Не успел премьер Мишель Мишустин похвастаться успехами отечественного кинематографа, как РБК выкатилось с анализом ситуации в кинопрокате.
Ознакомившись с бухгалтерской отчетностью участников рынка, издание сделало вывод, что, несмотря на 40-процентный рост выручки 2023 года, крупнейшие российские киносети не смогли преодолеть провал 2022 года.
Тогда из-за ухода голливудского кино, сети понесли миллиардные убытки и так и не смогли восстановиться не только 2019-го допандемийного года, но даже до 2021 г.
Хотя цены на билеты выросли (и будут расти) темпами, опережающими инфляцию, часть киносетей по-прежнему остаются убыточными. О преодолении кризиса по словам президента сети «Каро» Ольги Зиняковой, «говорить решительно рано... мы только-только стали находить решения в новой реальности».
Главная проблема, по словам участников рынка, репертуарный голод. Хотя российские кинематографисты нарастили и количество, и качество (?) выпускаемых фильмов, новинок не хватает, особенно летом.
Минкультуры решать вопрос с зарубежным кино, например, путем принудительного его лицензирования, как предлагают некоторые депутаты, не хочет, напротив, собирается разработать законопроект, запрещающий показ «пиратской» кинопродукции.
Более того, министр Ольга Любимова пригрозила закрывать кинотеатры, практикующие т.н. «предсеансное обслуживание» (именно так прошли в России «Барби» и «Оппенгеймер»), а Минкульт не желает выдавать прокатные удостоверения даже тем редким иностранным фильмам, которые попадают в страну официально, как новый фильм Гая Риччи «Министерство неджентльменских дел.
Киносети – коммерческие предприятия, не подчиняются Минкультуры и их финансовое благополучие – не проблема министерства.
Послание ясное и обычное для отношений начальства и российского общества – мы сотворили дурь, а вы выкручивайтесь, как хотите.