Найти в Дзене
Газета Четверг

Куда текут дороги?

С дорог сошёл снег вместе с асфальтом. Так омичи поняли, что весна вступила в свои права. Даже на центральных магистралях образовались огромные лужи, которые напоминают и о нехватке в городе ливнёвок, и о том, что зима в городе была уж чересчур снежной. Теперь автомобилисты и пешеходы вынуждены снижать скорость при движении, в адрес подразделений муниципалитета пошли предупреждения от Госавтоинспекции, а сама администрация города старательно борется с последствиями погодных аномалий, ударивших в конце концов и по качеству омских дорог.

Картина омская «Приплыли»

Многие дороги накрыло водой. Автомобили стали напоминать корабли, разрезающие волны, а пешеходы – мастеров тройного прыжка, которые на свой страх и риск пытаются перебраться через лужу. Такая картина предстала перед корреспондентом «Четверга», когда на минувшей неделе она отправилась по городу оценить состояние дорожного полотна.

Вот проспект Маркса. Вдоль дороги – целые озёра, но это ещё полбеды. В конце концов, мы живём в Сибири, где зимой много снега, а весной, соответственно, немало воды. На ещё недавно ровной дороге образовались ямы: от пересечения с улицей Рождественского и по направлению к центру.

Справедливости ради стоит отметить, что пока шла работа над этим материалом, ямы засыпали асфальтом, видимо, по временному «холодному методу». Но ведь такого ремонта хватит ненадолго, а сколько денег понадобится на то, чтобы дорогу привести в порядок основательно?

За такими размышлениями сворачиваем на проспект Маркса. Здесь тоже лужи. А ведь буквально в прошлом году тут был проведён капитальный ремонт. Значит, во время работ не придали значения необходимым уклонам асфальтового полотна? А что если свернуть ещё глубже?

Поворачиваем на улицу Маркова. Для этого нужно пересечь трамвайные рельсы, которые угрожающе выпирают над поверхностью.

Сама улица тоже позитивного впечатления не производит. А ведь она проходит мимо одного из филиалов медико-санитарной части №4. Сюда спешат многие пациенты, в том числе и пожилого возраста, что прикреплены к этой больнице. Хотя в данной ситуации, пожалуй, не спешат, а медленно идут, боясь упасть.

Мало того что сама дорога очень узкая, в зимний и теперь уже весенний период двум встречным автомобилям здесь разъехаться очень сложно. Так ещё и тротуар буквально слился с проезжей частью воедино. Кроме этого, здесь также в ассортименте лужи, колдобины и остальные дорожные «прелести». Ни пройти ни проехать – это как раз про такие улицы.

Выезжаем на улицу Всеволода Иванова, дальше практически плывём до улицы Фёдора Крылова, поворачиваем и оказываемся на Иртышской набережной. Здесь вдоль дороги тоже лужи, хотя асфальт вроде бы нормальный.

И подобную картину мы наблюдали на участках целого ряда улиц: 70 лет Октября, Маяковского, 21-й Амурской, Волочаевской, проспектов Королёва и Мира. Лужи, свежие ямы и, как следствие, неудобство для автолюбителей и пешеходов.

В условиях кадрового голода

Омские власти тем временем не бездействуют. Как рассказали «Четвергу» в БУ города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», врамках противопаводковых мероприятий проводится откачка талой воды с дорог и мест возможных подтоплений. А в рамках аварийно-восстановительного ремонта сейчас проводится ремонт с помощью инертных материалов или холодного асфальта, который впервые применяется на омских дорогах. Работы были проведены на участках улиц Заозёрная, 10 лет Октября, Кирова, Герцена, Барабинская, моста 60 лет ВЛКСМ и других. А список дорог, на которых проведут ещё аварийно-восстановительный ремонт, находится в стадии согласования.

