одинаковую форму и закрыть лицо масками — как можно понять, кто в данный момент играет?

— Ну, со мной будет несколько проще — я левша, а девочки правши. Машу вы тоже сразу узнаете — она играет в очень быстрый теннис. Ну, очень быстро все делает, я бы даже сказала, что она самая скоростная спортсменка в России. Лера играет с большой силой удара — реально очень мощно, сильно. А я помимо того, что леворукая, хорошо чувствую мяч. Наверное, это компенсация за то, что у меня очень плохо двигаются ноги. (Смеется.)

— Как воспитанница секции настольного тенниса «Белые молнии» Дворца детско-юношеского творчества города Кстово Екатерина Зиронова оказалась в Самаре?

— Мои отношения с пинг-понгом начались практически с колыбели. Рассматривая наши семейные фото, вы увидите фотокарточку, где я в пеленках лежу на теннисном столе в зале, где проходят тренировки. Дело в том, что в этой спортшколе, про которую вы меня спросили, тренировался и тренировал детей мой папа — Андрей Николаевич Зиронов. Он часто брал меня на тренировки, а потом дал в руку ракетку. И поначалу для меня это было просто как игра — несерьезное и веселое времяпрепровождение. Но постепенно я училась то одному, то другому, и у меня стало получаться уже по-настоящему. Тогда родители решили, что пора более серьезно подходить к тренировочному процессу, а когда я начала более-менее прилично играть на детском уровне, то меня стали каждый день возить тренироваться в Нижний Новгород, к другому тренеру — Валерию Баранову. Когда пришло время, мы с Валерием Викторовичем (Барановым. — Прим. ред.) решили, что мне нужно расти и развиваться дальше, а для этого нужно переезжать. Выбирали между Екатеринбургом и Самарой. И в итоге остановились на Самаре — поближе к дому.

— Вы переехали сюда одна?

— Да. Мне было 12 лет.

— Каково вам 12-летней было уехать от папы с мамой?

— Не буду скрывать, было очень тяжело. Скрашивало расставание то, что я была не одна, а с такими же мальчиками и девочками. Мы жили, учились и тренировались вместе в школе-интернате. Родители каждые три месяца приезжали, и от этих встреч было полегче. Но, несмотря на тот стресс, который я пережила в связи с отъездом, сейчас должна сказать — я рада, что родители тогда поверили в меня, увидели перспективу и сумели решиться отпустить меня, хотя им тоже было очень непросто. Я очень благодарна папе, что он привел меня в этот вид спорта, всегда меня поддерживает и что он – самый мой главный болельщик. Я очень рада, что так все случилось.

— Бывали моменты, когда вам становилось настолько грустно, что вы готовы были чемоданы собирать домой?

— Такого, чтобы дело до чемоданов доходило, не припомню, а вот теннис бросить хотелось — да. Мне было лет 14, и я плохо выступила на соревнованиях. Вот тогда мне захотелось бросить спорт, но не потому, что мне грустно, а просто потому, что не получилось. Я настолько расстроилась, что захотела закончить историю с теннисом.

— В какой момент вы решили, что теннис может стать вашей профессией?

— По-настоящему вкус победы и сладость подиума я почувствовала лет в 11, выиграв первенство Европы по детям. И вот когда стояла на пьедестале почета, слушала гимн России, я впервые подумала, что это так классно, мне очень нравится, хочу этим заниматься, а еще ведь могу и деньги этим зарабатывать!

— А когда вы начали зарабатывать?

— Примерно лет с 11-12.

— Расставьте по ранжиру: личное первенство, парные соревнования, командный турнир.

— Наверное, номер 1 — это «пара». Очень люблю ее играть. Причем и женскую, и смешанную (микст). Ну очень комфортно себя чувствую в этом виде. Тем более я левша, а в тандеме с правшой — это самый удачный вариант. За «парой» последуют «команда» и «личники».

— То, что вы левша, помогает?

— Многие говорят, что с левшами играть неудобно. Кстати, и мне тоже. Возможно, это связано с тем, что 90% игроков — это правши, с ними я чаще всего играю и тоже к этому привыкла.

— А вы с двух рук играть не пробовали?

— Ну так, в шутку иногда, но всерьез — нет.

— В этом году в паре с Элизабет Абраамян вы стали вице-чемпионками.

— Да, мы играем с Элис с 13 лет. В прошлом году выиграли «пару» на России и международном фестивале студенческого спорта. В этом году не получилось подтвердить наш статус действующих чемпионок России — мы уступили в финале Маше Тайлаковой и Арине Слаутиной.

