Продолжение. ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ГОТОВЯЩЕМУСЯ К ТАИНСТВУ ПОКАЯНИЯ

728 прочитали

Сегодня начнём подготовку к Покаянию

Как готовиться к Покаянию, что читать, как молиться.... Перед желающим придти на Покаяние встаёт множество из подобных вопросов.

Св. пророк Моисей со Скрижалями Завета. Взято в сети Интернет.
Св. пророк Моисей со Скрижалями Завета. Взято в сети Интернет.

Нужно сказать, что готовиться к Таинству Покаяния нужно обязательно, однако нет никакого специального молитвенного правила. Подготовкой к Покаянию должно быть самоиспытание. Но относительно чего человек должен сам себя испытывать?

Конечно это не в коем случае не должны быть составленные невесть кем "списки грехов". Скажу ещё раз - подобные сочинительства пагубно влияют на христианина. Даже священник-духовник испытывает и задаёт вопросы на исповеди относительно возраста, образа жизни, даже образование имеет не последнее значение. То есть, другими словами для каждого христианина должны быть свои списки. Но это будет очень сложно реализовать. Поэтому каждый должен испытывать себя относительно существующих христианских ориентиров. Первым таким ориентиром для нас будут так называемые Десять Заповедей Моисеевых. Эти Заповеди изложены в Книге Исход в двадцатой главе.

Если внимательно прочитать эти установления, то можно увидеть, что первые четыре указывают нам как вести себя по отношению к Богу, а следующие устанавливают нормы взаимоотношений между людьми.

Итак приступим.

первые четыре Заповеди:

1. Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему.

Перед нами свод основных правил, по которым мы должны выстроить отношения с Богом. Изложены они очень кратко, но и достаточно ёмко.

Испытание кающегося на Исповеди начинается с вопросов о вере и готовясь к Покаянию христианин должен исследовать свою веру, свои дела по вере, жизнь - на сколько жизнь соответствует тому достоинству в которое он призван: необходимо осмыслить кто я по отношению к Богу, нужно помнить и всегда напоминать себе о той милости, которую Господь являет с каждым из нас.

Какие это милости?

Прежде всего мы живы - об этом мало кто задумывается, но что может быть выше этого дара - жить, быть живым?! Каждый из нас имеет возможность молиться, нам дарована милость иметь возможность придти в храм или пригласить к себе священнослужителя для совершения любого Таинства.

Какая великая милость Божия принадлежать Богу.

Никто не задумывается о том, что Господь наш Исус Христос страдал на Кресте за нас, за меня, за тебя. Вы задумываетесь об этом? помните это? вспоминаете об этом? Бог стал человеком чтобы вернуть человека к Богу.

А перед страданиями Он молился о нас. Ты можешь себе представить, человек?! Бог молился о тебе, чего ещё может не хватать в этой жизни христианину?

Анализируя свою жизнь относительно этих Заповедей нужно искать в себе те поступки, которые противоречат им: это может быть как обращение к целителям, так называемым экстрасенсам, так и посещение каких-то еретических собраний, их храмов, участие в их богослужениях, обрядах и т.д.

Эта Заповедь запрещает иметь кого-то или что-то ставить на место, которое принадлежит Богу. Здесь же и маловерие, сомнение в вере. Господь утверждает, что Он – Бог наш, а нас могут посещать различные сомнения: как мы относимся к евангельским повествованиям? на сколько мы их полно воспринимаем, не относимся ли мы к чтению Священного Писания халатно? Принимаем ли мы Евангелие целостно, осознаём ли мы реальность Евангелия?

Первая заповедь обязывает христианина не только не почитать кого-то наравне с Богом и предавать кому-то или чему-то равное Богу значение, почитание, восхваление и т.д., но и наставляет в стремлении познания Бога, твердо веровать в Него, надеяться на Него, любить Его более всего, что нас окружает.

Современный человек очень часто не задумываясь использует в своём лексиконе такие например слова и выражения: "обожаю ..." или "очаровательная". Обожание - это обожествление кого-то или чего-то, христианину нельзя пользоваться подобными оборотами применительно к вещам тварным. Обожествлять, то есть воздавать поклонение и почитание можно лишь Богу. А очаровываться можно лишь чарами колдунов и волхвов.

Как говорилось выше, Таинство Покаяния начинается с чтения Символа веры, христианин, восстанавливая в Таинстве Покаяния свои отношения с Богом и Церковью, исповедует свою веру. И Покаяние должно начинаться с того, что человек кается в грехах против Самого Бога, против веры.

Отвечая на вопрос о том какая самая главная заповедь, Господь наш Исус Христос ответил, что первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый.

