В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ ИМЕНИ ФРОНТОВИКА ФЕДОРА СЛИПЧЕНКО ХРАНЯТ УНИКАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ СТАЛИНГРАДСКОГО ВРЕМЕНИ

Нижний поселок Тракторозаводского района Волгограда. Здесь, в считаных сотнях метров от Волги, в 1942 году проходил передний край обороны Красной Армии. Здесь героически сражалась с врагом сводная группа войск 62‑й армии под командованием полковника Горохова. Здесь же, в одном из зданий Волгоградского кадетского корпуса Следственного комитета России имени Ф. Ф. Слипченко, находится народный музей боевой и трудовой славы тракторозаводцев.

Нижний поселок Тракторозаводского района Волгограда. Здесь, в считаных сотнях метров от Волги, в 1942 году проходил передний край обороны Красной Армии.

МГНОВЕНИЕ БИТВЫ НА ВОЛГЕ

Появился этот музей в 1970 году в стенах бывшего мужского педагогического лицея по инициативе фронтовика, народного учителя СССР Федора Федоровича Слипченко.

Множество уникальных экспонатов, документов, фотографий собрано в этом музее, но в их числе особо следует назвать диораму Сталинградской битвы.

Создана она была, о чем многие не знают, годом ранее музея-панорамы Сталинградской битвы. Художественное полотно длиной двадцать семь и высотой пять метров, ярко и выразительно передающее события, происходившие в северной части Сталинграда на исходе лета 1942 года. В те дни от Дона к Волге, к Сталинграду шел мощный поток 14‑го танкового корпуса под командованием Густава фон Виттерсгейма.
Создана она была, о чем многие не знают, годом ранее музея-панорамы Сталинградской битвы. Художественное полотно длиной двадцать семь и высотой пять метров, ярко и выразительно передающее события, происходившие в северной части Сталинграда на исходе лета 1942 года. В те дни от Дона к Волге, к Сталинграду шел мощный поток 14‑го танкового корпуса под командованием Густава фон Виттерсгейма.
Его встретили здесь, на орловских высотах, девчата с винтовками, стоявшие возле зенитных орудий, рабочие в промасленных спецовках, сидевшие за рычагами танков, только что вышедших за проходную тракторного завода.

– В 1979 году по инициативе Федора Слипченко в Волгоград прибыл для этой работы художник-баталист, будущий народный художник России Михаил Ананьев, – рассказывает историю создания диорамы Александр Козырев, педагог-организатор кадетского корпуса. – Два года он трудился над созданием диорамы. Осматривал местность на севере нашего города, встречался с ветеранами войны, делал наброски.

Местом, которое изображено на первом плане диорамы, стало по решению художника русло местной речки Мокрая Мечетка.

Там 29 августа 1942‑го в два часа ночи только что переброшенная через Волгу 124‑я отдельная стрелковая бригада сменила на этих рубежах ополченцев и перешла в наступление.

Поэтому на диораме наряду с воинами-гороховцами изображены и ополченцы Сталинградского тракторного завода. Это, к примеру, комсомольцы Тимошенко и Гаврилов. Петр Тупиков – парень в тельняшке, с автоматом в руках, служивший до войны матросом на Балтийском флоте.

ИХ ЗНАЮТ, КАК СВОИХ РОДНЫХ
ИХ ЗНАЮТ, КАК СВОИХ РОДНЫХ

Все люди, изображенные на диораме, имеют свои реальные прототипы героев, сражавшихся на этих рубежах в 1942‑м. Например, это командир батальона Вадим Ткаленко, поднимающий своих бойцов в атаку, – он начал войну будучи лейтенантом, а окончил ее в звании полковника. Старшина Полозков, рванувшийся в атаку с двумя гранатами в руках. Артиллерист Гудошников, подбивший из обычной противотанковой пушки немецкий бомбардировщик «юнкерс», шедший на бреющем полете.

Терентий Данилов, разведчик 124‑й бригады, взявший в плен очень нужных «языков» – двух немецких танкистов. Дуся Дмитриева, медсестра-разведчица 124‑й стрелковой бригады, а ее однополчанка Маша Горбанева изображена на диораме даже дважды – как медсестра и как пулеметчица!

– Два тополя, – говорит Александр Козырев, – которые виднеются вдалеке, на заднем плане диорамы, и сейчас стоят на Нижнем поселке тракторного завода, на территории кадетского корпуса. Вы можете увидеть их из нашего окна...

АЛЛЕЯ СЛАВЫ...
АЛЛЕЯ СЛАВЫ...

Мы переходим в самый большой, главный зал народного музея. В свое время для его создания по решению Федора Слипченко были снесены стены, разделявшие несколько классов лицея.Тогда Федор Федорович получил за это свое самоуправство выговор с занесением в личное дело.

