121,5K подписчиков

В Индонезии оба пилота самолета Airbus A-320 на некоторое время уснули во время полета

1,2K прочитали
Самолет выполнял рейс из Кендари в Джакарту, на борту находились 153 пассажира.

Самолет выполнял рейс из Кендари в Джакарту, на борту находились 153 пассажира.

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ПИВОВАРОВЫМ АЛЕКСЕЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ПИВОВАРОВА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Спустя полтора часа после взлета капитан, с согласия второго пилота, решил вздремнуть. Через 45 минут он проснулся и предложил отдохнуть своему напарнику, но тот отказался, после чего капитан снова уснул. Следующие 20 минут второй пилот связывался с авиадиспетчерами и общался с бортпроводниками, но затем отрубился и сам.

Спустя еще 28 минут капитан проснулся и обнаружил, что самолет отклонился от курса, его напарник спит, а диспетчер не может установить с ними связь. Как пишет CNN, второй пилот — отец двух новорожденных близнецов, и похоже, что именно хронический недосып стал причиной того, что он неожиданно для самого себя уснул. К счастью, все закончилось благополучно, автопилот работал штатно, и Airbus с проснувшимися пилотами благополучно приземлился в Джакарте, после чего пилотов временно отстранили от полетов.

Вообще проблема усталости пилотов является одной из самых серьезных в современной гражданской авиации. Множество катастроф и инцидентов происходили по причине того, что пилоты теряли способность к быстрой реакции или контроль за ситуацией на фоне недосыпа и усталости.

Несмотря на то, что рабочее время кабинного экипажа жестко контролируется, проверить, спал ли человек положенное время перед полетом, невозможно. А даже если и спал — самолеты летают и днем, и ночью, часовые пояса постоянно меняются, и сонливость может напасть на каждого. Вспомните себя во время бессонной ночи, часа в два-три — когда нарушается циркадный ритм. Наверняка вам знакомо это ощущение: мозг просто отказывается работать.

В большинстве авиакомпаний существуют специальные процедуры, позволяющие одному пилоту подремать, если второй при этом гарантированно бодрствует. Часто даже короткого сна, так называемого power nap, достаточно, чтобы восстановить работоспособность. Но увы, время от времени незапланированные засыпания все равно случаются.

Звучали даже предложения оборудовать самолеты подобием системы, которая действует в железнодорожных локомотивах: через неравные интервалы времени машинисту, в ответ на звуковой сигнал, нужно привставать и нажимать на кнопку, если этого не происходит, поезд останавливается автоматически. Самолет, конечно, так просто не приземлишь, но подавать громкий сигнал, который будил бы пилота, теоретически можно. Однако в другой ситуации такой сигнал может привести к аварийной ситуации и еще более тяжким последствиям, чем короткий сон.

В частности в связи с этим сейчас много говорят о том, что в гражданской авиации надо как можно скорее внедрять искусственный интеллект, который постепенно заменит как минимум одного из пилотов. Впрочем, как вы понимаете, здесь есть множество соображений против.