Карабин, из которого Сталин приказал убить главного ковбоя США

305 прочитали
Крайне любопытно, в фильме «Джульбарс» 1935 года засветился древний карабин времён Дикого Запада.

Крайне любопытно, в фильме «Джульбарс» 1935 года засветился древний карабин времён Дикого Запада. Как он оказался в нашем кино и какое отношение имеет к знаменитому псу-орденоносцу, которого на параде пронесли на шинели Сталина? Давайте разбираться.

Картина легендарная и почти позабытая. Честно говоря, по нынешним временам снято довольно просто и наивно. Но именно эта жизненная честность пробирает до хребта.

Снималось в диких местах Памира. Мирный караван идёт по горам, на него нападают бандиты бая. Юная девушка и солидного возраста аксакал оказываются в заложниках. Спасти их могут только наши пограничники с верным «Джульбарсом».

Кличка боевого пса не простая, с местного наречия переводится как тигр. Автор сценария – Габриэль Эль Регистан. Да-да, автор слов нашего гимна на пару с Михалковым!

В картине отчётливо виден редкий карамультук – магазинный карабин Спенсера. С ним щеголяет басмач Абдулла, которого здорово играет артист Иван Бобров.

Ошибиться мудрено. Тут тебе и характерные обводы и тот самый рычаг спусковой скобы, который так любили красиво дергать после каждого выстрела в старых вестернах. Тем удивительнее, что к моменту съёмок этому карабину годков семьдесят.

Рождался сей карамультук непросто. Изначально был задуман для американской армии как полноценная магазинная винтовка. Кстати, это одна из первых массовых винтовок с магазином, вообще…

Ружьишко вышло солидное. Дикий Запад, в принципе, эпоха крупных калибров. Не подкачала и винтовка Спенсера – основной калибр был 14,2 миллиметра. Вдвое больше, чем у мосинки!

В их Гражданскую в США заказали сразу десять тысяч винтовок для армии. Но боевое применение разочаровало. Та же причина, что и с первыми автоматами в эпоху попозже – патронов не напасёшься.

Опытный стрелок выдавал до 16 выстрелов в минуту. Куда столько! Начальник вооружений, бригадный генерал Рипли заявил, что с такой скорострельностью никто не будет старательно целиться. Все пули улетят в белый свет. После чего генерал разрывает следующие контракты.

Спенсер был дельцом ловким и пошёл в обход военных. Ему удаётся добиться приёма у президента Линкольна и даже вместе пострелять из новенькой винтовки перед Белым домом. Президенту винтовка понравилась, потому он решает, как в своё время Сталин: «Винтовку оставить, а Рипли снять».

Заводы получают заказ ещё на 34 тысячи винтовок, но Гражданская близилась к концу, да и армия так до конца и не оценила «скорострелку Спенсера». Потому большая часть винтовок превратилась в гражданский карабин Спенсера. Ровно такой, как у бандита Абдуллы в картине о Джульбарсе».

Ирония судьбы, Линкольн, разрешивший винтовку, чуть не был из неё же и застрелен. Вернее, застрелен-то он был, только из пистолета. А вот карабин Спенсера Джон Бут держал наготове, если бы не удалось подобраться к президенту поближе.

Карабин Спенсера стал действительно массовым, наштамповали его в военном и гражданском вариантах почти двести тысяч. С ним в 1870 воевали пруссаки с французами. Какими-то правдами и неправдами древний карабин добрался и до киностудии.

Снимала «Джульбарса» русско-немецкая студия Межрабпомфильм». Это прямая наследница студии, созданной германской «Международной рабочей помощью» и нашими киноделами. Любопытно, что на следующий год после выхода «Джульбарса» студия превратится в детскую – «Союздетфильм».

Почти наверняка антикварный карабин Дикого Запада в запасники студии попал из Германии. В самый раз для картины. Не секрет, что вся Средняя Азия была плотно под англичанами. Банды басмачей снабжались оружием и деньгами из-за рубежа.

Вполне логичная насмешка над западными партнёрами. Почти как в другом известном кино песенка «Америка России подарила пароход». Вот Вам, дорогие басмачи, карабин, которому семьдесят годков накапало. Бейте большевиков, на здоровье!

