Нечто вроде таинственного покрова лежит на том способе, посредством которого в недрах древних культур удовлетворяли свои духовные потребности те, кто искали более глубокой религиозной и познавательной религии. Желание исследовать, как удовлетворялись такие потребности, приводит нас во мрак загадочных культов.
Каждая личность, находящая такое удовлетворение, ускользает на некоторое время от нашего наблюдения. Мы видим, что, прежде всего народные религии не могут дать ей того, чего ищет сердце. Она признаёт богов. Но она знает, что в обычных представлениях о богах не открываются великие загадки бытия. Она ищет мудрости, заботливо охраняемой общиною жрецов, и у них она ищет убежища для своей мятущейся души. И если мудрецы находят её достаточно зрелой, то постепенно возводят её к высшему сознанию в местах, скрытых от посторонних взоров. То, что теперь совершается с этой личностью, закрыто от непосвященных. На определённый срок она как бы совершенно исчезает из земного мира и кажется перенесённой как бы в сокровенный мир. И когда она снова бывает возвращена дневному свету, то перед нами стоит уже иная, преображённая личность, которая не находит достаточно высоких слов для выражения значительности своих переживаний. Не только образно, но и в высшем реальном смысле она является для самой себя как бы прошедшей через смерть и пробудившейся к новой жизни. И для неё ясно, что никто не в состоянии правильно понять её слов, кто сам не пережил того же.
Так было с лицами, посвящёнными в мистерии, в ту таинственную мудрость, которой был лишен народ, и которая проливала свет на более высокие вопросы.
Эта «тайная» религия избранных существовала наряду с религий народной. Её начало скрывается от нашего исторического взгляда, но мы находим её везде у древних народов, куда только проникает наше сознание.
____________
Рудольф Штайнер, «Христианство как мистический факт и Мистерии древности»