2,9K подписчиков

ТЛЕН ПО-РУССКИ: 10 самых депрессивных русскоязычных песен (Земфира, Сплин, Летов и другие)

40K прочитали

Привет, меломаны! В октябре прошлого года на YouTube у меня вышел выпуск про депрессивные англоязычные песни, где я попросил зрителей предложить свои варианты таких же мрачных, печальных и вызывающих чувство вселенской тоски песен, но на русском. С тех пор видео собрало больше 2000 комментариев, а значит настал момент поговорить про депрессивные русскоязычные песни. Как я и обещал, сегодняшняя подборка будет основана исключительно на зрительских вариантах и комментариях.

Привет, меломаны!

Как проходил подсчёт голосов? Для начала я убрал все возмущения из разряда: «Вы че, никогда dsbm* не слушали?», что сократило выборку примерно на четверть (*DSBM = depressive suicidal black metal, депрессивный поджанр металла). Из оставшихся сообщений я убрал всё, что касалось зарубежных песен и исполнителей. Осталось два типа комментариев: предложения депрессивных русскоязычных песен и рассерженные возгласы, почему все забыли про Татьяну Буланову (видимо, авторства самой Татьяны Булановой).

Очень даже помним
Очень даже помним

Закончились эти изыскания базовым количественным анализом: я посчитал, каких исполнителей упоминали чаще всего и какие песни этих исполнителей чаще других повторялись в комментах.

По итогу встречайте: статистически обоснованный топ-10 самых депрессивных русскоязычных треков, в котором есть как ожидаемые композиции, так и внезапные повороты. Как всегда, ваши комментарии приветствуются, особенно, если вы не согласны с какими-то позициями – всё-таки грустные и мрачные песни во многом субъективны, и без дискуссии здесь не обойтись. Ну а мы начинаем.

10. Валентин Стрыкало - Бесполезно

Принимаясь за подсчёт голосов, я ожидал, что все десять мест распределятся между классиками русского рока. Это было бы логично, так как сильная поэзия и тексты всегда были отличительно особенностью жанра. Но произошла парадоксальная история – первое и последние места ушли не русским рокерам, по крайней мере в классическом понимании.

На десятой позиции расположился Юрий Каплан и его ироничный проект «Валентин Стрыкало» с песней «Бесполезно».

Уже на дебютном альбоме группы сквозь поток юмора и иронии просвечивала искренняя грусть. Перед выходом второго лонгплея «Часть чего-то большего» на сайте коллектива появилось сообщение:

«Как и на первой пластинке, юмора будет предостаточно, разница лишь в том, что он будет более завуалированным».

И уже тогда стало понятно, что Юрий Каплан стал заложником своего образа. Он хотел творчества и самовыражения, а люди требовали комедию. Зачем нужна серьёзная поэзия и сложная музыка, если парень так смешно поёт про геев под акустическую гитару?

И у этой истории печальный конец. В 2016м у «Валентина Стрыкало» выходит выдающийся в музыкальном плане альбом «Развлечение», в котором уже совсем нет места юмору, зато много рефлексии и всепоглощающей печали. Именно на этой записи появляется песня «Бесполезно», в которой Юрий размышляет на тему бессмысленности движения дальше. Широкая публика альбом не принимает, потому что все хотят смеяться над песнями про избиение женщин и детей, ведь там большая ржака, а тут какое-то унылое г..но, в которое ещё и вдумываться надо. Как результат – в 2019м году талантливый коллектив «Валентин Стрыкало» распадается, а Юрий Каплан уходит из музыки.

9. Noize MC - Вояджер-1

Девятое место в сегодняшнем празднике грусти занимает Иван Алексеев, он же Noize МС, с композицией «Вояджер-1». Нойз всегда мастерски лавировал между агрессивным протестом и камерной пронзительной лирикой. Существенная часть творчества Алексеева состоит из серьёзных, мрачных треков, но даже на их фоне Вояджер заметно выделяется.

Во-первых, здесь нет ни рэпа, ни рока, хотя все мы знаем Нойза как человека, который одним из первых подружил рэп с роком в России (раньше него были разве что питерские «Кирпичи»). Во-вторых, Иван всегда был хорошим мелодистом, но в этой композиции он достигает новой творческой высоты: припев моментально врезается в память уже после первого прослушивания даже у людей, далёких от творчества певца.

