Найти тему

Чтение от 1 года до 2 лет

Оглавление

Ребенок читал* сам

1. Начну сразу с хита, серия книг про стороны света изд. Азбукварик, 2011 г.

У меня есть только "Европа", "Азия" и "Африка" (всего в серии 6 книг). Я пыталась найти недостающие на Авито еще в 2015 году, когда росла старшенькая, но уже тогда мне это не удалось. На мой взгляд, это шедевральная серия для годовасиков. Старшенькой я ее купила что-то в районе 3 (4?) лет и тогда мне показалось, что информация в книге подана избыточно скупа, хотелось большего. С младшенькой я поняла, что просто 3-4 года для этой книги - это поздно, ребенку в 3-4 информации надо сильно больше. Но для 1-2 лет прям самое то.

-2

Это озвученные книги: по большой прямоугольной кнопке включается общая ознакомительная песенка, по круглым небольшим - звуки о которых говорится в книге, изображение на кнопке дублирует изображение в книге.

Младшенькая засмотрела, залистала, будь картон менее прочным, книги почили бы в бозе давным-давно.

2. Второй хит моего ребенка в возрасте более близком к 1, чем к 2 - это книга "Тук! Тук! Кто там?" Микаэла Морган и Дэвид Уолкер, изд. Мозаика Синтез, 2013г.

-3

На каждой странице нарисована дверь, и ребенку надо открыть ее, чтобы увидеть, кто пришел в гости к главному герою, а прежде чем открыть, в дверь можно постучать. Постукивание правильно оречевить - тук тук - так у ребенка формируется связь между действием и словесным выражением. Моя младшенькая настолько полюбила делать этот "тук тук", что начала стучать в обложки всех книг вообще. По-моему, она думала, что любую книгу правильно открывать по стуку :-).

-4

Напечатана на тонком картоне, быстро и легко рвется.

3. Картонные книги с марионетками - еще одна любовь ребенка. Кажется, марионетки с улицы Сезам, там в углу есть эмблема, но ручаться не могу потому что не смотрела ни единой серии.

-5

По сюжету куклы ходят к врачу, качаются на качелях, катаются на велосипедах и тд. те совершают привычные ребенку повседневные действия. Книг, построенных на этом принципе, довольно много. Я встречала подобные в магазинах еще со старшей дочкой, но тогда мне казалось, что это фу, какая гадость, потому что они не художественные. Чего там читать, недоумевала я, зачем такие книги вообще покупать ребенку? А потом старшая принесла с книжной ярмарки в своей школе эти книги и младшенькая залипла. У меня же рухнул еще один стеклянный замок ))).

4. И еще книга, которая зашла, издательство, вроде, Bendon, год не указан. Про животных.

-6

По состоянию понятно, насколько зашла ))).

-7

5. Книги про числа, у нас такие:

-8

Из них зашли две, обе издательства priddybooks. Такие:

-9

Никакому счету до 10 я с года до двух не учила, по лого-диагностике ребенку в 3 года положено знать всего лишь "одно, два, много" и все. Поэтому никакой дрессуры, простое рассматривание картинок, называние изображенного.

-10

5. Про цвета у нас всего две книги, такие:

-11

Почти весь год, те почти до 2х лет абсолютным хитом была правая, красненькая. (изд. priddy books). Младшенькая бесконечно досталавала ее с полки, листала, разглядывала, указывала пальцем и называла изображенное.

красненькая внутри
красненькая внутри

Примерно в 1,10 она открыла для себя вторую (слева на фотографии) и вполне с удовольствием ее листает. Изд. Really Decent Books.

И последним будет стопочка всего подряд, что Женя в период с года до двух листала с регулярностью.

-13

Вот, собственно, и весь набор книг, который привлекал мою младшенькую в обозначенном возрастном диапазоне. Я ниже расскажу о том, что еще читали и смотрели, но мне важно отметить, что в целом в возрасте 1-2 года мой дитеныш воспринимал книги больше как игрушки. Она предпочитала книги музыкальные, книги с клапанами, книги в которых можно за что-то потянуть или передвинуть бегунок, и книги-панорамы, которые можно разодрать, чтобы посмотреть, что внутри.

Читал взрослый ребенку**

Усидчивость ребенка в возрасте 1-2 года минимальна (насколько я помню, для 2х лет это 2 минуты), но в целом, по моим наблюдениям, дети какой-то объем текста все-таки слушают, например, вспомните классическую рекомендацию читать детям на ночь. То есть хотя бы что-то, хотя бы пару стихов Агнии Барто или одного Мойдодыра/Айболита. Мой дитеныш не слушал. Совсем. Неважно, как выразительно я читала и на сколько голосов раскладывала героев. Неважно, с физической книги я читала или на память. Неважно, винтаж ли или современное. Неважно, длинное или короткое. Неважно, кто читал, я, папа или сестра. Не слушала ничего. Убегала в гостиную, в подвал, т е максимально далеко.