  📷
📷

— В финале командного турнира на чемпионате России с нижегородками вы вышли при счете 2:2 и принесли сборной Самарской области решающее очко и победу. В послематчевом интервью пресс-службе Федерации настольного тенниса России вы сказали, что, уже выходя к столу, знали, что делать, и спокойно начали играть без лишних эмоций. Вот на этих словах Мария и Валерия не сдержали смех. Это относилось к тому, что вы эмоциональный игрок?

— (Рассмеялась.) Они начали смеяться, потому что я пять раз произнесла слово «спокойно». Но не буду отрицать, да — я очень эмоциональный игрок.

— Что, и ракеткой можете запустить?

— Ну, нет, не настолько — это уж слишком. Но судьи меня нередко наказывают «горчичниками».

— За что же?

— Я очень много ругаюсь. Здесь должна сказать, что в настольном теннисе тоже есть желтые и красные карточки. У нас наказывают за грубость и неспортивное поведение. Но, например, в футболе крепкое слово от футболиста рефери могут пропустить мимо ушей. А в теннисе — что в большом, что в настольном — за это обязательно накажут. В упрощенном варианте это выглядит так: желтая как предупреждение, вторая желтая — и отдается одно очко сопернику. За третье нарушение соперника наградят двумя очками, причем вам покажут сразу желтую и красную карточки. После трех нарушений в одном и том же матче игра будет приостановлена, а игрок может быть дисквалифицирован решением главного судьи. Сразу скажу, что у меня дело до красных карточек не доходило. Но на прошедшем чемпионате России-2024 я, наверное, в трех матчах точно получила по желтой карточке.

— А слово «Чо», которое часто кричат теннисисты — это не ругательство?

— Нет. Это своего рода субкультура в настольном теннисе. «Хао Чо» означает «хороший мяч». Но произнесите «Хао». Слышите? Довольно слабый звук с открытым ртом. В отличие от «Чо», которое игрок кричит после выигрыша хорошего мяча.

— Сколько длилась самая затяжная встреча и сколько заняла самая коротая?

— Самая короткая — буквально 5 минут. Это бывает, когда соперник совсем слабый. А самая затяжная — часа полтора, и их было немало. Я не вспомню какие-то конкретно, но чаще всего такие матчи длятся с игроками защитного стиля.

— У вас есть в активе победа над китайской спорт-сменкой — Сунь Чен, причем на командном чемпионате России-2023.

— Да, это был клубный чемпионат. И китайские легионеры в российском чемпионате не редкость. Вот и за «Самарочку» играет с прошлого года китаянка Биньэ Жан. Кстати, опыт игры с китайскими теннисистками я начала получать еще в юношеском теннисе. Примерно с 14 лет мы каждый год ездили тренироваться на сборы в Китай. Поэтому мы плюс-минус понимаем, как они играют и что нужно делать с ними.

— Я думала, что китайцы скрытны в отношении своих методик.

— То, что они скрывают свои какие-то методики, это правда, как и то, что ты не найдешь их в открытом доступе. Но Биньэ Жан (кстати, она играла за сборную Китая), если к ней подойти и спросить что-то по тренировочному процессу, всегда постарается объяснить и поможет.

— То есть за «Самарочку» играет экс-сборница Китая?

— Могу предположить, что сборная в ней уже не особо нуждается, и, видимо, она сама тоже не особо хочет. Но игра у нее на хорошем уровне, вот ее и отпустили играть в Россию. Она весьма легко и быстро адаптируется — такая веселая девочка. Ну и мы хорошо ее приняли, постарались сделать все, чтобы она себя чувствовала максимально комфортно.

— А языковой барьер остался?

— Конечно, есть. Потому что китайцы в принципе все плохо говорят по-английски. Мы-то с девочками по-английски говорим, но она нас плохо понимает — только базовые вещи. Поэтому общаемся через переводчика. Но нужно сказать, что в процессе игры наши какие-то подсказки ей особо не нужны — сама все понимает. Поэтому мы просто ее поддерживаем какими-то простыми словами.

— Чему-то научились у нее?

— Именно у Биньэ Жан мне очень нравятся ее быстрые подачи. Я смотрю, как она это делает, и хочу научиться так же.

— Многие спортсмены из-за недопуска на международный уровень сетуют на отсутствие мотивации в сложившихся условиях. Насколько вам не хватает сейчас международных стартов? И какова ваша мотивация?

