НА ПРЕМЬЕРЕ КЛАССИЧЕСКОГО «ПОРТРЕТА» ОСКАРА УАЙЛЬДА В САРАНСКЕ

На премьерном спектакле Саранского русского драматического театра Республики Мордовия «Портрет Дориана Грея»
На премьерном спектакле Саранского русского драматического театра Республики Мордовия «Портрет Дориана Грея»

В чём состоит секрет нашего интереса к мировой классике? Конечно же, в актуальности и злободневности поднятой автором темы. В этом старом добром утверждении в очередной раз убедились участники «театральной» поездки представителей пензенского клуба творческих открытий «Меридиан» в минувшую пятницу, 29 марта.

Меридиановцы у афиши премьерного спектакля
Меридиановцы у афиши премьерного спектакля

На премьерном показе в Русском драматическом театре Республики Мордовия наблюдалось полное отсутствие лишних билетов и столь же полный зал зрителей. Премьерный показ спектакля по известному всем ещё со школьных лет роману ирландского писателя и драматурга Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» вызвал огромный интерес!

У стенда с афишами репертуарных спектаклей СРДТ
У стенда с афишами репертуарных спектаклей СРДТ

Напомним, что главный герой романа, красавец Дориан, – человек весьма неоднозначный. При этом – тонкий эстет и романтик. Но со временем он становится безжалостным преступником. Попытка сохранить свою необычайную красоту и молодость оборачивается провалом. Вместо героя стареет его портрет, но это не может продолжаться вечно, и смерть Дориана расставляет все по своим местам. Вывод прост: погоня за вечной молодостью порой оборачивается потерей своего истинного лица.

В роли Дориана Грея – Глеб Ворошилов
В роли Дориана Грея – Глеб Ворошилов

О самом сюжете… Дориан влюбляется в актрису, юную красавицу Сибилу Вэйн, но после провала спектакля, на который он пригласил лорда Генри и Бэзила, грубо отвергает её, из-за чего она кончает с собой. Брат Сибилы, моряк Джеймс Вэйн клянётся отомстить, а молодой граф замечает, что после этого случая лицо портрета исказила злая усмешка, и понимает, что его желание о «стареющем вместо него» сбылось. После этой истории в жизни героя начинают появляться страхи, и он никак не может найти себе покоя. В попытках все изменить он решает впредь делать людям только добро, однако его изображение на холсте не меняется, – желание «не стареть» отменить невозможно. Не в силах больше выносить эти переживания, он в состоянии отчаяния разрезает его ножом, после чего умирает и сам. Его слуги обнаруживают нетронутый портрет с изображением красивого юноши, а рядом с ним – старика с ножом в груди.

Несравненный Сергей Адушкин в роли Бэзила Холлуорда
Несравненный Сергей Адушкин в роли Бэзила Холлуорда

…Согласитесь, при прочтении романа возникает мысль об определенной сложности его постановки на театральной сцене. Наверное, и это определило и подогрело интерес зрителей, – как же справятся режиссёр-постановщик и сами актёры с этой ролью, какими будут декорации?

Ответим сразу, – действие трёхчасового спектакля в постановке Михаила Зверева заставило зрителя с первых минут погрузиться в сюжет и искренне поверить актёрам! Помогли этому и хореография, и музыкально оформление и, конечно же, костюмы героев той эпохи. При этом, естественно, нельзя не выделить и саму игру конкретных исполнителей. С размышлениями об увиденном в столице Мордовии – культурный обозреватель «Меридиана» Марина Железникова…

«Удивительный город – театральный Саранск! В нём даже погода каждый раз настраивает нас на предстоящее зрелище, как бы подыгрывая автору и режиссёру спектакля, на который приехали театралы-меридиановцы…

Так случилось и в этот раз. Яркое солнце, голубое весеннее небо с белыми облаками в течение нашего пребывания в городе постепенно, под воздействием холодного ветра, превратились в пасмурный вечер с моросящим дождиком. А мы остались прежними. Но только внешне. Потому что после спектакля каждый должен был посмотреть на себя изнутри. Ведь в каждом из нас есть свой «гений» – художник Бэзил Холлуорд и свой «злодей» – Генри Уоттон. И, чтобы не повторить судьбу Дориана Грея, мы должны сами постоянно взвешивать свои слова и поступки, оказываясь перед выбором правильного решения.

Игорь Дьячков в роли настоящего «дьявола-искусителя» – Генри Уоттона
Игорь Дьячков в роли настоящего «дьявола-искусителя» – Генри Уоттона

Показать со сцены, во что может превратиться душа человека при его стремлении к вечным молодости-славе-богатству-праздности-безнаказанности, нашим любимым саранским актёрам удалось, как всегда, блестяще! Не удивительно, что роль талантливого художника исполнил добрейший Сергей Адушкин – Народный артист РМ, а «искусителя» лорда Генри достоверно воплотил Заслуженный артист РМ Игорь Дьячков. Труднее всего было Глебу Ворошилову, которому нужно было в течение спектакля превращаться из прелестного юноши в ужасное существо – всё с тем же юношеским лицом, но с отвратительной, почти уничтоженной, душой.

Собирательный образ жизненных искушений воплотили Полина Гладкая, Виктория Ульбашева и Виктория Нестерова
Собирательный образ жизненных искушений воплотили Полина Гладкая, Виктория Ульбашева и Виктория Нестерова

Спектакль никого не оставил равнодушным. В этом и заключается ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА!»

…Что интересно, после его окончания многие участники поездки задумались, – а были ли киноэкранизации и театральные видеоверсии романа Оскара Уайльда?

В интернете нашел следующую информацию…

«Известный сюжет экранизировался в разных странах более тридцати раз. Первый фильм по книге был снят датским режиссером Акселем Стрёмом в далеком 1910 году, после чего последовали интерпретации американских, английских, немецких, итальянских, испанских и канадских кинокомпаний. Российская версия под названием «Портрет Дориана Грея: экспертиза» вышла в 2013 году – фильм снял режиссер Александр Смольяков, несколько видоизменив сюжет. По его задумке действие романа происходит в современности. Главная героиня – молодая женщина, специалист по старинной английской живописи, встречает художника, который просит ее идентифицировать уникальный загадочный портрет. Фантазия переносит женщину во времена создания картины, и она начинает описывать события, происходящие в то время, сто лет назад».

В фойе театра перед началом спектакля
В фойе театра перед началом спектакля

…Что ж, таким образом, это лишь подтверждает нашу мысль о том, что классические произведения мировой литературы не теряют своей актуальности во все времена. И, как на поверхности современных событий на Украине, заставляет нас задумываться о человеческом перерождении и потере своего собственного лица под воздействием собирательного образа в лице всё того же «злодея-искусителя» Генри Уоттона…