На написание песни Нойза вдохновили три элемента, объединившиеся в одной точке. Пандемия с её всепроникающей изоляцией, беседа про космос со старшем сыном во время прогулки, и, внезапно, первый альбом Земфиры, который Иван в тот момент решил переслушать. Строчки про секонд-хэнд и фёрст, как оказалось, являются реверансом в сторону Земфиры с её ченджами на билет и ненужными камбэками.

Тот самый «Вояджер-1»
Тот самый «Вояджер-1»

Лирически песня изящно раскрывает тему тотального одиночества, обращаясь к образу спутника «Вояджер-1», который находится в космосе уже 43 года и с каждым днём всё больше отдаляется от Земли. Для кого-то это песня про космос, а для кого-то – про жизнь здесь и сейчас.

8. ДДТ - Это всё

На восьмую строчку рейтинга зрители поместили нетленку ДДТ «Это всё». И тут я на правах автора канала с вам не соглашусь, в первый, но не последний раз за сегодняшний выпуск. «Это всё» - светлая грусть в концентрированной форме. Ни мрачной, ни тоскливой, ни тем более депрессивной я бы «Это всё» точно не назвал.

Скорее, наоборот, от песни веет спокойствием и надеждой. Сам Шевчук в интервью 94го года отметил, что публика трагично восприняла «Это всё», хотя сам он закладывал в неё светлые идеи.

«Я много думал, что останется после меня, что возьму с собой? Только любовь, только хорошее. Необходимо, чтобы так было. Иначе зачем жить?» - сказал он.

Даже музыкально Шевчук добавил всем знакомый разгон в конце композиции, чтобы после прослушивания оставались лёгкие эмоции.

Я же склонен согласиться с теми, кто в качестве мрачных и трагичных песен из репертуара ДДТ предлагал трилогию «Беда», «Вороны», «Когда ты была здесь». Все три песни посвящены первой жене Шевчука Эльмире, в которую он был без ума влюблен с 84го года и которая трагически ушла из жизни в 92м. В январе ей поставили диагноз «рак головного мозга», а в марте её уже не стало.

Юрий и Эльмира Шевчук
Юрий и Эльмира Шевчук

Пронзительная «Беда» была написана первой, как острая реакция отрицания на смерть любимого человека.

Позже появились «Вороны», где повествование ведётся от лица умершей Эльмиры, и здесь уже чувствуются принятие и смирение.

Наконец, «Когда ты была здесь» - это светлое воспоминание о близком человеке и о тех временах, которые больше не вернутся.

7. Сплин- Романс

Седьмое место по частоте упоминаний занимает Сплин и их «Романс». Красивая ли песня? Однозначно да. Интересный ли в ней текст? Одно из лучших поэтических творений Александра Васильева. Является ли песня депрессивной или хотя бы грустной? Лично для меня нет.

И прежде чем в меня полетят помидоры от любителей Сплина, давайте я поясню свою позицию. Мой участок мозга, который отвечает за восприятие музыки, устроен таким образом, что каждое новое не инициированное самим собой прослушивание композиции снижает её эмоциональную нагрузку.

Что значит «не инициированное самим тобой»? Ну вот, например, иногда бывает настроение слушать одну и ту же песню на репите – включить какой-нибудь Comfortably Numb от Pink Floyd и в течение часа смотреть в одну точку. И это ок, это твоя потребность в моменте. Но часто ты слышишь одну и ту же песню не по своей инициативе, а просто потому что она стала очень популярной, что и произошло с «Романсом» в начале 2000-х. Включаешь радио – там Романс, идёшь в магазин – там Романс, садишься вечером перед телевизором – и там опять Романс. И в какой-то момент налёт печали и меланхолии, органично вплетённый в песню, совершенно теряется из-за банальной заслушенности, ты начинаешь воспринимать композицию как-то механически. И таких примеров много – взять хотя бы трагическую по своей сути «Миллион алых роз» Пугачевой, которая в таком ключе уже совсем не воспринимается. Если ваше музыкальное сознание работает по-другому, пишите в комментариях, давайте обсуждать.

6. Агата Кристи- Серое небо

Очевидно, что ни один рейтинг русских депрессивных песен не обойдётся без братьев Самойловых. Но вот с выбором песни вы меня удивили. Вместо очевидных вариантов, вроде «Двух кораблей» или «Легиона», на шестое место зрители канала практически единогласно поставили композицию Агаты, которая даже не входит в топ-40 по числу прослушиваний на музыкальных сервисах. Это «Серое небо» с альбома «Ураган» 97го года – совершенно нехарактерная по звучанию песня Агаты Кристи, исполненная под аккомпанемент одного пианино.

