Почему сцена Благовещения традиционно изображается на царских вратах? Объясняем на примере экспонатов из собрания Музея Фаберже

121 прочитал

7 апреля Православная Церковь отметит великий двунадесятый праздник —Благовещение Пресвятой Богородицы. Изображение этого библейского сюжета традиционно занимает центральное место в храме — оно украшает верхнюю часть Царских («райских») врат. В этой статье мы раскрываем смысл этой иконографической традиции и показываем её различные интерпретации.

Выставка «Красота святости и святость красоты» в Музее Фаберже.
Выставка «Красота святости и святость красоты» в Музее Фаберже.

Какие сюжеты использовались для оформления Царских врат?

От Византии Русь унаследовала представление о том, что одна из
задач иконы — «воплотить Слово». Икона позволяла раскрыть суть
христианского вероучения в ярких зрительных образах (догматичекая,
вероучительная функция). Именно на Руси иконы заняли определенное
место в пространстве храма, образуя высокие иконостасы.

Схема внутреннего пространства храма
Схема внутреннего пространства храма

Иконостас высокой стеной отделяет собой неф — ту часть церкви, где стоят молящиеся, от алтаря. Неф — от греческого «неус» — корабль. Согласно византийской системе богословия, храм уподоблялся Ноеву ковчегу, в котором спасаются верующие от греховного потопа. Алтарь (лат. altarium — жертвенник) — это место пребывания Бога в храме, а главным входом в алтарь являются Царские или «райские» врата.

«Царские врата с изображениями Благовещения и четырех евангелистов». Живопись – конец XVI – начало XVII в. Поволжье. Оклад – конец XIX – начало XX в. Москва. Собрание Музея Фаберже
«Царские врата с изображениями Благовещения и четырех евангелистов». Живопись – конец XVI – начало XVII в. Поволжье. Оклад – конец XIX – начало XX в. Москва. Собрание Музея Фаберже

Одним из древнейших экспонатов собрания Музея Фаберже являются Царские врата, на примере которых возможно ознакомиться с каноническим оформлением подобного рода произведений.

В навершии царских врат традиционно изображена сцена Благовещения. Богоматерь, внимающая архангелу, держит моток пурпурной пряжи. По
преданию, в момент явления небесного посланника Дева Мария пряла
пряжу для завесы Иерусалимского храма — той завесы, которая разорвалась
во время Распятия Христа. Под Благовещением на вратах расположены
четыре евангелиста: Иоанн, Матфей, Лука и Марк. Матфей, Марк и Лука
пишут тексты в книгах-кодексах, а «некнижный» (неграмотный) Иоанн
Богослов диктует слова божественного откровения ученику Прохору.

Листайте галерею.

Каков религиозный смысл этой композиции? Христос открывает человечеству
путь к спасению, вечной жизни. Благую весть о явлении Христа в мир Деве
Марии приносит архангел Гавриил, а всему человечеству — евангелисты. Их
сопровождают символические образы животных. Их можно трактовать
как характерные черты самих Евангельских текстов или как указания на
искупление Иисуса Христа, который вочеловечился (человек/ангел),
покорил врагов (лев), принес себя в жертву за род человеческий (телец) и
вознесся на небеса (орел).

Иконография Царских врат в малых формах

Зачастую иконографическая схема, характерная для Царских врат, использовалась иконописцами при оформлении особого типа икон — складней. Такие иконы зачастую представляли из себя храм в миниатюре и даже украшались золочеными куполами.

Складень «Богоматерь Утоли моя печали, великомученица Варвара, святой князь Владимир». Москва, 1889 г. Фабрика П. Овчинникова. Собрание Музея Фаберже
Складень «Богоматерь Утоли моя печали, великомученица Варвара, святой князь Владимир». Москва, 1889 г. Фабрика П. Овчинникова. Собрание Музея Фаберже

Створки таких складней напоминают Царские врата, поэтому неудивительно, что снаружи их оформляли схожим образом. Один из примеров — складень «Благоверный князь Александр Невский, равноапостольная Мария Магдалина, святитель Николай Чудотворец, мученица царица Александра, с образом Богоматери Утоли моя печали, равноапостольным князем Владимиром и святителем Алексием митрополитом Московским, в возглавиях».