Помимо этого, как уточняют в управлении, сотрудники дорожных служб проводят самостоятельный мониторинг дорожной сети, также в планах учитываются сигналы, поступающие в диспетчерскую службу от омичей.
Специалисты УДХБ отметили, что дороги, отремонтированные по программе «Безопасные качественные дороги», после зимнего сезона проходят комиссионное обследование. В комиссию входят представители Управления дорожного хозяйства города, департамента городского хозяйства, стройконтроля, подрядчиков. Если при осмотре выявляют разрушения каких-либо элементов, в рамках гарантийного обслуживания подрядчикам придётся устранить недостатки в весенне-летний период. Такой же алгоритм действий будет применён на осмотренной нами улице Серова.
Кроме того, специалисты УДХБ указывают на то, что снегопады ушедшей уже зимой были не частыми, но очень обильными. Объёмы вывезенного снега на полигонах превысили прошлогодние. Работы по вывозу снега с дорог продолжаются, но интенсивность осадков, так же, как и перепады температур, её затрудняли. Дорожным службам приходилось концентрироваться на устранении колейности и уборке наледи с проезжей части.

Ну и наконец, синоптики тоже говорят о больших запасах воды в снеге в этом году. «Мы уже можем наблюдать это с началом таяния. Даже при невысоких температурах выделяется много влаги. Сейчас дорожные службы проводят пропарку ливневых канализаций и очистку открытых лотков, также готовятся к проведению противопаводковых мероприятий, если в них будет необходимость», – отмечают в дорожном ведомстве.
Работу УДХБ осложняет и ещё ряд проблем: «Прежде всего качественное содержание дорог зависит от опытных кадров. Нужны те, кто может управлять тяжёлой специальной техникой грейдерами, погрузчиками, асфальтоукладчиками и так далее. Также существует постоянная нехватка именно рабочих, которые выполняют простые работы по уборке и содержанию», – отметили «Четвергу» в управлении.

Зато уже известно, какие дороги будут отремонтированы в текущем году по программе «Безопасные качественные дороги». В этот список входят Коммунальная, Маяковского, 6-я Шинная, 60 лет Победы, Волочаевская, Омская, Заозёрная, Гусарова.

Когда ремонт дал трещину

А пока УДХБ ищет работников, другие компетентные службы бьют тревогу: дорожная ситуация из-за состояния магистралей накаляется.

Как отмечает начальник отдела Госавтоинспекции УМВД России по городу Омску подполковник полиции Сергей Лебедев, на территории города складывается неблагоприятная обстановка, связанная с содержанием улично-дорожной сети в безопасном для дорожного движения состоянии, что является одной из причин совершения ДТП.

– В настоящее время на улично-дорожной сети наблюдаются существенные дефекты – ямы, выбоины дорожного полотна. Кроме того, вода на дорогах, образовавшаяся из-за таяния снежных масс, при отрицательной температуре воздуха влечёт образование гололёдных явлений на покрытии проезжей части, – отметил Сергей Михайлович. – Сотрудниками Госавтоинспекции в ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий за состоянием улично-дорожной сети принимается ряд соответствующих мер, предусмотренных законодательством. В адрес бюджетного учреждения города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» объявляются предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Так, ГИБДД выявила множественные повреждения на улицах Королёва, Заозёрной, Мира, 21-й Амурской, Красноярском тракте и других…

Чтобы узнать, почему весной возникли ямы даже на свежеотремонтированных дорогах, «Ч» обратился к эксперту.

– Если вылетает асфальт после зимы, значит, вероятнее всего, были нарушены технологии ремонта и строительства дорог, – говорит кандидат технических наук Игорь Папакин. – У нас проходят циклы замораживания и оттаивания дорог, которые сами по себе являются проверкой ремонта. Если у нас должны укладываться толстые слои асфальтобетона, не менее 10 сантиметров, а по факту, как это порой бывает, происходит укладка 3–4 сантиметров, конечно, такой ремонт и должен «поплыть» после зимы.

Как поясняет учёный, кроме этого, уклон для стока на дорогах должен быть 20 промилле. А также он должен быть поперечный. Это всё должно делаться при строительстве и реконструкции дорог.

– К этой ситуации добавляются объективные проблемы, например отсутствие ливневых стоков на 90 процентах дорог и редкая прочистка имеющихся, – отмечает Игорь Николаевич. – Поэтому, чтобы что-то изменилось, необходимо менять подход. Проводить обследование дорог, чтобы понять, где именно и какой ремонт нужен, внимательно относиться к проектной документации. И отвечать за ненадлежащий ремонт должны не только подрядчики, но и те, кто дал неверное техническое задание. Ну и конечно, должен быть контроль на всех этапах ремонта. Но, к сожалению, у нас до всего этого пока далеко.

Ольга БОРОВАЯ.

Фото Андрея БАХТЕЕВА.