А теперь этот зал – одна из ярких страниц музея, где можно узнать многое о воинских частях, соединениях, оборонявших север Сталинграда от врага, увидеть их знамена, фотографии бойцов и командиров.

Прежде всего, здесь привлекает внимание Аллея Славы – расставленные на всю длину зала бюсты военачальников и героев Сталинградской битвы работы самых разных скульпторов. На картине, переданной музею ветеранами битвы на Волге, изображено, как получали оружие ополченцы тракторного завода перед уходом на позиции. А на стене в этом зале висит шашка полковника Сергея Горохова, с которой он шел по Красной площади на Параде Победы 24 июня 1945 года.

Рядом портрет и бюст ветерана Лидии Пластиковой – именно Лидия Степановна, о чем сейчас знают немногие, вместе с председателем Сталинградского комитета обороны Алексеем Чуяновым получала из рук Иосифа Сталина большой рыцарский меч, подарок сталинградцам от короля Великобритании Георга VI.

В этом же зале можно увидеть мундир и личные вещи Никиты Хрущева, члена военного совета Сталинградского фронта, переданные музею его сыном Сергеем. Как и портрет Никиты Хрущева, вышитый золотошвейками и подаренный ему в День Победы, 9 мая 1945 года.

...И КАБИНЕТ МАРШАЛА
...И КАБИНЕТ МАРШАЛА

В народном музее можно также побывать и в личном кабинете Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Василия Чуйкова. Он был передан музею супругой Василия Ивановича Валентиной Петровной – она в 1983 году приезжала в Волгоград на годовщину похорон Василия Чуйкова и приходила тогда в этот музей.

Высказала слова удивления и одобрения и пообещала, что передаст сюда личный кабинет маршала, который был у него, когда Чуйков командовал советскими войсками на территории Германии. И действительно передала его народному музею вместе с личным архивом Чуйкова.

Множество документов, рассказывающих о Василии Чуйкове, можно увидеть в этом зале, в том числе грамоту 1970 года о присвоении Василию Ивановичу Чуйкову звания почетного гражданина города-героя Волгограда.

Здесь же – личные вещи маршала, его мундир, бекеша, которая была с ним всю войну, копия знамени 8‑й гвардейской армии из кабинета Чуйкова.

Даже шторы на окнах здесь – из бывшего личного кабинета Чуйкова. Есть шахматы, найденные разведчиками 62‑й армии в одном из разрушенных зданий Сталинграда и подаренные командарму.

И легендарный листок с написанной на нем молитвой, которую дала Василию Чуйкову его мама, отправляя сына на войну.

Эти строчки Василий Иванович всю войну хранил под своим партбилетом.

– Мебель, которую вы здесь видите, – поясняет Александр Козырев, – была предоставлена для оснащения кабинета Чуйкова правительством ГДР в 1948 году. Изготовили ее в свое время для фашистских генералов, поэтому структура дерева на кресле маршала неоднородна. На верхней части была фашистская свастика, ее заменили пятиконечной звездой.

Нижний поселок Тракторозаводского района Волгограда. Здесь, в считаных сотнях метров от Волги, в 1942 году проходил передний край обороны Красной Армии.-6

ГОВОРЯЩАЯ ИСТОРИЯ

Большая дружба связывала маршала Чуйкова со скульптором Евгением Вучетичем. Тому подтверждение – фото, подаренное Вучетичем Чуйкову, которое можно увидеть в народном музее.

Надпись, сделанная на ней, прекращает все споры относительно того, кто именно был прототипом скульптуры «Стоять насмерть!» на Мамаевом кургане.

На снимке такие слова: «Василию Ивановичу Чуйкову, моему дорогому прототипу скульптуры». И подпись – Евгений Вучетич…

Рядом – набор пластилиновых статуэток, эскизов будущего памятника Чуйкову, созданного в Волгограде его сыном Александром.

– А вы знаете, кто позировал ему при создании этого памятника? – спрашивает Александр Козырев. – Не кто иной, как Федор Слипченко! Хотя Федор Федорович не был похож лицом на Василия Чуйкова. Но скульптору важно было то, как лежат складки плащ-палатки.

В числе других фото, хранящихся в личном кабинете Чуйкова, – снимок обугленного трупа Йозефа Геббельса, министра пропаганды фашистской Германии. Василий Чуйков получил это фото от своих подчиненных 3 мая 1945 года в Берлине, а супруга маршала Валентина передала снимок в Волгоград.

И это далеко не вся уникальная коллекция народного музея, создавать которую начинал фронтовик Федор Слипченко. Сейчас ребята, которые учатся в этом кадетском корпусе, могут изучать Сталинградскую битву не по учебникам – история здесь говорит сама за себя.