295,7K подписчиков

Почему в СССР отказались от опередившего время танка ИС-7

39K прочитали
ИС-7, фото - Парк "Патриот"
ИС-7, фото - Парк "Патриот"

Что самое главное в танке? Броня, пушка или ходовая часть? Или разумный баланс вышеперечисленного? Возможно. Но это далеко не все. Погубить даже самый лучший в мире танк могут и другие факторы, причем еще до постановки его в массовое производство.

Свернуть шею "Мыши"

Куммерсдорфский полигон был одним из крупнейших в Третьем рейхе. Тут испытывалось самое разное оружие - от сверхтяжелых артиллерийских орудий до наводивших ужас на Британию ракет "Фау". Находился тут и "не успевший" до конца войны ядерный центр. И, конечно, тут испытывались танки.

Когда-то, лишь несколько лет назад, грозные, покрашенные в серо-голубой цвет, танки панцерваффе, наводили ужас на весь мир. Теперь же, весной 1945 года, от танковых войск Германии оставались лишь жалкие ошметки. Красная армия наносила удар за ударом, и гитлеровцы, стремясь восстановить потери, гребли в войска все, что лезло под руку. В том числе и танки Куммерсдорфа - испытательные и музейные образцы.

Среди них вполне могли оказаться и два гиганта, 188-тонные танки "Маус" ("Мышь"), настолько тяжелые, что по массе к ним никто не приблизился и поныне. Вернее, полтора - один из построенных для испытаний гигантов не имел башни. Но самой большой в мире "мыши" так и не довелось встретить огнем наступающих русских - вместо этого немцы свои "супертанки" взорвали и бежали.

Поврежденные взрывами "Маусы" привлекли внимание оказавшихся на полигоне красноармейцев - раньше те не видели ничего подобного. Позже советские специалисты восстановили взорванную "Мышь", собрав из двух танков один. После чего махина весом почти в две сотни тонн отправилась в Москву.

Германский танк "Маус", фото - Парк "Патриот"
Германский танк "Маус", фото - Парк "Патриот"

Ознакомившись со сверхтяжелым германским танком, советские конструкторы удивились. Его 200-миллиметровую броню нельзя было пробить в лоб практически нечем. А стоявшая на "Маусе" 128-миллиметровая пушка была самым мощным танковым орудием в Германии.

С одной стороны, Третий рейх был повержен, успев построить лишь полтора "Мауса". С другой, сам факт того, что кто-то создал такое чудище, неизбежно порождал мысли о том, что другие смогут это повторить. Никто не мог дать гарантий, что германский монстр в виде трофея или чертежей не попадет к британцам или американцам. А, значит, надо было разработать танк, который сможет свернуть шею даже попавшейся под руку "Мыши".

Так в Ленинграде летом 1945 года и началась история создания ИС-7.

Щит и меч

Вечная битва атаки и защиты началась еще тысячи лет назад, а, может, и больше. Еще в древнем мире создавались как искусно сделанные и постоянно совершенствовавшиеся доспехи, так и средства их нейтрализации. Мечи, копья, луки - вплоть до тяжелых, пробивающих в средневековье даже рыцарскую броню - в дело шло все.

Но создатели ИС-7, возглавляемые конструктором Николаем Шашмуриным, принимаясь за свой будущий шедевр, не собирались идти на компромиссы. В этом танке должно было быть прекрасно все - и защита, и орудие. Ориентировались на здорово напугавший всех "Маус". И успешно его превзошли, причем с большим запасом.

Новый советский танк имел 150-миллиметровую лобовую броню, но, в отличие от той же "Мыши", расположенную под рациональными углами. Это фактически увеличивало толщину брони, которую должен был преодолеть неприятельский снаряд и увеличивало шанс его рикошета.

ИС-7 во время испытаний, фото - Парк "Патриот"
ИС-7 во время испытаний, фото - Парк "Патриот"

В итоге ИС-7 не пробивала не только 128-миллиметровая пушка "Мауса", но и собственное 130-миллиметровое орудие С-70. А ведь оно превосходно расправлялось с самим "Маусом" с километровой дистанции. А еще недавно он казался неуязвимым.

Но бывает так, что формально броня не пробита, а внутри танка все мертвы - из-за ударной волны или отколовшихся с внутренней стороны танковой брони элементов. Поэтому прочность брони и удачность конструктивных решений с наклонной броней решили проверить на деле. В ИС-7 на испытаниях на места экипажа посадили собак. Обстреляв танк, открыли люки, и обнаружили, что четвероногие, хоть и изрядно перепуганы, но в целом вполне себе живы и здоровы. А, значит, танк защищал экипаж надежно.

