Найти тему
Я люблю кино

Живопись и кино: отсылки, которые вы могли пропустить

Живопись и кинематограф идут рука об руку, поэтому в фильмах часто можно найти знакомые образы, которые мы видели на картинах художников. У приёма, который подразумевает отсылки к известным картинам в кино есть даже наименование — «киноэкфраса». Покажем на практике, что это такое.

Фильм «Шоу Трумана» режиссёра Питера Уира, 1998 год — картина «При свете луны» художника Рене Магритта, 1956 год

Необычный по замыслу и исполнению фильм о герое, который всю жизнь живёт в реалити-шоу и не подозревает об этом. Аскетичное полотно легло в основу финальной сцены сатирической и психологической трагикомедии. На «краю мира» Труман поднимается по декорациям, очень напоминающим лестницу Магритта, к выходу в реальную жизнь.

Фильм «Афера Томаса Крауна» режиссёра Джона Мактирнана, 1999 год — картина «Сын человеческий» художника Рене Магритта, 1964 год

-2
Кадр из фильма «Афера Томаса Крауна»
Кадр из фильма «Афера Томаса Крауна»

Ещё одну отсылку к работе бельгийского художника Рене Магритта можно встретить в фильме Джона Мактирнана. Один из узнаваемых эпизодов фильма, где герой одет в черный костюм, из которого выглядывает красный галстук, очень напоминает картину «Сын человеческий». Более того, в фильме есть сцены, где на фоне, на одной из стен можно увидеть само произведение искусства. Художник говорил, что изобразил конфликт между тем, что мы видим и тем, что скрыто от нашего взгляда.

Фильм «Солярис» режиссёра Андрея Тарковского, 1972 год — картина «Возвращение блудного сына» Рембрандта

-4

В своих работах режиссёр не раз обращался к произведениям искусства. Но он был уверен, что важно не просто делать отсылки, а выстраивать диалоги между зрителем и художественным и музыкальным наследием. Воссозданная актёрами картина Рембрандта появляется в финале фильма. Блудный сын не просто возвращается домой. В космических скитаниях главного героя Тарковский видит ложный путь к познанию. Интересно то, как Тарковский организует пространство. Дверной проем напоминает раму, подчеркивая ценность кадра и сближая его с художественным произведением.

Фильм «Форрест Гамп» режиссёра Роберта Земекиса, 1994 год — картина «Мир Кристины» художника Эндрю Уайета, 1948 год

-5

Эндрю Уайет — один из самых цитируемых художников в индустрии. С ним может посоревноваться разве что Эдвард Хоппер. На «Мир Кристины» за всю историю кино было около десятка оммажей, но самым популярным считается сцена из фильма «Форрест Гамп».

Фильм «Ширли: Образы реальности» режиссёра Густава Дойча, 2013 год — картина «Нью-йоркский кинотеатр» живописца Эдварда Хоппера, 1939 год

-6

Этот фильм — один из самых лучших примеров киноэкфраса. Режиссёр решил создать целый мир из картин художника Эдварда Хоппера. В центр сюжета Густав Дойч поместил вымышленную актрису по имени Ширли. Всего в картине можно найти отсылки к тринадцати произведениям живописца.