Лирически этот трек также выделяется на фоне остального творчества Агаты, и даже неискушенный слушатель заметит, что «Серое небо» наполнена какими-то очень личным смыслом, там нет сложных поэтических образов и выдуманных персонажей. Самое удивительное, что эту песню Глеб Самойлов написал в 16 лет и в течение десяти лет не решался её записать, так и правда считал слишком личной.

Вадим и Глеб в юности
Вадим и Глеб в юности

Мать Самойловых работала врачом-анестезиологом и проводила на работе дни и ночи. У брата были свои дела. И именно чувство пронзительного одиночества 16-летний Глеб выразил в словах к Серому небу. Уже после релиза композиции Глеб не очень любил исполнять ее на концертах, потому что фанаты постоянно свистели и кричали в тех моментах, где требовалась тишина. Хороший пример того, что самые сильные эмоции у слушателя вызывают песни, построенные на искренних переживаниях артиста.

5. Егор Летов - Вечная весна

Делаю сразу два признания. Первое - я был уверен, что Егор Летов займёт в сегодняшнем рейтинге уверенное первое место, но он с «Вечной весной» оказался ровно посередине, на пятом.

Второе – я не знаю, как презентовать песни Гражданской обороны и других проектов Летова . Не потому, что они мне не нравятся или я плохо знаком с творениями ЕЛ, а потому что у Летова всегда был особый подход к творчеству. Все статьи на тему «В чем смысл песни «Вечная весна?» не имеют абсолютно никакой ценности, потому что Егор Летов никогда не оперировал понятием «смысл песни» и не любил давать трактовки собственным произведениям.

«Песня или стихотворение зарождаются с одной фразы, мысли, истории. И затем в ходе внутренних переживаний мелодии, стихи, образы начинают валиться на меня как из чёрной дыры» - говорил он.

На выходе получается цельный творческий поток, примерно, как у Дэвида Линча в кино. Поэтому всё, что мы можем однозначно трактовать в «Вечной весне» — это эмоции: в первую очередь, дискомфорт, отчаяние и злость. Ну а содержательная трактовка пускай у каждого будет своя. В конце концов, творческая ценность произведения не в последнюю очередь определяется его универсальностью.

4. Наутилус Помпилиус - Я хочу быть с тобой

Наутилус со своим бессмертным хитом «Я хочу быть с тобой» занимает четвертую строчку сегодняшнего тоскливого хит-парада.

После выхода этой композиции в 89м году на альбоме «Князь Тишины» она быстра ушла в народ, и появилась целая легенда о создании песни. Якобы, у Бутусова была девушка, которая не дождалась его из армии и покончила с собой, а Бутусов, вернувшись из армии, выразил боль от потери в тексте «Я хочу быть с тобой». То, что Бутусов был женат с 80го года, мифотворцев не сильно смущало. Также их не смущал и тот факт, что сам Бутусов очень редко писал стихи, и почти все тексты Наутилуса – дело рук поэта Ильи Кормильцева, который и написал каркас для «Я хочу быть с тобой» за 15 минут, в ожидании девушки, опаздывавшей к нему на свидание.

Вячеслав Бутусов и Илья Кормильцев
Вячеслав Бутусов и Илья Кормильцев

Но Кормильцев был выдающимся поэтом и даже без какой-то реальной трагической истории в основе он смог написать произведение, тронувшее миллионы слушателей. После завершения работы над песней Бутусов не сразу решился презентовать её друзьям и коллегам по группе, так как композиция и по музыке, и по настроению сильно отличалась от привычного Наутилуса. Наконец, на одном из квартирников он всё-таки взял гитару, объявил, что хочет сыграть новую песню, и с чувством запел первые строчи: «Я пытался уйти от любви…». По воспоминаниям присутствовавших, по окончании в комнате воцарилась длительная пауза, которую нарушил гитарист Наутилуса словами: «Ну, это полное г..но!». После чего песня ещё на полгода ушла в архив, и лишь затем стала появляться на концертах группы.

3. Кино - Спокойная ночь

На третьем месте Кино и «Спокойная ночь».