У меня уже был один такой клиент: старшенькая. Та тоже не могла слушать от слова "совсем", она ходила колесом, стояла на голове, напевала... СДВГ не СДВГ, но какой-то вариант neurodivergent. Я пока не буду делать далекоидущих выводов о младшенькой, просто отмечаю ее неслушание текстов как факт.

Что я делала? Методично продолжала предлагать книги, не читать, хоть рассматривать. Ближе к 2м годам ребенок открыл для себя игры с тенью, я сделала несколько наборов для театра теней. Успех переменный, больше заходили не наборы, а изображение руками.

-14

Сама я рисую плохо, поэтому в основном я находила готовые наборы в интернете и копировала. Картон брала из упаковок, шпажки для фигур - это палочки для кофе, источник света - налобный фонарик, экран - светлая стена.

Но, повторюсь, в целом, зайчик или волк сложенный руками попадал в ребенка лучше, чем готовые наборы, некоторые из которых она довольно быстро уничтожила.

Кроме театра, читали и рассматривали такое.

Чуковский, наш набор на фотографии ниже, мне обе книги нравятся, обе неплохие по иллюстрациям и их согласованности с текстом. Но все изданы не вчера, поэтому вряд ли есть смысл писать издательство и год. Просто как идея - читать ребенку Чуковского.

-15

Ругают Чуковского в основном за содержание - мол, совсем уже доисторические реалии для ребенка в 2024 году. И в целом я согласна с позицией "не надо предлагать ребенку винтаж" (особенно для первого самостоятельного чтения, это просто ужас когда так делают), но конкретно Чуковский - мое исключение. Я его люблю.

В первую очередь, люблю за внятную четкую рифму. Я считаю, что ребенку 1-2 лет важна именно такая вот маршевая четкость, которую можно отстучать, оттоптать, отхлопать.

Во вторую очередь, люблю за краткость изложения при сохранении емкости и сочности.

В-третьих, люблю за простоту используемых слов.

Наизусть я помню некоторые стихи, а также "Мойдодыра", "Айболита", "Муху Цокотуху" и "Телефон", все вполне годны на 1-2 года. "Бармалея", "Краденое солнце", "Федорино горе", "Тараканище" и прозаическое изложение "Айболита" я лично оставила на после 2.

Барто, у нас такая:

-16

Я Барто не люблю за просоветскость. Вчитавшись в непросоветские, а вполне универсальные Бычка, Мишку и Зайку осознала, что они пессимистичны. Но длина и рифма подходят возрасту 1-2 прекрасно. Да и в младшенькую явно попал стих про Таню и мячик. Ну и нехай.

Со стихами у нас есть книга, которая мне нравится сильно больше вышеупомянутой Барто. Это сборник авторов разных лет, прикреплю оглавление. Женек не шибко слушал, правда, так что, скорее всего,- будем к книге еще возвращаться.

-17

Закончить я хочу своей любовью - Свеном Нурдквистом и книгами про Петсона и Финдуса. У меня есть все про них, что было издано на русском языке, от хрестоматийных "Охоты на лис", "Именинного пирога" и "Механического Деда Мороза" до развивающих книг и пазлов.

С Женечкой начали знакомство с Финдусом с книжки-картонки "Четыре секрета Финдуса".

Фото с ozon
Фото с ozon

По сюжету Финдус спрятал секретики в разных местах усадьбы чтобы Петсон их искал, по мере обнаружения все новых секретиков старик догадывается, что коту захотелось блинов, они их пекут и потом едят.

Мне почти не удавалось читать текст - не слушает деточка, писала об этом выше - но я же могу его пересказать максимально упростив и сократив, не правда ли? К 2м годам удавалось за раз пролистывать три разворота подряд. Женечек искал секретики Финдуса, по просьбе показывал другие предметы. Любимый ее разворот самый последний, где герои чаевничают под большой раскидистой яблоней. Наверное, от того разворот любим, что сама Женя очень любит есть.

Заканчивая статью, посетую на нехватку книг стихов Маши Рупасовой, насколько я помню, они очень даже прекрасны в диапазоне от года до двух. Еще больше мне не хватает возможности прийти в оффлайновый магазин и набрать там несколько десятков подходящих по моему разумению книг. Но я благодарна и за тех книги, которые у нас есть. Их вполне достаточно и по форме, и по содержанию.

* "сам читал" надо понимать как "сам доставал, сам листал, сам проявлял интерес".

** Делением на "ребенок читал сам" и "читал взрослый ребенку" я попыталась разграничить читаемые книги на два крупных раздела. Понятно, что это деление условно, понятно, что книги из раздела 1 ребенку тоже читал взрослый. Но я надеюсь, моя мысль понятна.

#книги #детскиекниги #чтопочитать #дети #детскаялитература #отгодадодвух #литература #детскаялитература