11 подписчиков

Гофман Э.Т.А. Шак Калло. Крейслериана// Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Хрестоматия историка литературных материалов.

Гофман Э.Т.А. Шак Калло. Крейслериана// Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Хрестоматия историка литературных материалов. – М.: Высшая школа. 1990. – с. 94-102

Гофман Э.Т.А. Шак Калло. Крейслериана// Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Хрестоматия историка литературных материалов. – М.: Высшая школа. 1990. – с. 94-102  Целое из отдельного.

Целое из отдельного. Мастерство Калло:

«Ни один мастер не умел лучше Калло в малом пространстве разместить множество предметов, которые не затрудняя зрения, выступают рядом друг с другом даже выходят друг в друга, так что все отдельное представляется отдельным, но в то же время принадлежит к целому.» (с.94)

Про неповторимый стиль Калло:

«Строгие ценители искусства могут упрекнуть его в незнании подлинной группировки, а равно и распределения света; его искусство идёт, однако, дальше правил живописи или, лучше сказать, его рисунки – только отражения причудливых картин, рождавшихся в его необыкновенно возбуждённой фантазии. Ведь даже в сонетах, взятых им из жизни, - в его шествиях, сражениях и т.п. – всегда чувствует глубоко индивидуальный, задорный почерк, придающий его фигурам что-то странно знакомое и вместе с тем непривычное.» (с.95)

Отражение смелости Калло в его произведениях:

«Как прекрасно, что Калло и в жизни был так же смел и дерзок, как и в своих рисунках, созданных уверенной и сильной рукой. Рассказывают, что, когда Ришель потребовал от него, чтобы он награвировал взятие своего родного города Нанси, он смело объявил, что скорее отсечёт себе большой палец, чем увековечит свои талантом унижение своего государства и родины.» (с.95)

Крейслериана. О музыкальных страданиях капельмейстера Иогана Крейслера.

«Поистине ни одного искусство не подвергалось столь бесконечному и гнусному злоупотреблению, как дивная, святая музыка, нежное существо которой так легко освернить.» (с.96-97)

О высоком значении искусства, в частности музыки.

«Цель искусства вообще – доставлять человеку приятное развлечение и отвращать его от более серьёзных или, вернее, единственно подобающих ему занятий.» «Блестящее мастерство музыки перед всяким другим искусством заключается также в том, что она в своём чистом виде нравственная и потому ни в коем случае не может иметь влияния на восприимчивые юные души.» (с.98)

Музыкальное искусство – другой мир. Инструментальная музыка Бетховена.

«Музыка – самое романтическое из всех искусств, пожалуй, можно даже сказать, единственно романтическое, потому что имеет свои предметом только бесконечное. Лира Орфея отворила врата ада. Музыка открывает человеку неведомое царство, мир, не имеющий ничего общего в внешним, чувственным миром, который его окружает…» (с. 99)

«Инструментальная музыка Бетховена также открывает перед нами царство необъятного и беспредельного. Огненные лучи пронизывают глубокий мрак этого царства… и только в этой муке, что поглощает, но не разрушая нашу грудь совершенным созвучием всех страстей, продолжаем мы жить и становимся восторженными духовидцами.» (с.100)

Музыка Бетховена – сущность романтизма.

«Музыка Бетховена движет рычагами страха, трепета, ужаса, скорби и пробуждает именно то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма.» (с.100)

Музыка - праязык природы.

«О музыка! С неизъяснимым трепетом, и даже страхом, произношу я твоё имя! Ты – выраженный в звуках праязык природы!» (с.102)