5,8K подписчиков

ЕГЭ по химии-2024: некоторые особенности 29 -го задания.

1K прочитали
Здравствуйте, уважаемые читатели!

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В 29 задании формата ЕГЭ по химии, согласно кодификатору и спецификации ЕГЭ-2024, проверяются следующие элементы содержания:

Здравствуйте, уважаемые читатели!-2

В настоящее время существует большая информационная база для отработки 29 задания, включающая в себя упражнения из сборников ФИПИ, открытого банка заданий ФИПИ, различных онлайн-ресурсов. Весь массив тренировочных заданий можно разделить на 2 неравные части: типовые задания для отработки навыков и "нестандартные" задания , отличающиеся, прежде всего, нюансами формулировок и (реже) особенностями химизма. "Нестандартных" заданий в информационной базе 29 задания меньше, чем типовых. Вместе с тем в КИМах реальных ЕГЭ они преобладают. В этой статье я бы хотела рассмотреть некоторые "не очень стандартные" задания, появившиеся в последние 2 года. Используемые источники: онлайн-ресурсы, в том числе сборник "Реальные задания ЕГЭ-2023" (https://100ballnik.com/wp-content/uploads/2023/06/zadania_ege2023_him.pdf).

Итак, :

1. Задания с использованием реакций контрпропорционирования :

Здравствуйте, уважаемые читатели!-3

Кстати, в примере а) вместо нитрата марганца могут быть и другие соли Mn2+ (хлорид, сульфат). В этом случае в продуктах будут, соответственно, соляная или серная кислоты.

Здравствуйте, уважаемые читатели!-4

2. Задания, в которых задается количество и (или) класс продуктов и (или) реагентов.

Здравствуйте, уважаемые читатели!-5
Здравствуйте, уважаемые читатели!-6
Здравствуйте, уважаемые читатели!-7

Примечание: в заданиях формата ЕГЭ образующийся иод может быть "зашифрован" с помощью двух признаков: как простое вещество-осадок (иод плохо растворяется в воде) и как причина изменения окраски раствора (иод все-таки незначительно растворяется в воде, при этом раствор темнеет).

Здравствуйте, уважаемые читатели!-8

Примечание: приведена реакция контрпропорционирования, подобная реакции из раздела 1а (см.выше), но с другой формулировкой признаков реакции.

Здравствуйте, уважаемые читатели!-9
Здравствуйте, уважаемые читатели!-10
Здравствуйте, уважаемые читатели!-11

Примечание: считаю вышеприведенное задание одним из самых сложных. Оно появляется на реальном ЕГЭ уже года два, в том числе и в 2023 г.

3. Задания, в которых задаются физические свойства продуктов:

Здравствуйте, уважаемые читатели!-12
Здравствуйте, уважаемые читатели!-13

Примечание: реакция,два раза встречавшаяся на реальном ЕГЭ, в т.ч. , и в 2023 г. Кроме того, может встречаться в 24 задании, как качественная реакция на нитраты.

Здравствуйте, уважаемые читатели!-14

Примечание: и снова - контрпропорционирование, но уже с азотом. Реакция соли аммония с нитритом встречается довольно часто на реальном ЕГЭ.

Здравствуйте, уважаемые читатели!-15

Примечание: Очень интересное и перспективное задание.

Здравствуйте, уважаемые читатели!-16

Примечание: Очень интересное и перспективное задание. За счет того, что диоксид азота является кислотным оксидом, в водном растворе создается кислая среда. Этим объясняется получение соли марганца (2).

Здравствуйте, уважаемые читатели!-17

Примечание: и снова - контрпропорционирование (уже на хлоре).

Здравствуйте, уважаемые читатели!-18

Примечание: Задание, затрагивающее обесцвечивание бромной воды и гидролиз солей

Здравствуйте, уважаемые читатели!-19
Здравствуйте, уважаемые читатели!-20

Примечание: Вместо алюминия может быть цинк, вместо нитрита -нитрат.

4. Задания, в которых ссылаются на количество электронов, участвующих в процессе, со стороны как окислителя, так и восстановителя

Здравствуйте, уважаемые читатели!-21

Здравствуйте, уважаемые читатели!-22

Примечание: интересное задание.

Здравствуйте, уважаемые читатели!-23

Здравствуйте, уважаемые читатели!-24

Примечание: и снова - контрпропорционирование .

Выводы из проделанного обзора (всего рассмотрено 22 упражнения):

1. Увеличивается доля реакций контрпропорционирования (на примере соединений хрома, марганца, азота, хлора)

2. Усложняются требования к количественным признакам выбираемого процесса:

  • к количеству и составу продуктов реакции
  • к количеству электронов, участвующих в ОВР

3. Наряду с применяемыми ранее качественным признаками реакции (цвет раствора, осадка и др.) появился новый признак - среда полученного раствора.

Заранее благодарна за конструктивные замечания.

Всего доброго!