Эту песню Цой написал в Киеве во время съёмок короткометражки «Конец каникул», ставшей дебютом музыканта в кино. Вся съёмочная группа проживала на десятом этаже гостиницы, из окон которой открывался завораживающий вид на ночной город, что и послужило для Цоя вдохновением: «Город стреляет в ночь дробью огней» как раз про это. Песня, без сомнения, выдающаяся и однозначно входит в число лучших произведений русского рока, но для меня здесь срабатывает тот же механизм, что и с «Романсом» Сплина – из-за раскрученности и заезженности песни ее эмоциональный эффект несколько растушевывается и теряет остроту. И если в моменте у меня будет меланхоличное настроение, которое я захочу подкрепить музыкально, то «Спокойную ночь» я вряд ли включу. Зато я точно включу «Раньше в твоих глазах...».

В том самом фильме «Конец каникул» звучат четыре песни группы «Кино». Три из них позже были выпущены на альбоме «Группа крови», а вот акустическая баллада «Раньше в твоих глазах отражались костры...» так и осталась неизданной, поэтому даже не все поклонники Кино о ней знают. Эмоционально очень сильная вещь, которую я рекомендую к прослушиванию всем любителям цепляющей и вдумчивой музыки. Композиция длится всего две минуты, но этих двух минут сполна хватает, чтобы оставить вас один на один с ощущением пустоты и утраты.

2. Земфира- Жди меня

Подбираемся ко второму месту, и здесь вполне заслуженно оказалась Земфира, но как и в случае с Агатой Кристи, песню вы выбрали весьма интересную. Конечно, многие упоминали «Хочешь», «Бесконечность», да и в случае с Земфирой на звание самой депрессивной песни можно выдвинуть примерно любую из её творчества за исключением относительного бодрого дебютного альбома. Но чаще всего в комментариях упоминался трек «Жди меня» с её последнего студийного лонгплея «Бордерлайн», и здесь я полностью поддержку народный выбор.

По сравнению с более ранними работами в «Жди меня» мы уже слышим повзрослевшую и творчески сформировавшуюся Земфиру, которой не нужны гитарные запилы и надрывный вокал, чтобы разворошить что-то глубинное. Да и будем честными, мы все тоже сильно повзрослели с момента релиза «ПММЛ». Оттого простая по содержанию строчка «Жди меня, я когда-нибудь выйду из комнаты», исполненная под аккомпанемент одного пианино, эмоционально цепляет значительно сильнее, чем поэтически выверенное «Хочешь, я взорву все звёзды, что мешают спать?» двадцатипятилетней давности. К слову, сама Земфира считает «Жди меня» своей лучшей песней за долгое время.

1. Дельфин - Весна

Безоговорочное первое место рейтинга самых грустных и цепляющих русскоязычных песен с большим отрывом от Земфиры получает Андрей Лысиков, он же Дельфин. И чаще всего в комментариях упоминался его трек 2004 года «Весна», что вполне закономерно, так как это, пожалуй, самая раскрученная и самая массовая песня Дельфина.

Но одновременно она является и некой золотой серединой в плане печали и тоски. Любители Дельфина прекрасно знают, что у него немало песен, в которых мрак, тлен и безысходность просто зашкаливают - взять к примеру ту же «Надежду», которую тоже часто называли в комментах. Но в «Весне» Дельфин выбрал иную форму грусти – здесь она, скорее, светлая и ностальгическая, да и по форме песня довольно мягкая и мелодичная.

Ну и идеальной вишенкой на этом печальном дельфиньем торте стал клип с кадрами Олимипады 80 – настолько же простой, насколько и гениальный. Этот набор архивных кадров в одночасье меняет общее восприятие: грустный образ отдельно взятых человеческих отношений внезапно превращается в ностальгию по ушедшей эпохе. Чтобы такое проделать, надо очень тонко чувствовать различные грани человеческих эмоций, поэтому первое место Дельфина не вызывает у меня никаких вопросов.

Это был топ-10 самых популярных депрессивных русскоязычных песен, составленный на основе общественного опроса. Но за бортом остались редкие, необычные и странные творения, которые точечно встречались в ваших комментариях - например, группы «Вещие ослы», «Тупые», «Стук бамбука в 11 часов» и «Творожное озеро». Возможно, когда-нибудь я созрею на отдельный выпуск по таким локальным и не очень известным широкой публике командам, а сегодня на этом всё. С вами был канал «Спасибо, послушаю», до встречи в следующих выпусках, друзья.