159 подписчиков

Syberia

770 прочитали

Кажется, что когда ты стоишь на вершине, то тебя может сбросить даже самый легкий ветерок. Но иногда ты спотыкаешься сам. Доброго времени суток, любители игр, на связи Анна Кузьмина и эта статья о падении серии игр Syberia.

Раз уж мы начали рассуждать о жанрах более спокойных, так давайте поговорим об одной из самых известных игр жанра “квеста” или, кому удобнее “головоломки”, “point-and-click квеста”. Первая часть серии вышла в 2002 году, ее хвалили за графику и сюжет, а в то время выходило достаточно много квестов, так что довольно многого стоила похвала отдельно взятой игры. Бенуа Сокаль стал известным автором, а студия Microïds издала, не побоюсь этого слова, этот шедевр. Здесь хорошо выглядит каждый “экран” квеста, каждый персонаж индивидуален, загадки логичны (хотя некоторые и заставляют пойти подглядеть в прохождении, они вполне решаемы самостоятельно), а локализация на русский выполнена прекрасно, на озвучке — состав актеров из театра и кино. Спокойная, размеренная игра про поиск некоего Ганса Форальберга - единственного наследника фабрики автоматонов, которую хотела выкупить компания главной героини Кейт Уолкер. Что может пойти не так в последующих частях?

Все мы знаем поговорку про вторую часть франшиз, и то, что зачастую именно они самые неудачные, и что они меняют направление в неправильную сторону… И хотелось бы мне сказать, что вторая часть “Сибири” обошла эти стереотипы стороной. Но, увы, нет. «Syberia II» вышла в 2004 году, частично впитав в себя долю стимпанка, оставив атмосферу первой игры и шикарную локализацию в полной мере, всё же утратила свой шарм. Кейт изменилась в характере, да настолько резко, что “рост персонажа”, который всегда мною приветствуется, кажется, произошел за кадром. Если в первой игре героиня была доброй, немного наивной, вежливой, смекалистой, то во второй игре мы начинаем путешествие за дерзкую барышню, которой постоянно необходима помощь. Нет, она не становится самостоятельной (таковой она была в первой игре), наоборот, она становится слишком нервной и безрассудной. И тут мы видим как сюжет идет в тартарары. Да и цель приключения теперь еще более расплывчата: если найти человека - реально, то таинственную “Сиберию” с мамонтами - фантастично. И поверив лихорадочному Гансу, Кейт бежит и падает достичь чужой мечты, полностью отрекаясь от своих ценностей и стремлений, посылает к чертовой матери коллег, не сочтите за тавтологию, собственную мать, подругу, работу и полностью уходит к жизни отшельника (ведь в конце игры, когда Кейт всё же находит “Сиберию”, Ганс уходит (читать: умирает) с мамонтами, автоматон Оскар, который провожал ее с первой части по всем локациям тоже покидает ее, а дома ее уже никто и не ждет). Но всё же, не могу жаловаться на техническую составляющую игры, она выполнена хорошо, загадки стали сложнее, нет “багов” и в целом играется плавно.

Но, спросите меня, неужели после того, как компания путешественников достигла своей цели (хоть и потеряв двух из трех ее членов), история всё не заканчивается? Мы достигли “хеппи энда” с оттенком грусти, но всё же приключение завершено. А я вам отвечу: “категорически нет”. Syberia 3, игра, после которой мне, а я выросла на “Сибири”, расхотелось играть даже в первую часть. Но давайте по порядку. Вышел “шедевр” в 2017 году, спустя 13 лет. И в этом таится проблема. Бенуа Сокаль категорически не хотел продолжения истории, но успех был фантастичен, поэтому попытки создать третью часть началась в 2009, в 2011 она провалилась, затем права выкупила другая студия, а Сокаль все еще отвечает за художественную часть ( и она, спешу заметить, хороша, хоть сюжет и дрейфует на грани сумасшествия, но что вы хотели от Сокаля, которого буквально заставили его написать). Сразу скажу о технической части: это отвратительный неоптимизированный ужас, который не пойдет на игровых ноутбуках даже 2021 года издания, а если и пойдет, то с багами, лагами (и снесет звуковую карту, покойся с миром, добрый друг). Ладно, если бы на этом проблемы игры закончились в плане играбельности, но нет. Загадки стали буквально элементарными, вам не придется думать ни над чем, кроме финальной головоломки, но и сделаны они отвратительно, вы скорее технически не сможете исполнить то, что от вас требует игра, нежели не додумаетесь до ответа. А что касается наконец-то ходящих NPC? А они руинят ходьбу главной героини. Вы спокойно можете застрять в куче маленьких юколов и надеяться, что вам удастся выбраться (сохраняйтесь почаще, к тому же игра вылетает). И таких не очень приятных моментов — масса, да и ходить вам придется чересчур много от одного активного элемента до другого, так что можно спокойно сказать, что эта игра скорее симулятор ходьбы, нежели замудренный квест. А что с сюжетом? Мы поняли, что игру не доделали в тех.плане, что атмосфера неплоха, кстати, локализация здесь просела, что касается и перевода и озвучки. Сам сюжет — это полный мрак. И у меня нет других слов, чтобы описать происходящее здесь мракобесие. Кейт вылавливают из реки юколы, а потом отдают ее и своего лидера в лечебницу, которой заведует русская шпионка и хочет ее передать войскам. Кейт теперь бежит и от русских и от детектива с родины, а сама не понимает куда она бежит, у нее нет плана, домой она не планирует возвращаться, поэтому она выбрала для себя целью сопроводить юколов в их страусином переходе, где по пути воскрешает Оскара, проходит через радиационный город, разгадывает загадки других отшельников в заброшенном городе и в конце попадает в рабство русских контрабандистов. Финит. То есть, я не иронизирую, это буквально вся составляющая сюжета, просто пробежка насквозь, чтобы завершить страусиный переход. Ни идеи, ни мечты, ни философии. Зато есть социально-политические повесточки, и, да, в следующей части их намного больше.