Повторюсь: начало Покаяния это понимание своего места в мире. Для этого необходимо смириться перед Творцом и признать себя тварью, и прахом. Здесь, перед Богом, не нужны наша учёность, наши учёные степени, наши заслуги перед государством и обществом, здесь нет никаких прав человека, нет орденов и звёзд на погонах. Здесь перед Творцом стоит потомок Адама во грехах и этот потомок должен положить начало признания своей нищеты духовной, возлагая всё своё упование на Господа.

Также важно помнить и знать место, которое занимает Бог в жизни христианина и не передвигать Бога никуда, не убирать Его из своей жизни. Важно: моя жизнь должна строиться относительно Бога и Его места, а Он должен занимать центральное место в каждом шаге и в каждой мысли, и в каждом деле. Жизнь человеческая должна строиться относительно этого - всегда!

Именно об этом нам говорит вторая Заповедь.

Если мы ставим выше Бога: выше молитвы, службы, постов и прочего, что-либо - мы нарушаем вторую Заповедь. если мы ставим образование детей выше их духовного здоровья и не приучаем их к молитве. чтению Священного Писания, посещения храмов, то мы ставим образование вместо Бога в центре своей жизни и жизни своих детей.

Также и с работой и со всем остальным.

Тоже самое и в вопросе воспитания детей. На первом месте должен быть Бог, вера, жизнь по вере и т.д. Если мы ставим на первое место лишь желания детей, то это также нарушение второй Заповеди, потому как в этом случае теми самыми кумирами для нас становятся дети и их "хотелки", а не Бог и христианское воспитание.

Относительно третьей Заповеди есть небольшая путаница. Заповедь эта запрещает напрасно произносить Имя Бога. Именно Имя, но этого Имени мы не знаем, сейчас мы лишь можем строить различные схемы и догадки. Поэтому эту Заповедь нужно понимать так, что нельзя напрасно призывать Его.

Как это понимать, когда есть с другой стороны Заповеди: Молитесь и дано будет вам... и другая: Просите и получите...

На помощь нам здесь приходит Святой Апостол Иаков, который поясняет нам: "Про́сите, и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений". Вот именно из этого и нужно исходить: молиться, просить нужно, призывать Бога нужно, НО! прежде чем это делать, нужно ответить себе на вопрос, а не будет ли моё прошение не на добро, а чтобы удовлетворить своё вожделение?

Также молитва (или правильнее вычитывание) без внимания, молитва без усердия будет всё тем же напрасным призыванием Бога.

Четвёртая Заповедь обязывает нас почитать особый день: день покоя. Лучшим комментарием для данной заповеди предлагаю иметь слова из определений Стоглавого Собора: "святии апостоли и святии отцы предаша и заповедаша и уставиша всем православным крестьянам в пять дний делати, а в суботу и в неделю на молитву упражнятися и празновати". Так что пусть это постановление наших святых предков будет укором тем, кто пытается умствовать против Заповедей Божиих и не почитать и не праздновать Субботу, как то требует четвёртая заповедь. В тоже самое время Заповедь Божия о почитании Субботы не препятствует почитать и любой другой день, потому как именно за непочитание Субботы следует наказание, а вот за почитание другого дня нет никакого наказания. В связи с этим абсурдны стремления всяких сектантствующих укорить Церковь Христову в почитании Дня Воскресного.

Мы христиане почитаем и то, что заповедано Богом - Субботу и тот День в который Господь наш Исус Христос воскрес!

А всякие спекуляции на тему почитания Субботы разрушаются самой Заповедью Божией и постановлением наших святых предков, собравшихся в стольном граде Москве четыреста лет тому назад, 23 февраля 1551 г., в царских палатах.

По тем же основаниям нисколько не противоречит четвёртой Заповеди и празднование христианами других Праздников и Памятей святых и особых событий.

Но есть у христиан и другая крайность: под почитанием Субботы, Воскресного дня и прочих праздников, христиане понимают безделье, что является худшим нарушением этой Заповеди.

В эти дни обязательно нужно посещать храм, а если таковой возможности нет, то нужно заниматься Богоугодными делами, а не лежать уткнувшись в телевизор или компьютер или валяясь на кровати до полудня - такое отношение к указанным дням большее нарушение этой Заповеди и это уже даже не фарисейство, фарисеи хоть в храм ходили и молились, читали Священное Писание, а христиане и того не делают, а ссылаются на то что "праздник сегодня и работать нельзя", работать нельзя, но дела милосердия, молитву и т.д. совершать можно и должно!

Так вот готовимся к Покаянию испытывая свою жизнь относительно первых четырёх Заповедей Божиих.

------------------------------

Продолжение следует в ближайшие дни.

Если дочитали и заинтересовались, ждите продолжения.
(для поддержания авторского стимула можно на Сбер: +7 926 957 51 02 (номер карты: 2202 2032 5722 9650)).