Хай-тек сороковых годов

В конструкции ИС-7 не стеснялись использовать самые передовые технологии. В годы Великой Отечественной они были немыслимы, потому что танков надо было построить много и быстро, и в них должно было быть как можно меньше сложных, экспериментальных элементов. Нужен был результат, стране было не до исследований, она сражалась не на жизнь, а на смерть. После Победы все обстояло иначе - и конструкторы с радостью хватались за подвернувшуюся возможность.

Например, в танке имелся зенитный пулемет на башне. Казало бы, ничего необычного - ну, да, крупный калибр, но ведь такой и на ИС-2 был. Но он мог дистанционно управляться из танка. Казалось бы, мелочь, но сколько такое нововведение спасало жизней в потенциальных городских боях! Ведь высунувшийся из люка танкист может стать жертвой огромного количества опасностей, от снайпера до шального осколка.

Еще на ИС-7 был автомат заряжания с электроприводом. Это доводило его скорострельность до фантастических для 1940-х годов 6-7 выстрелов в минуту. Для сравнения - ИС-2 из 122-миллиметровой пушки делал 1,5-2,5 выстрела в минуту.

Зенитный пулемет ИС-7, фото - Парк "Патриот"
Зенитный пулемет ИС-7, фото - Парк "Патриот"

Фактически, ИС-7 мог стрелять со скоростью германского "Тигра". Только вот "Тигру" были нужны сравнительно легкие 88-миллиметровые снаряды, да и заряжание было унитарное. ИС-7 же требовал раздельного заряжания, где гильза с зарядом досылалась уже после снаряда. И, конечно, 130-миллиметровый снаряд ИС-7 обладал куда более серьезным разрушающим действием - при такой же скорострельности.

Отдельное восхищение вызывали ходовые качества танка. ИС-7 весил 68 тонн - на пару десятков тонн больше, чем другие тяжелые танки времен войны. При этом дизель мощностью в 1050 лошадиных сил разгонял танк до 60 километров в час по шоссе. Еще незадолго до войны такими скоростями мог похвастаться только легкий БТ (быстроходный танк), а тут - 68-тонная махина!

Правда, не все шло идеально. Например, однажды на испытаниях двигатель одного из танков загорелся, и система пожаротушения сработала не так, как надо. Экипаж выскочил наружу, танк сгорел. Но на стадии испытаний такие эксцессы были делом нормальным, и все это можно было доработать.

Но такой возможности для конструкторов ИС-7 жизнь не предоставила.

Хорошее - враг лучшего

Танк был со всех сторон великолепен, но еще на стадии разработки было понятно, что обойдется он советскому бюджету недешево. Великая Отечественная отгремела совсем недавно, и все отлично понимали, что современные войны - массовые. И в них количество танков значит ничуть не меньше качества.

Но это был далеко не единственный момент.

Вес советских массовых тяжелых танков обычно колебался в пределах 40-50 тонн. Под эту массу была создана масштабная инфраструктура - от железнодорожных платформ, способных их выдержать, до нормативов прокладываемых мостов. Важным элементом были тягачи - подбитые и сломавшиеся танки требовали эвакуации для ремонта. И тащить их по изрытому воронками полю боя в любую погоду, которая могла породить и глубокий снег, и раскисшую землю, должно было что-то достаточно мощное.

Знаменитый "щучий нос" танк унаследовал от ИС-3. Фото - Парк "Патриот"
Знаменитый "щучий нос" танк унаследовал от ИС-3. Фото - Парк "Патриот"

Тщательно подумав и взвесив все "за" и "против", в СССР все же решили, что практически неуязвимый танк - это, конечно, хорошо, но перестраивать всю инфраструктуру для него больно уж долго, сложно и дорого. Тем более что полностью неуязвимых машин не бывает. Это ветераны РККА знали отлично - еще была свежа память о борьбе с, казалось бы, неубиваемыми "Тиграми".

Поэтому танк, опередивший свое время, был отодвинут в пользу более практичных машин - в феврале 1949 года было принято решение немедленно остановить все работы над танками, вес которых превышает 50 тонн. И грозный ИС-7 в одночасье стал историей.

Но ИС-7 - это не только история. Кое-что с тех времен сохранилось и до наших дней. Так, например, в подмосковном парке "Патриот" началось восстановление одного из опытных образцов. Грозный ИС-7 поставят на ход, и тогда он вновь сможет передвигаться - прямо как в эпоху своего создания в 1940-х годах.

Автор - Тимур Шерзад