Syberia: The World Before (2022) – апогей падения серии. Если в трех играх до были загадки, то тут игра больше походит на игры серии Telltale, интерактивный фильм да и только. Кейт, кстати, здесь более не проявляет трепета к мужскому полу, если понимаете о чем я, и это очередная повестка, которая меня несколько раздражает, потому что в самой первой части она была помолвлена, пока Кейт потихоньку начинала жить чужими мечтами, ее подруга увела жениха (а потом неоднократно звонила, просила образумиться и вернуться, и в этой, 4-ой части, она начнет также наседать на героиню по поводу «ты бросила всех своих родных и близких», хотя в момент, когда подружка крутила романы с молодым человеком, Кейт всё еще планировала уехать домой, и измена стала одним из толчков в пропасть), но она не выражала интереса более ни к кому. Да и новый любовный интерес умирает сразу после того, как мы с ним знакомимся, а потому не испытываем ни сочувствия, ни сострадания, а скорее замешательство и растерянность. Но пол беды с персонажами, которые приходят и уходят для того, чтобы навести еще больше ненужного драматизма, я познакомлю вас со вторым главным персонажем. Встречайте, друзья, Дана Роуз — сейчас будут спойлеры, я вас предупреждала — бабушка Кейт Уолкер, у которой забрали дочь и главная загадка как раз таки узнать кем приходится эта женщина. У Кейт абсолютно нет якоря, она просто идет и идет, останавливается в гостинице после побега от контрабандистов, в «рабстве» (буквально сказано в игре) натыкается на фотографию некой пианистки Даны Роуз, и МОМЕНТАЛЬНО ставит себе цель узнать кем она была, потому уже в городе расследует историю абсолютно рандомного человека, потому что причины. Ладно, причина была. Любовь всей жизни, с которой Кейт провела некоторая время сказала, что было бы интересно узнать, кем была девушка с фото, ВЕДЬ ОНИ ТАК ПОХОЖИ ВНЕШНОСТЬЮ С КЕЙТ. И так она ходит по одному городу включая его окрестности, влезает в чужие дома, читает морали всем вокруг, получает ментальных тумаков от своей «подруги» по телефону и… видит галлюцинации. Да, теперь героиня ещё более нестабильна (да и впадает в панику, тревогу и агрессию с пол оборота). По пути она снова воскрешает Оскара (видимо, сценаристам очень понравилась идея постоянного уничтожения и воскрешения одного и того же персонажа). Так вот, Дана. Дана – самый адекватный человек с момента второй игры серии, и играть за нее – одно удовольствие. Она - смекалистый, благоразумный, честный, открытый и искренний человек. Судьба у нее не из приятных: она пережила войну, похоронила любимого мужчину, родила ребенка, которого у нее отобрали и подкинули на его место мертворожденного младенца, но занималась любимым делом и дожила до старости одна. Именно в преклонном возрасте она встретилась с Кейт, так как у них, оказывается, одна и та же страсть – игра на пианино. (О таком пристрастии Уолкер мы узнаем только сейчас, не удивляйтесь, сценаристам плевать, они перекроили всё, что могли), а после молчаливо ушла доживать свой век. Зато Кейт знакомится с другом-обезьяной своего дедушки (он расследовал существование исчезнувшего звена в эволюции человека и нашел его), и бежит с ним в последний момент, передумав возвращаться домой (где главным моральным маяком была умершая мать). Ничего не изменилось, мы остались, в плане характера персонажа, да и сюжета, в той же яме, в которой оказались в третьей игре. И можно было бы простить техническую часть, можно было бы простить несостыковки геймплея и жанра, багов нет, игра оптимизирована и не вылетает, но как же всё портит один единственный сюжет. А самое, на мой взгляд, ужасное, что критики хвалят эту игру. Судя по статистике, игра одна из самых примечательных за 2022 год с баллами 78/100 и 82/100. И, пожалуй, я смею с ними не согласиться,учитывая всё выше сказанное. Мне крайне жаль, что игра, которая заставляла думать, вовлекала в ИНТЕРЕСНЫЙ сюжет крайне незамысловато и абсолютно параллельно основному расследованию, превратилась в очередную интерактивную киношку с повестками. Тем временем концовка открытая, вероятно, если Koalabs и
Microids посмеют после смерти Сокаля продолжить серию игр, нас ждет еще более упрощенная версия легендарной «Сибири».

Я настоятельно вам советую поиграть в первые две серии и завершить для себя приключение именно там, в мрачной хорошей концовке между вечными снегами и исчезнувшими мамонтами. Но если захотите продолжить, представьте, что это разные игры. Разные игры и Сокаль сам не хотел продолжения. Разные игры и разное время. С вами была Анна Кузьмина, рубрика «поп-культура», и я всё еще советую вам играть только в хорошие игры, а о плохих расскажем мы. До встречи в следующей статье!

Кажется, что когда ты стоишь на вершине, то тебя может сбросить даже самый легкий ветерок. Но иногда ты спотыкаешься сам.-4