О петербургской поэме "Двойник" Ф. М. Достоевского и о наших скрытых тёмных подсознательных глубинах

Всем здравствуйте.

В последнее время ничего не пишется, просто нет сил. Поэтому время от времени покупаю букинистику и перечитываю произведения классики.

На этой неделе попала в руки книга Ф. М. Достоевского 1985 года выпуска. Сначала за пару вечеров прочла роман в письмах "Бедные люди".

Потом ещё за три вечера перечитала петербургскую поэму "Двойник" - раннее произведение своего любимого писателя (уже не знаю, в который по счёту раз). И вновь получила от прочтения истинное удовольствие.

Сами городские пейзажи и погода, преобладающая в произведении, пришлись мне сейчас под настроение - хотелось, чтобы было именно что-то такое: серенькое, мутное, зябкое, с дождичком, со снежком...

Произведение центрировано вокруг одного героя, и большую часть сюжета составляет внутреннее блуждание его в самом себе, но даже повторяющиеся диалоги меня абсолютно не тяготили. Перечитывала со вниманием, не торопясь.

Смысл
заглавия состоит в том, что в произведении показано психическое раздвоение героя, а суть истории, как можно предположить, состоит в том, чтобы показать: в каждом человеке есть свои тёмные стороны, свои скрытые подсознательные желания. Люблю такие произведения - с одной стороны, реалистического направления; с другой - в которых присутствует глубокий психологизм. Именно такие романы, повести мне близки и понятны.

Иллюстрация соответствует содержанию и настроению книги
Иллюстрация соответствует содержанию и настроению книги

Ниже будет приведён разворот, где впервые на страницах книги появляется "другой". Этот внешний двойник - Голядкин-младший - думается, является проекцией внутреннего раздвоения Голядкина-старшего. Соответственно, произведение имеет зеркальную композицию, что занятно проследить.

Поскольку увлекаюсь психоанализом, перечитала много работ Фрейда и художественных произведений Достоевского - погружение в подсознательные глубины, где бушуют скрытые, зачастую не осознаваемые самим человеком, разрушительные силы и тенденции, мне кажется очень интересным.

Герой повести - "маленький человек", но теперь наделённый самосознанием. Голядкин - скромный чиновник, однако и у него есть свои амбиции, желания, которым, увы, не суждено воплотиться в реальности. И что тогда остаётся?

У З. Фрейда есть интересная работа, где сравниваются художники и невротики. По большому счёту, смысл тот же, только у художников сильна сублимация, благодаря которой все эти внутренние вещи перерабатываются и воплощаются в форме художественных произведений. С человеком нетворческого склада в тех же случаях зачастую может произойти то, что случилось с Голядкиным, так что это собирательный образ. В другом месте автор и писал о том, что эта черта - двойственность - в принципе свойственна человеческой натуре.

Тема двойничества нередко присутствует и в моих стихах...

Первое появление двойника
Первое появление двойника

Также в книге Достоевского подняты проблемы бездуховности, обезличивания человека бюрократической системой, поиска своего места в мире.

В главном герое противопоставлены друг другу два желания. Одно - то, о котором часто Голядкин говорит вслух: идти прямой дорогой, изъясняться честно, быть независимым. Второе - в это самое порицаемое им общество успешно вписаться. И вот это "подполье", "Зазеркалье", это "двойное дно" (противоречащее друг другу мысли и желания) - тема весьма любопытная.

Очень ярко иллюстрирует её образ Голядкина, дрогнущего за кучей дров, потому что "ну хочется так барину, и ничьей чести он этим не марает".

По крайней мере, мне нравится читать такие произведения и выносить из них свои выводы. И главный
вывод здесь состоит в том, что человеческая личность многогранна и что человеку нужно постоянно работать над собой, чтобы не закончить в свои дни сумасшедшем доме, подобно господину Голядкину.

Тут всплывает моя любимая тема, которой не чужда творческая персона: бесполезно подавлять в себе что бы то ни было, потому что рано или поздно эти подсознательные вещи всё равно могут вырваться наружу, иногда в самый неподходящий момент. Выход в том, чтобы признать это в себе, принять и стараться всесторонне развиваться, дабы обуздать свои тёмные порывы.

Рассуждения за кучей дров
Рассуждения за кучей дров

Я вообще поклонница творчества Достоевского в целом и считаю сильным у любимого автора это произведение, в частности. Несмотря на то, что уже не раз читала "Двойника" ранее, и теперь перечитала с удовольствием и в очередной раз задумалась, вновь удивилась таланту писателя, который, по большому счёту, каждому человеку показывает то, что есть в нём самом, в каждом из нас.

Наверное, в этом секрет таланта и успеха Ф. М. Достоевского. И конечно, я рекомендую это произведение к прочтению и перечитыванию всем желающим.

Больше о книгах на этом канале:

Спасибо за внимание. Всего хорошего, до новых встреч.