Деревня, где родился Коля Скоморохов, носила довольно комичное название: Лапоть.
Она и сейчас стоит в Саратовской области, только в 1961 году была переименована в село Белогорское.
Будущего летчика, дважды героя Советского Союза в летной школе поначалу называли "Лапоть Саратовский".
Позднее его стали называть Скоморохом, наверное, из-за фамилии Скоморохов.
Друзья говорили, что он постоянно улыбался, на построении, на дежурстве, на гауптвахте, куда его отправляли из-за своеволия других парней.
Несмотря на постоянную улыбку, Николай не был пустоголовым балагуром, и об этом знали все.
В 1942 году с учебными полетами сложилась неблагоприятная ситуация. Из-за острой нехватки самолетов некоторых "лишних" летчиков отправляли в наземные войсковые части.
Молодые летчики изучали матчасть, маршировали строем, а на фронте сталинские соколы дрались с фашистами за выход в небо.
Курсант Николай Скоморохов в 1942 году подал прошение о переводе в действующие войска и попал из летного училища в запасной полк, откуда поступил в 164-ый фронтовой ИАП в звании младшего сержанта.
Начинал службу Николай в невысокой должности, тем не менее, ему поручили перегнать ЛаГГ – 3, после этого он укрепился на фронте.
Зимой 1942 года его авиаполк прибыл в Адлер. Под этим же позывным «Скоморох» научился стрелять и пилотировать военный самолет.
Наши командиры старались сберечь жизни молодых необстрелянных пилотов, дать им время для того, чтобы набраться необходимого опыта.
Однако, война диктует свои правила, тем более, в 1942 году, когда она приобретала очень тяжелый оборот для наших войск.
Поднимая в небо молодых сержантов, командиры четко понимали, что на землю живыми вернутся далеко не все.
Поэтому, насколько могли, обучали необстрелянных пилотов на земле, на макетах, личном опыте и рассказах о полетах товарищей.
Фашистские асы ловили наших малоопытных пилотов, сразу же замечая их ошибки, и встречая их огнем.
У Скоморохова получалось не сразу, но благодаря стараниям и усердию, ему удавалось уходить от огня маневренных мессершмитов.
Первым самолетом, которого сбил Скоморохов, был FW-189, «фоккер», или как ещё его называли «рама».
Это случилось зимой, в начале 1943 года. В это время положение советской армии на фронте было непростым.
То нападая, то отступая, немцы поднимали в небо современные истребители и бомбардировщики, которые по ряду показателей превосходили нашу военную технику.
Получая опыт в воздушных боях, Скоморохов обучал технику ведения боя, научился маневрировать и уходить из-под вражеского огня, и в итоге стал одним из самых способных пилотов 5-й воздушной армии.
Благодаря полученным знаниям и опыту, Николай Скоморохов научился правильно и быстро уходить от вражеского огня.
Он прошел всю войну, не был ранен, его самолет ни разу не сбили немецкие асы.
Везение на войне – не только дело техники, тем не менее, сноровка, талант, старание позволяют многим солдатам и командирам довести свое дело до победного конца.
За время Великой Отечественной войны Скоморохов 605 раз вылетал в небо, в 130 воздушных боях ликвидировал 46 вражеских самолетов, кроме того уничтожил 8 самолетов в составе группы и три немецких бомбардировщика.
Фашисты уже издали узнавали самолет Скоморохова, и, завидев его вылет, предупреждали по радио друг друга о вылете советского аса.
После войны окончил Военную Академию Генштаба.
Командовал 71-м истребительным авиационным корпусом, затем возглавил 69-ю воздушную армию.
С 1973 года – начальник Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина.
Героя не стало в 1994 году.
14 октября он попал в автокатастрофу.
Вечная память советскому воину, дважды герою Советского Союза, маршалу авиации Скоморохову Николаю Михайловичу.
Поддержите канал - нажмите "подписаться"👍
Это очень поможет выходу новых публикаций и продвижению канала✔
Использованы фото из открытых источников