Успех картины в Союзе был фантастическим. Каждый второй служебный пёс потолковее превратился в Джульбарса. Так что тот самый орденоносец был не одинок.

Просто больше всех знают собаку-сапёра Джульбарса. Считается, что с сентября 1944 храбрый пёс нашел больше семи тысяч мин и полторы сотни неразорвавшихся снарядов.

Джульбарс работал с сапёрами, спасавшими дворцы Дуная, пражские замки и венские соборы. Всё это фашисты предназначили к уничтожению.

Про орден на груди пса, вернее медаль «За боевые заслуги», скорее всего, красивая легенда. Не было такого закона собак боевыми орденами награждать. Хотя Джульбарс на двоих с хозяином орден, и правда, заслужил.

Про Парад Победы тоже кинохроники с псом не сохранилось. Рассказывали, что при очередном разминировании пса контузило взрывом. И его пронесли по Красной площади на шинели вождя.

Не исключено, что и это легенда, но такое вполне могло быть. Жест красивый и достойный боевых подвигов Джульбарса.

А теперь маленькая сенсация. Кажется, наш карабин обнаруживается в трудах британского историка Саймона Себаг-Монтефиоре!

Между прочим, его работа о Сталине признана победителем престижной лондонской премии «Лучшая историческая книга года». Давайте причастимся.

Дело в том, - пишет Саймон, - что Сталин очень любил американские вестерны. Советским гражданам показывать их запрещал, чтобы не воспылали любовью к США, но сам смотрел с упоением.

Особенно много вестернов оказалось в фильмотеке доктора Геббельса. Ну как не мазнуть товарища Сталина. Не в трофейных плёнках из кинотеатров, нет, непременно, из личного кабинета Геббельса.

Саймон пишет, что любимые артисты Сталина – никакой не Дикий и не орденоносец Черкасов. Даже не лучший Чапаев – Бабочкин. Нет, исключительно западные артисты: Спенсер Трейси, Кларк Гейбл. Сталин любил фильмы Джона Форда и Джона Уэйна.

Разумеется, американское кино Сталин любил тоже исключительно по особой зверскости характера. Читаем:

«Похоже, этот одинокий, безжалостный эгоцентрик, одержимый мессианством, отождествлял себя с одиноким ковбоем, въезжающим в город с дробовиком наперевес, чтобы вершить жестокое правосудие».

А дальше Саймон сообщает, что новый фильм с главным ковбоем штатов Джоном Уэйном Сталину не понравился. Вождь приказывает немедленно убить американского артиста как главную «угрозу делу социализма».

Саймон откровенно издевается. Должно быть, Сталин был пьян, но как не выполнить приказ вождя! Берия немедленно отправляет в штаты тогдашних товарищей Петрова и Боширова. Саймон так и пишет:

«Произнес он это спьяну в предутренний час, или говорил всерьёз, Сталин обладал такой властью, что, так или иначе, а приказ надо было выполнить».

Дальше Саймон пишет, что дело было в марте 1953 года и заказ Сталина выполнить не успели, стало не до того. И якобы, в 1958 году при встрече с легендарным ковбоем «Дюком» Уэйном в этом признался сам Хрущев! Мол, это я лично отменил заказ, когда Сталина не стало.

Причём тут карабин Спенсера? Но ведь это совершенно логичный шаг. Гораздо более логичный, чем все бредни британского «историка».

Как обиднее всего уничтожить экранного ковбоя-антисоветчика? Правильно, древним американским же карабином Дикого Запада. Да к тому же, прямо из рук киношного басмача Абдуллы. Красиво?

Поверить в такое, конечно, мудрено. Но будущим историкам есть где разгуляться. Вот же – лучшая историческая книга Британии соврать не даст. Да и кадры легендарного «Джульбарса» - доказательство железное. Так нынешняя история и пишется.

📚 МОИ КНИГИ И ПЕРЕВОДЫ О СТАЛИНЕ

🔋 ПОДДЕРЖАТЬ. СПАСИБО!