— Хороший вопрос. Конечно, все это мы тяжело переживаем, потому что понимаем, что сейчас как раз наш возраст рулит. То есть мы могли стать этим новым поколением российского тенниса, которое гремело бы в Европе и мире. Именно мы могли показывать очень хорошие результаты на международном уровне. И безумно жаль, что мы не можем этого сделать. Чтобы как-то поддержать нашу мотивацию, у нас в России стали много проводить дополнительных соревнований, в том числе и международных, именно с денежными призами.

— Сложно ли российскому теннисисту устроить себя в зарубежный клуб сейчас?

— Я же смогла. В этом году сама играю за турецкий клуб Суперлиги Bursa BBSK. Суперлига — это высшая лига в настольном теннисе Турции. В ней выступают 17 команд. В прошлом году Bursa BBSK завершила сезон на 9-м месте. Сейчас мы идем на втором месте, и надеюсь, что сможем завершить год на первом. Уровень турецкой Суперлиги заметно уступает российскому чемпионату. Но это тоже опыт, который никогда не бывает лишним. Кроме меня в команде играет еще одна россиянка, играют турчанки, иранки, теннисистка из Молдовы. Я езжу в Бурсу именно на матчи — на три дня: приезжаю, играю, делаю свою работу и уезжаю. Поэтому особо там ни с кем не общаюсь, кроме своей команды. Но зрители на матчи к нам приходят. Наверное, за своих все-таки болеют, но теннис там не особо понимают. Впрочем, нам не привыкать.

— Если честно говорить, у нас в России настольный теннис — массовый, но не очень популярный вид спорта. В чемпионате играют топовые игроки всероссийского и даже мирового уровня, и все-таки это «спорт-невидимка».

— Я думаю, что залы не наполняются, потому что люди просто не понимают, насколько это тяжелый и интересный вид спорта. Они искренне полагают, что это просто встал, ракеткой помахал, мячик поотбивал — и все. Если человек не вовлечен по-настоящему в настольный теннис, то ему очень трудно понять, что это не фигня какая-то, а настоящий олимпийский вид спорта. Ведь если в разговоре с незнакомцем, не посвященным в спорт, говоришь, что играешь в настольный теннис, то в лучшем случае на тебя посмотрят с некой жалостью. И я, вот честно, даже не знаю, как объяснить, что это на самом деле неимоверно тяжело. Наверное, пока каждый сам лично не попробует два часа у стола побегать, попрыгать, намотать за один матч 15 километров, параллельно отыгрывая 5 шахматных партий (поскольку в настольном теннисе не просто нужно мячик отбивать, чтобы в стол попасть, а еще и думать), — не поймет, насколько это трудозатратный вид спорта.

— Сколько максимально может длиться тренировка?

— Мы занимаемся настольным теннисом (именно за столом), ОФП (общефизическая подготовка. — Прим. ред.) и СФП (специальная физическая подготовка. — Прим. ред.). Тренировка длится два с половиной часа два раза в день. То есть пять часов ежедневно.

— Сезон закончится в июне?

— Да, впереди много соревнований. В России остался турнир «Топ 16 сильнейших спортсменов России», один парный турнир, клубный чемпионат России и плей-офф в Суперлиге. В Турции у меня последние финальные матчи в конце мая, там будем завершать клубный чемпионат, у нас остался один тур, а потом плей-офф с участием восьми сильнейших команд, где за медали будем бороться. И если мы займем первое-второе места в клубном чемпионате Турции, то в следующем сезоне сможем играть в Кубке Европы.

Я хочу сказать, что российских теннисистов в мире знают и уважают. Никто не сомневается в наших профессиональных качествах. Поэтому найти клуб «там» — проблем нет. Проблемы начинаются дальше, а именно — с документами, визой, логистикой — как добраться. Но нет такого, что «мы русских не берем».

Наши играют в Италии, в Испании, во Франции, в Чехии играли. Я тоже искала зарубежный клуб и думала играть, может быть, в Италии. Но в эту страну сейчас сложно оформить документы и добираться сложно.

С Турцией оформить отношения легче. Но я не могу сказать, что турецкий чемпионат — это предел моих мечтаний. На данном этапе это определенный опыт. Да, я в их рейтинге в топе, но я хочу расти и развиваться профессионально. А как будет складываться карьера дальше — покажет время. Я не сторонник бежать впереди паровоза. Вот нужно сначала этот сезон завершить, а уже потом думать, где играть в новом.

— Ирина Зобнина