Наверное, самой первой частной иномаркой (автомобилем иностранного производства) в Лебедяни второй половины прошлого века была немецкая машина фирмы Ганомаг. Она принадлежала известному в городе человеку - Георгию Николаевичу Шилову.
Юра Шилов, как его называли в городе старшие, не был ни директором завода, ни известным советским писателем. Да и его машина не была предметом зависти окружающих – скорее объектом, вызывающим удивление и любопытство. Своим чёрным цветом, двумя небольшими окошками лобового стекла и открывающимися назад дверями этот чудо-аппарат напоминал кадры из чёрно-белого фильма «Семнадцать мгновений весны». Нет, штандартенфюрер Штирлиц ездил на более солидном автомобиле. Но мне, мальчишке, впервые увидевшем машину Шилова, в то время и сравнить то его авто было не с чем. Как выяснилось позже, машина, действительно, была немецкая. И, скорее всего, трофейная.
По воспоминаниям его родственника, Сергея Сергеевича Данилова, «после войны Шилов жил в Москве, где работал в каком-то автопредприятии водителем. Видимо, там он и приобрёл этот автомобиль, который пригнал в Лебедянь по возвращении в родной город. Сначала он ездил по городу и окрестностям совершенно свободно, но со временем правила дорожного движения ужесточались, машин в городе становилось всё больше, и его свобода в отношении передвижения всё время сужалась. В конце концов, он выезжал в основном в вечернее время в пригородное село Старое Ракитино, где арендовал участок для покоса и косил сено для своей коровы, которую содержал в городе (а некоторое недолгое время даже две коровы).
Приметную иномарку можно было видеть на улицах Лебедяни вплоть до конца 1980-х годов. К тому времени на ней уже стоял волговский двигатель, были заменены многие родные детали, а стекол почти не осталось. Но для перевозки сена она была вполне пригодна. Впрочем, сам автовладелец – Юра Шилов - был в городе человеком известным, остроумным и находчивым. Инспекторам ГАИ, которые время от времени всё же останавливали необычный агрегат с вопросами «Дед, где ты нашёл такое чудо? Откуда едешь?», Шилов обычно отвечал, что едет из Берлина. «Говорите, что война давно закончилась? А я вот только добрался до Лебедяни...» Под смех милиционеров машина продолжала свой путь.
Когда-то, в своей далёкой молодости, такой Ганомаг Тур 13 1939 года выпуска выглядел вот так.
или вот так
Машину Шилова вблизи я увидел когда он на ней уже давно не ездил. Она в прямом смысле стояла на приколе. Я упросил хозяина показать мне её, и после некоторых внутренних колебаний («да чего там смотреть то?») он провёл меня к ней.
В 2009 году иномарка представляла грустное зрелище. Надежды на то, что когда-нибудь она снова выйдет на улицу своим ходом, у меня не осталось никаких.
С тех пор я ещё много раз встречал хозяина этой легендарной лебедянской машины на улицах города (уже в качестве пешехода, конечно), бывал у него дома. При встрече Георгий Николаевич всегда крепко жал мне руку, интересовался делами и успехами, а на прощание желал здоровья «и побольше радоваться». Я это пожелание запомнил.
Для меня и, думаю, для многих в городе Шилов был символом старой Лебедяни и самым лебедянским лебедянцем. Потомок купцов, коренной житель нашего города, родившийся ещё до революции, он сам всегда был примером жизнелюбия и оптимизма, жизненной мудрости и стойкости для всех, кто был с ним знаком. Ветеран войны, заядлый автолюбитель и потомственный огородник (на своём участке выращивал просто гигантские сладкие помидоры), обладавший замечательной памятью и острым умом, он был интересным собеседником и «энциклопедией» Лебедяни начала ХХ века.
Я любил забегать к Георгию Николаевичу, особенно когда собирал материал и готовил книгу «От Сенной до Ярмарочной». У него была прекрасная память и он отвечал на мои многочисленные вопросы о старых домах и их бывших владельцах. Он мог на мгновение задуматься, закрыть глаза, припоминая, и рассказать мне, то, чего я не мог бы узнать ни в одном архиве. А однажды меня ждал сюрприз. Чтобы облегчить мне труд и сэкономить нам время (объясняя, какой дом меня в этот раз интересует, мне обычно приходилось рисовать план квартала и дом на листочке) Георгий Николаевич снял со стола клеенку и за несколько дней нарисовал для меня карандашом на её обратной стороне план центральной части Лебедяни. Он подписал фамилии домовладельцев – всех, которые помнил. Я потом многое уточнял и перепроверял по архивам и почти всё совпало с тем, что было на той клеенке. Я её до сих пор храню у себя как память.
Участвуя во встречах, посвященных Дню Победы, Дню города или памяти лётчика Е. Антонова, Георгий Николаевич всегда избегал первых ролей, чаще скромно садился где-нибудь с краю. До самых последних дней Георгия Николаевича можно было видеть идущим своей бодрой походкой по лебедянским улицам или ставящим свечи в кладбищенской Преображенской церкви… Кажется, что и теперь его можно там встретить. До своего столетия Георгий Николаевич Шилов не дожил всего пару лет. Этой осенью будет уже 10 лет как его нет с нами. С тех пор я часто вспоминаю этого доброго и жизнерадостного лебедянца, которого мне посчастливилось знать.
P.S. Благодарю за фотографии и воспоминания патриота Лебедяни Сергея Сергеевича Данилова. Надеюсь, он жив и здоров, когда увидит эти строки, то свяжется со мной.
Спасибо всем за внимание!
Если вам понравилась моя статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы регулярно читать новые лебедянские истории.
#Лебедянь #Шилов #Ганомаг #перваяиномарка #автомобиль