Складень «Благоверный князь Александр Невский, равноапостольная Мария Магдалина, святитель Николай Чудотворец, мученица царица Александра, с образом Богоматери Утоли моя печали, равноапостольным князем Владимиром и святителем Алексием митрополитом Московским, в возглавиях». Живопись – 1855, СПб. Оклад – 1855, СПб. Мастерская Ф.А. Верховцева. Собрание Музея Фаберже
Складень «Благоверный князь Александр Невский, равноапостольная Мария Магдалина, святитель Николай Чудотворец, мученица царица Александра, с образом Богоматери Утоли моя печали, равноапостольным князем Владимиром и святителем Алексием митрополитом Московским, в возглавиях». Живопись – 1855, СПб. Оклад – 1855, СПб. Мастерская Ф.А. Верховцева. Собрание Музея Фаберже

Данный складень был личным даром от «С. Петербургского купца серебряных дел мастера Федора Андреевича Верховцева» семейству императора Александра II, недавно вступившему на престол после смерти отца. Изображенные святые соименны самому Александру, его супруге и четверым детям, родившимся к тому времени у императорской четы. Орнаменты разработаны академиком Ф.Г. Солнцевым, апологетом и одним из основоположников «русского стиля». В закрытом виде складень копирует царские врата XVI столетия, традиционно включающие Благовещение и четырех евангелистов.

Тот же складень в закрытом виде. Сцена Благовещения и четыре евангелиста исполнены в технике выемчатой эмали.
Тот же складень в закрытом виде. Сцена Благовещения и четыре евангелиста исполнены в технике выемчатой эмали.

Сложилась определенная типология подарочных складней. Дорогие изделия в раскрытом виде напоминали архитектурное сооружение, с арками на колоннах, поставленных на пьедесталы. Например, на складне «Господь Вседержитель, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий митрополит Московский» декоративные колонки, покрытые выемчатой эмалью, имеют капители и базы, хотя и стилизованные; снаружи створки решены как врата храма. Его створки воспроизводят царские врата иконостаса, с литыми изображениями Благовещения, евангелистов и  херувимов в  обрамлениях с эмалью по скани. Красная, синяя и голубая эмаль по белому фону смотрится строго и вместе с тем нарядно. Листайте галерею.

Складень «Господь Вседержитель, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий митрополит Московский». Живопись — между 1882 и 1899. Москва. Оклад — между 1882 и 1899. Москва. Фабрика П.А. Овчинникова.
Складень «Господь Вседержитель, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий митрополит Московский». Живопись — между 1882 и 1899. Москва. Оклад — между 1882 и 1899. Москва. Фабрика П.А. Овчинникова.

Помимо представленных выше складней, в собрании Музея Фаберже хранится подобное произведение, изготовленное фирмой Карла Фаберже ко дню венчания Николая II и великой княжны Александры Федоровны.

Складень «Богоматерь Казанская, с образом Спаса Нерукотворного в возглавии, святитель Николай Чудотворец, мученица царица Александра». Живопись – 1894, Москва. Оклад – 1894, Москва. Фирма К. Фаберже. Собрание Музея Фаберже.
Складень «Богоматерь Казанская, с образом Спаса Нерукотворного в возглавии, святитель Николай Чудотворец, мученица царица Александра». Живопись – 1894, Москва. Оклад – 1894, Москва. Фирма К. Фаберже. Собрание Музея Фаберже.

На складне изображены святые покровители императорской четы, на створках снаружи — Благовещение и евангелисты, а с тыльной стороны гравирована дата венчания и объединенный вензель «АН». Красная и зеленая транспарентные эмали наложены здесь по гильошированному фону и выглядят переливающимися, не до конца застывшими; кажется, что их удерживают только наложенная сверху проволочная сетка и золоченые орнаменты. Драгоценные камни — сапфиры, изумруды, рубин, редкий демантоид (так называемый уральский изумруд), оранжевый гранат-спессартин, прозрачные золотисто-зеленые гелиодоры — соперничают с эмалью, иногда превосходящей их своим блеском.

Все перечисленные в статье иконы представлены в Белоколонном зале Музея Фаберже на выставке «Красота святости и святость красоты» (до 14/07/2024).
Купить билет на выставку
по ссылке.

Приглашаем в Лекторий Музея Фаберже!

11 и 18 апреля в Музее Фаберже состоятся лекции Анны Иванниковой, хранителя коллекции поздней русской иконописи Государственного Эрмитажа. Цикл лекций приурочен к выставке «Красота святости и святость красоты».

Подробное описание лекций доступно по ссылке.